Эффективность управления маркетингом зависит от трех факторов: выбранной стратегии, организационной структуры и от того каким образом эта структура функционирует.
Организационная структура маркетинговой деятельности определяется как конструкция организации, на основании которой осуществляется управление маркетингом, или – это совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью. Организационная служба маркетинга может иметь одну из следующих ориентаций (67) по: функциям, товарам, рынкам и покупателям, регионам, функциям и товарам, функциям и рынкам, функциям и регионам.
Структура функционального типа целесообразна для предприятий у которых количество товаров и рынков невелико. В этом случае рынки и производимые товары рассматриваются как однородные, для работы с которыми необходимы специальные отделы.
Для предприятий, выпускающих большое количество разнообразной продукции, требующей специфических условий производства и сбыта, целесообразна структурная организация маркетинга по товарному принципу. Управление по определенному товару координирует весь комплекс маркетинга по этому товару и быстро реагирует на возникающие проблемы рынка. В функции такой структуры входят:
|
|
-составление плана и бюджета маркетинга;
-прогнозирование возможных изменений на рынке товара;
-сбор и изучение информации о деятельности конкурентов;
-координация деятельности всех подразделений предприятия, влияющих на маркетинг конкретного товара;
-отслеживание ценовой политики на реализуемый товар;
-совершенствование ассортимента товаров.
Для предприятий, продающих свою продукцию на разных рынках, где наблюдаются неодинаковые товарные предпочтения, а товары требуют специфического обслуживания, целесообразна организация маркетинга по рынкам и покупателям. Рынком может выступать отрасль промышленности либо сегмент однородных покупателей.
На предприятиях, выпускающих продукцию, покупаемую в регионах, в каждом из которых необходимо учитывать специфику потребителей, маркетинговые структуры могут быть организованы по регионам. При этом торговые агенты могут жить и работать в пределах обслуживаемой территории.
Комбинация интересов создает остальные композиции структур.
При организации маркетинговой службы необходимо учитывать следующее:
Единство целей, базовые из которых: объем продаж, прибыль, рентабельность и т.д.
Простота маркетинговой структуры для обеспечения легкого приспособления к ней персонала предприятия.
Эффективная система связей между подразделениями, обеспечивающая четкую передачу информации.
|
|
Принцип единого подчинения.
Малозвенность маркетинговой структуры.
Гибкость маркетинговой структуры для перестройки в зависимости от обстоятельств.
Организационные структуры могут быть двух типов: «жесткие» (механистические) и «мягкие» (организмические). Жесткая структура предопределяет круг обязанностей работников контрактом или должностной обязанностью. Они эффективны в условиях стабильной внешней среды.
Мягкие структуры применимы в изменчивой среде. Круг обязанностей работников определен примерно, и работник обязан выполнять любую, связанную с основной, работу.