В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать
• химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
• называть: химические элементы, соединения изученных классов;
• объяснять: сущность реакций ионного обмена;
• характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
• определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
• составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
• распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак;
растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат - ионы;
• вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• безопасного обращения с веществами и материалами;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
• критической оценки информации о веществах, используемых вбыту;
• приготовления растворов заданной концентрации.
Раздел III
КАДЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Изучаемые вопросы. Подготовка к итоговой аттестации (ГИА) | Сроки прохождения программы (дата) | Домашнее задание | Лабораторные опыты | Демонстрационные опыты | |||||
Повторение некоторых вопросов курса 8 класса (5 часов) | |||||||||||
1 (1) | Атом - важнейшая частица вещества | Строение атома, электронные схема, формулы А1 | 3.09 | конспект | |||||||
2 (2) | Окислительно-восстановительные реакции Метод электронного баланса | Окисление, восстановление Окислитель, восстановитель, степень окисления | 5.09 | Уравнения реакций № 31-36, уравнения реакций | |||||||
3 (3) | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Виды химической связи | Строение атома, характеристика элемента по плануА1, А2, В1 Составление схем образования связи, электроотрицательность, степень окисления А4, А7, В4, | 10.09 | Характеристика элементов 6,11, 14, 16, 24, 26 Составить схемы образования соединений. (хлорида калия, бромида кальция, оксида натрия, кальция, азота, аммиака, метана) | ЛО №1 «Свойства некоторых оксидов солей, кислот и оснований», «Образцы неорганических соединений» | Модели кристаллических решеток | |||||
4 (4) | Важнейшие соединения металлов – оксиды (основные) и основания и неметаллов – оксиды (кислотные) и кислоты. Типы химических реакций | Классификация неорганических соединений и их свойства Реакции соединения, разложения, замещения, обмена, ОВР, экзо - и эндотермические А6, А7 | 12.09 | Выучить таблицы «свойства неорганических соединений» Тест по темам повторения | Образцы неорганических соединений. Опыты, раскрывающие взаимосвязь строения и свойств: а) возгонка иода; б) нагревание нафталина и кварца; в) нагревание серы и поваренной соли | ||||||
5(5) | Входной контроль знаний | Тестирование по темам повторения | 17.09 | ||||||||
Раздел 1. Теоретические основы химии. 18 часов | 12.09 | ||||||||||
Тема 1. Химические реакции. 5 часов | |||||||||||
1 (6) | Химия — наука о веществах и их превращениях. Путь протекания химических реакций | Химическая кинетика. Скорость химической реакции. Методы определения скорости | 19.09 | §1,2 Стр. 7 № 1-2 Стр.10 № 1-2 Стр.12 № 1 | ЛО № 2 Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами, взаимодействие порошка и гранул цинка с соляной кислотой, от концентрации и температуры (взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой) | Зависимость скорости реакции от концентрации, температуры, природы реагирующего вещества | |||||
2 (7) | Скорость химической реакции | Концентрация, температура, природа реагирующих веществ, площадь поверхности соприкосновения реагентов, катализатор | 26.09 | § 2 Стр. 13 №2-5 Зад.№1.25-1.27,1.29,1.40 | ЛО № 3 Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора (оксида марганца (IV) | Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при разных температурах, Взаимодействие пероксида водорода с оксидом марганца (VI) | |||||
3 (8) | Решение задач по термохимическим уравнениям | Решение задач А30 | 1.10 | Домашняя контрольная работа Задачник.стр.6-7 1.2, 1.5,1.9 | |||||||
4 (9) | Химическое равновесие | Обратимость химических реакций. Состояние химического равновесия. Условия смещения химического равновесияА7 | 3.10 | § 2с.13 ПР №1Влияние различных факторов | ЛО № 4 Влияние концентрации реагирующих веществ на химическое равновесие (на примере взаимодействия хлорида железа (III) с роданидом калия) | ||||||
5 (10) | Практическая работа №1.Влияние различных факторов на скорость химической реакции. | 8.10 | Две задачи | ||||||||
Тема 2. Растворы. Теория электролитической диссоциации. 13 часов | 8.10 | ||||||||||
1 (11) | Понятие о растворах. Теории растворов | Сведения о растворах: определение растворов, растворители, растворимость, классификация растворов Предпосылки возникновения теории ЭД А8, А9 | 10.10 | § 6,7,8,9 Стр. 25 № 3-5 Стр. 27 № 1-4 Стр. 30 № 1,2 | Испытание веществ, их растворов на электрическую проводимость Получение водных и неводных растворов | ||||||
2 (12) | Вещества — электролиты и неэлектролиты | Количественные характеристики процесса электролитической диссоциации А8, А9 | 15.10 | § 10 Стр. 32 № 2-4 | ЛО № 5. «Работа с индикаторами»; | Влияние растворителя на диссоциацию (растворители соляная кислота и спирт). Дегидратация, гидратация ионов (на примере безводных солей и кристаллогидратов хлорида кобальта (II), сульфата меди (II) | |||||
3 (13) | Диссоциация кислот, оснований и солей | Решение задач на определение массы продукта, если одно из реагирующих веществ в избытке С2, А8, А9, А10 | 17.10 | Задачи, формулы неорганических соединений | ЛО № 6. «Реакции обмена между растворами электролитов» | ||||||
4 (14) | Сильные и слабые электролиты | 22.10 | §11, стр.38 № 1-3 | ||||||||
5 (15) | Реакции ионного обмена. Свойства ионов | Ионные уравнения А9, А14, А10 | 24.10 | § 12 Стр. 41 № 1-3 | ЛО № 7 определение возможности протекания обменных реакций стр. 40 | ||||||
6 (16) | Химические свойства кислот как электролитов | Ионные уравнения А9, А14, А10 | 29.10 | § 13 Стр. 44 №1-4 | ЛО № 8 «Химические свойства растворов кислот». | ||||||
7 (17) | Химические свойства оснований как электролитов | Ионные уравнения А9, А14, А10 | 5.11 | § 14 Стр. 47 № 1-3 | ЛО № 9 «Химические свойства оснований». | ||||||
8 (18) | Химические свойства солей как электролитов | Классификация солей, способы получения, основные А15, А9, А8, А10 | 7.11 | § 15 Стр. 50 № 1-3 | ЛО № 10 «Химические свойства солей». | ||||||
9 (19) | Гидролиз солей | Гидролиз А7, А18 | 12.11 | §16 Стр. 44.№ 3,4 Стр. 47 №1-3 Стр. 53 № 1,2 | ЛО № 11 «Гидролиз растворов солей». | ||||||
10 (20) | Решение задач | Решение задач на определение массы продукта, если одно из реагирующих веществ в избытке С2, А8, А9, А10 | 14.11 | ||||||||
11 (21) | Обобщение знаний по теме 2 | Применение теорий в химии | 19.11 | § 17 повторить §6-16 ПР № 2 (записи в тетради) | |||||||
12 (22) | Практическая работа № 2 Решение экспериментальных задач по теме. «Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей» | Совершенствование умений работать с химическим оборудованием и веществами А11, А12, А13, А14, А15 | 21.11 | Повторить § 6-17 | |||||||
13 (23) | Контрольная работа № 1 «Электролитическая диссоциация» | Контроль знаний | 26.11 | ||||||||
Раздел II. Элементы-неметаллы и их важнейшие соединения. 28 час | 26.11 | ||||||||||
Тема3. Общая характеристика неметаллов. 2 часа | 28.11 | ||||||||||
1 (24) | Элементы-неметаллы в природе и периодической системе элементов Д.И. Менделеева | Положение неметаллов в ПСХЭ, общие свойства, зависимость свойств от строения и положения в ПСХЭ А1, А2 | 28.11 | §18,19 Стр.58 № 1-5 | Образцы простых веществ неметаллов и их соединений. | ||||||
2 (25) | Кристаллическое строение и физико-химические свойства неметаллов. Соединения неметаллов | Аллотропия неметаллов, химические свойства неметаллов А5, А11, В2, А18, В3 | 3.12 | §20-22 Стр. 62 №1-3 Стр. 65 №1-2 Стр. 68 № 2-6 | |||||||
Тема 4. Подгруппа кислорода и ее типичные представители. 5 часов | 101.12 | ||||||||||
1 (26) | Сравнительная характеристика неметаллов главных подгрупп | Подгруппа халькогенов и ее характеристика. Свойства, закономерности изменения свойств А18, В3, В2, А11, А5 | 5.12 | §23, 24, 29,40 Стр. 72 № 1-5 | |||||||
2 (27) | Сера — представитель VIA-группы | Аллотропия и физические, химические свойства серы А18, В3, В2, А11, А5 | 10.12 | §25 Стр. 77 № 1-6 | ЛО № 12 Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений, ознакомление с образцами соединений галогенов | Получение пластической серы и изучение ее свойств Качественные реакции на анион серы (сульфид) | |||||
3 (28) | Сероводород. Сульфиды | Строение, физические и химические свойства, восстановительные свойства сероводорода, качественная реакция на сероводород и сульфиды А18, В3, В2, А11, А5, С1 | 12.12 | §26 Стр. 82 № 1-6 | |||||||
4 (29) | Оксиды серы | Кислородсодержащие соединения серы, состав, строение, свойства, оксиды, кислоты А18, В3, В2, А11, А5, С1 | 17.12 | §27,28 до стр.88 Стр. 86 № 1-6 | Получение сернистого газа и исследование его свойств | ||||||
5 (30) | Серная кислота и ее соли | Физические и химические свойства серной кислоты, гигроскопичность, качественная реакция, применение серной кислоты А18, В3, В2, А11, А5, С1 | 19.12 | §28 стр.88-94 Стр. 94 № 1-7 | ЛО № 13 Качественная реакция на сульфат - анион | Свойства концентрированной серной кислоты | |||||
Тема 5. Подгруппа азота и ее типичные представители. 6 часов | 14.01 | ||||||||||
1 (31) | Азот — представитель VA-группы | Реакционная способность атома и молекулы азота, зависимость свойств от строения, применение азота А18, В3, В2, А11, А5, С1 | 24.12 | §30,35 Стр. 109 №1-7 | |||||||
2 (32) | Аммиак. Соли аммония | Строение, физические и химические свойства, получение аммиака, соли аммония, качественные реакции на ионы нитрата и аммония, применение аммиака и солей аммония А18, В3, В2, А11, А5, С1, В4 | 26.12 | §31 Стр. 116 № 1-10 по выбору ПР№3 | ЛО № 14 Качественная реакция на ион аммония | Соли аммония, растворимость солей, получение аммиака и изучение его свойств | |||||
3 (33) | Практическая работа № 3. «Получение аммиака и опыты с ним» | Совершенствование умений работать с химическим оборудованием и веществами А17 | 14.01 | Повторить §31-32 | |||||||
4 (34) | Оксиды азота. | Свойства оксидов, А18, В3, В2, А11, А5, С1, В4 | 16.01 | § 32 | |||||||
5 (35) | Азотная кислота, соли азотной кислоты и их применение | физические и химические свойства азотной кислоты, взаимодействие с металлами, окислительные свойства азотной кислоты, качественная реакция на нитрат-ион, применение кислоты и солей | 21.01 | §33,34 Стр. 121 № 5,6,8 Стр. 128 4-7 Стр.131 № 4, 8 (по выбору) | Изучение свойств азотной кислоты, взаимодействие с металлами | ||||||
6 (36) | Фосфор и его соединения | Аллотропные модификации фосфора. Его свойства и применение, получение. Оксиды фосфора и кислоты, их свойства, соли, качественная реакция на фосфат-ион А18, В3, В2, А11, А5, С1, С2 | 23.01 | § 36, 37, 38 Стр. 139 № 2-5 Стр. 143 № 4,5 Стр.146 № 5 (по выбору) | Получение оксида фосфора и изучение его свойств | ||||||
Тема 6. Подгруппа углерода и ее типичные представители. 8 часов | 4.02 | ||||||||||
1(37) | Углерод — представитель IVА-группы. Простые вещества | Аллотропные модификации углерода. Адсорбция. Соединения углерода и их свойства, распространение в природе | 28.01 | § 41 -45 Стр. 162 № 2 Стр.164 № 2-6 Стр..168 № 3,4,8 Стр. 171 № 1,2,6 (по выбору) | |||||||
2(38) | Оксиды углерода | Строение оксида, физические и химические свойства, получение | 30.01 | §43 стр.168 № 1-8 (по выбору) | ЛО № 15 Качественные реакции на карбонат - ион и гидрокарбонат - ион | Получение углекислого газа и изучение его свойств | |||||
3 (39) | Угольная кислота и ее соли | Гидрокарбонаты, качественные реакции на карбонат-ион. Строение, свойства и получение | 4.02 | §44 Стр. 171 № 1-7 | |||||||
4 (40) | Кремний и его соединения. Силикатная промышленность | Аллотропные модификации кремния, оксид и кремниевая кислота, силикатная промышленность | 6.02 | § 46, 47, 48 Стр. 175 № 2,.3,5 Стр. 179 № 1,2,5,9 ПР № 3 Домашняя контрольная работа | ЛО № 16 Гидролиз солей кремния | Соединения кремния | |||||
5 (41) | Обобщение знаний по темам 3, 4 | Совершенствование навыков решения задач и упражнений | 11.02 | 3 задачи Повторить § 18-38, § 40 -48 | |||||||
6 (42) | Решение задач по темам 3 и 4 | Совершенствование навыков решения задач на вычисление массы или объема по известной массе или по объему исходного вещества, содержащего примеси | 13.02 | Домашняя контрольная работа | |||||||
7 (43) | Практическая работа №4 Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов | Совершенствование навыков работы с оборудованием для получения газов | 18.02 | Задания по выбору | |||||||
8 (44) | Контрольная работа № 2 «Неметаллы» | Контроль знаний | 20.02 | Повторить §18-38, 40-48 | |||||||
Тема 7. Общие сведения об органических соединениях. 11 часов | 5.03 | ||||||||||
1 (45) | Органическая химия — отрасль химической науки. Особенности состава и многообразие органических соединений | Первоначальные сведения об органических веществах и их строении | 25.02 | § 49,50 Стр. 186 № 1-6 ПР №3, вопросы и задачи | Демонстрация коллекций «Нефть», «Природный газ», «Каменный уголь» | ||||||
2 (46) | Теория химического строения органических соединений A.M. Бутлерова | Органические и неорганические вещества, органическая химия. Структурные формулы, изомер, изомерия, основные положения теории химического строения органических соединений А16 | 27.02 | § 50 Стр. 186 № 1-6 | |||||||
3 (47) | Понятие о предельных углеводородах. Алканы | Предельные углеводороды. Гомологи, гомологическая разность, гомологический ряд. А16 | 3.03 | § 51- 54 Стр. 190 № 1,2,7-9 Стр. 193 № 1-4 Стр. 196 № 5 Стр. 200 № 5 | ЛО № 17 Модели молекул предельных углеводородов | ||||||
4 (48) | Физико-химические свойства и применение алканов | Реакция замещения, хлорирование. А7, А16, | 5.03 | § 55 Стр. 203 №2-7, 10 | Получение метана (видео) | ||||||
5 (49) | Непредельные углеводороды - алкены и алкины | Типы гибридизации, сигма и пи связи. Реакции присоединения, качественные реакции Гомологический ряд алкинов, реакции присоединения, качественные реакции, номенклатура и свойства А7, А16, А3 | 10.03 | § 56, 57, 58, 59 Стр. 207 № 1,2 Стр. 211 № 2,4,5, 6,7 Стр. 214 № 1-5ъ (по выбору) | ЛО № 18 Модели молекул алкенов ЛО № 19 Модели молекул алкинов | Получение алкенов, качественная реакция на алкены (видео) | |||||
6 (50) | Спирты. Предельные одноатомные спирты | Функциональная группа. Виды изомерии. Химические свойства, получение, токсичность, наркотик. А17, А16 | 12.03 | § 61-63 Стр. 218 № 1-5 Стр. 220 № 4,5 Стр. 221 № 1,2 | Воспламенение спиртов, взаимодействие с металлическим натрием, окисление этанола оксидом меди (II) | ||||||
7 (51) | Карбоновые кислоты | Функциональная группа органических кислот, реакция этерификации, сложные эфиры. | 17.03 | § 64 Стр. 224 № 1-5 | ЛО № 20 Свойства уксусной кислоты | ||||||
Биологически важные соединения. 4 часа | 9.04 | ||||||||||
1 (52) | Химический состав растений и животных – жиры, белки углеводы | Углеводы. Гидролиз, энергетическая и строительная функции углеводов, белков и жиров А16 | 19.03 | § 65, 66, 67 Стр. 226 № 1-3 Стр. 228 № 1-5 Стр. 231 № 1-4 | ЛО № 21 Растворимость жиров, углеводов | Денатурация белка, цветные реакции на белок, глюкозу | |||||
2 (53) | Обобщение знаний по темам 5, 6 | Систематизация знаний | 7.04 | §39, 49-58, 60-67 ПР №4 повторить свойства органических соединений | |||||||
3 (54) | Практическая работа № 5 «Определение качественного состава органического вещества» | Совершенствование умений работать с химическим оборудованием и веществами А17 | 9.04 | Домашняя контрольная работа | |||||||
4 (55) | Контрольная работа №3 «Органические соединения» | Контроль знаний | 14.04 | ||||||||
Раздел III. Элементы-металлы и их важнейшие соединения. 11 часов | 23.04 | ||||||||||
Тема 8. Общие свойства металлов. 2ч | 28.04 | ||||||||||
1 (56) | Элементы-металлы в природе и периодической системе элементов Д.И. Менделеева | Положение металлов в ПСХЭ. Особенности строения атомов металлов А5, В1 | 16.04 | § 68 Стр. 234 № 1,2,4 | Образцы металлов и их соединений | ||||||
2 (57) | Кристаллическое строение и физико-химические свойства металлов, получение | Металлы – простые вещества, их строение и свойства. Металлическая кристаллическая решетка, коррозия металлов, получение металлов электролизом раствора или расплава А3, А5, В4 | 21.04 | § 69,70 Стр. 236 № 1-7 Стр. 240 №1-3 | |||||||
Тема 9. Металлы главных и побочных подгрупп и их соединения. 9 часов | 5.05 | ||||||||||
1 (58) | Сравнительная характеристика металлов главных подгрупп | Положение металлов в ПСХЭ. А5, В1 | 23.04 | § 68 Стр. 234 № 1,2,4 | Образцы металлов и их соединений | ||||||
2 (59) | Щелочные металлы и их соединения | Физические и химические свойства металлов. А11 – А15 | 28.04 | § 76,77, Стр. 272 № 1-3 | ЛО № 22 Природные соединения кальция | Взаимодействие металлов с неметаллами и водой | |||||
3 (60) | Щелочноземельные металлы. Жесткость воды | Физические и химические свойства металлов А11 – А15 | 30.04 | § 78, 79, Стр. 277 № 1 Стр. 279 № 1-3 | |||||||
4 (61) | Алюминий | Соединения алюминия А5, А11, В1, В2, В3, В4 | 5.05 | § 82 Стр. 287 1-3 Домашняя контрольная работа | ЛО № 23 Получение гидроксида алюминия и изучение его свойств | ||||||
5 (62) | Железо — представитель металлов побочных подгрупп | р- и d- элементы | 7.05 | Стр. 287-289 § 83 Стр. 291 № 1-3 | ЛО №24 Качественные реакции на ионы железа | Важнейшие соединения железа | |||||
6 (63) | Обобщение знаний по темам 7, 8 | Оксиды, гидроксиды, соли А12, В3 | 12.05 | Стр.294 № 1-4 ПР № 5 стр.295 | |||||||
7 (64) | Решение задач на определение массовой доли выхода продукта реакции от теоретически возможного | Совершенствование навыков решения расчетных задач | 14.05 | 5 задач | |||||||
8 (65) | Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» | Совершенствование умений работать с химическим оборудованием и вещества | 12.05 | §68-71, 73-84 Повторение, подготовка к КР №5 | |||||||
9 (66) | Контрольная работа № 4 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» | Контроль знаний | 14.05 | Сообщения и презентации по экологии | |||||||
Раздел IV. Производство неорганических веществ. 2 часа | |||||||||||
Тема 10. Производство и применение неорганических веществ. Тема 11. Вопросы экологии. 2 часа | |||||||||||
1 (67) | Понятие о химической технологии Производство и применение серной кислоты | Химическая технология. Научные принципы производства Сырье. Основные стадии производстваА17. | 19.05 | § 85 Стр. 298 № 1-2 §86, 87 Стр. 304 № 1-3 | Модели производства серной кислоты | ||||||
2(68) | Понятие о металлургии, производство чугуна и стали | Перспективы развития металлургии А17, А18 | 21.05 | § 88 §89 Стр. 313 № 1-5 Сообщения и презентации | |||||||
Часа резервное время