I. Подготовительный этап

Работа над проектом начинается со сбора информации по теме и изучения общественного мнения. Актуальность выбранной темы обсуждалась на заседании совета старшеклассников и органов школьного самоуправления. Вся работа по проведению недели психологии осуществлялась в тесном сотрудничестве с ними.

Для проведения опроса была разработана анкета, позволяющая выявить характер представлений учащихся и педагогов о понятии «толерантность» и толерантном поведении.

Анкета.

Выберите из трех возможных ответов один, который наиболее близок к Вашей точке зрения в предложенных ситуациях и вопросах.

1. В вашем классе появился новичок, взгляды которого не совпадают со взглядами класса на большинство проблем. Он всех раздражает. Вы считаете, что лучше всего:

а) объявить ему бойкот;

б) не обращать на это внимание;

в) постараться изменить свое отношение к новичку.

2. Ваш товарищ резко изменил свой имидж и Вам это не понравилось. Вы будете стремиться:

а) «уколоть» его;

б) игнорировать его;

в) терпимо относиться к нему.

3. Как Вы относитесь к человеку, религия которого отличается от Вашей?

а) мне хочется унизить и оскорбить его веру;

б) каждый человек имеет право на свой выбор;

в) с уважением отношусь к любой религии.

4. Как Вы относитесь к однокласснику из неблагополучной семьи?

а) стараюсь не общаться с ним;

б) не замечаю его;

в) стараюсь поддержать его.

5. Что такое толерантность?

6. Что значит быть толерантным?

Анализ результатов опроса показал, что 74% из 150 опрошенных не знакомы с понятием «толерантность» и имеются отдельные случаи проявления нетерпимости по отношению к окружающим. Исходя из этого, была сформулирована проблема, поставлены цели и задачи недели психологии.

Проблема: недостаточный уровень представлений о понятии «толерантность» и сформированности толерантного поведения.

Цель: способствовать формированию толерантного отношения к окружающему миру как осознанной жизненной позиции личности.

Задачи:

1. расширить представление учащихся и педагогов школы о понятии «толерантность»;

2. содействовать воспитанию межличностных отношений в духе принятия, понимания, признания;

3. провести психологические игры и уроки, позволяющие учащимся получить непосредственный опыт и практические навыки толерантного поведения;

4. организовать деятельность педагогов и учащихся для ознакомления с проектным методом, способствующим формированию умений анализировать проблемные ситуации и навыков сотрудничества;

5. определить перспективы развития проекта.

Уточняются основные направления работы с учащимися и педагогическим коллективом, и составляется план.

План работы.

1. Оформить помещение школы. Разместить:

- информационные стенды, плакаты, изречения, раскрывающие понятие «толерантность»;

- объявление о неделе психологии;

- план недели психологии;

- стенгазеты, выполненные учащимися на тему «Чему нас учат религии мира».

2. Оформить «Уголок психолога» в методическом кабинете для педагогов с разработками уроков и внеклассных мероприятий по теме «Толерантность».

3. Провести работу с педагогическим коллективом:

- выступить на совещании учителей с целью введения их в тему недели психологии;

- дать методические рекомендации учителям - предметникам

по развитию толерантности на уроках истории, обществознания, биологии;

- провести беседу с классными руководителями по проведению

внеклассных мероприятий на развитие толерантности.

4. Организовать работу с учащимися:

- провести психологические игры на развитие толерантности:

«Радужный камень» для учащихся начальной школы, «Волшебный кристалл» для учащихся 5-7 классов, «Встречи во Вселенной» для старшеклассников;

- организовать работу проектной группы учащихся по разработке правил толерантного поведения и проведения дня толерантности в школе;

- провести цикл лекций и бесед для творческой группы старшеклассников по теме: «Толерантность - этика будущего» с целью ознакомления с учениями В.Вернадского, М.Бахтина, В.Соловьева;

- осуществлять руководство творческой группой учащихся по разработке и защите проекта «Толерантность - этика будущего;

- курировать работу школьной пресслужбы по освещению мероприятий недели психологии.

5. Подвести итоги недели психологии:

- организовать получение «обратной связи» с помощью листа отзывов и предложений для учащихся и педагогов отдельно;

- использовать методику «Цветопись» для выявления эмоционального отношения участников к прошедшей неделе психологии;

- отчет о проделанной работе организовать в виде презентации творческих работ и защиты проектов на заключительной конференции;

- подвести итоги игры «Тайный друг».

На этом же этапе назначаются ответственные за проведение конкретных мероприятий, устанавливаются сроки и составляется смета расходов.

II. Основной этап.

На данном этапе последовательно осуществляется работа по реализации запланированных мероприятий, начиная с оформления помещения школы. Материалом для оформления могут быть различные плакаты, стенды, изречения известных писателей, философов, психологов, раскрывающие суть понятия «толерантность» (Приложение I).

Ключевыми словами нашей недели психологии были слова золотого правила этики: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой». Весь материал для оформления помещения школы готовится заранее с привлечением к работе членов школьной редколлегии. Выпускаются стенгазеты на тему: «Чему нас учат религии мира», отражающие нравственные устои и ценности, которые способствуют духовному развитию человека любой религиозной конфессии. Вывешивается план недели психологии, расписанный по дням, оформляется стенд работы пресс- службы, в котором могут быть следующие рубрики: «Что? Где? Когда?» (здесь точно указываются место, время и ответственные за конкретные мероприятия), «Это интересно» (отмечаются известные и интересные факты по теме), «Ваши пожелания», «Заметки репортера» и др. В ходе всей недели психологии активно работает группа учащихся из 8-9-х классов - «Репортеры». Они посещают все мероприятия, берут интервью у участников и освещают их в стенной печати. В методическом кабинете для педагогов оформляется «Уголок психолога», содержащий разработки уроков, внеклассных мероприятий по развитию толерантности, заметки и статьи по теме из периодической печати.

Работа с учащимися строится таким образом, чтобы в ней могли принять участие все классные коллективы. Исходя из возрастных особенностей детей, осуществляется подбор содержания и формы проведения мероприятий. Для учащихся начальной школы могут быть проведены психологическая игра «Радужный камень» и конкурс рисунка на тему «Спешите делать добро». Для учащихся среднего звена проводятся психологическая игра «Волшебный кристалл», классные часы по теме «Толерантность», уроки истории, обществознания, биологии в рамках темы.

Большой интерес у старшеклассников вызвали психологическая игра «Встречи во Вселенной» и участие в разработке проектов по темам: «Правила толерантного поведения», «День толерантности в школе», «Толерантность - этика будущего» (Приложения II, III).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: