Джон Дьюи (1859-1952) амер.)

ПРАГМАТИЗМ - Возникл как субъективно-идеалистическое учение в 70-х гг. XIX в. в США.

Философия оторвана от жизни, ей присуща абстрактность и созерцательность. Философия должна быть общим методом ре­шения проблем, которые возникают перед людьми в различных жизненных ситуациях в их практической жизни и непрерывно меняющемся мире.

БЫТИЕ -окружающая человека реальность тождественна «опыту». Любое содержание сознания, «поток сознания». Опыт не дан нам изначально, все объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе решения возникаю­щих жизненных задач.

МЫШЛЕНИЕ -это средство приспособления организма к среде с целью успешного действия. Функция мысли состоит в преодолении сомнения, являющегося помехой для действий, в выборе средств, необходимых для достижения цели или для решения «проблематичных ситуаций».

Идеи, понятия, теории - лишь инструменты, орудия, планы действий.

ИСТИНА -это то, что отвечает практической успешности действия, т.е. «выгодно». Мерило истинности теории или гипоте­зы ее практическая эффективность в ситуации, данной в опыте «.. истина определяется как полезность...» или работоспособ­ность идеи.

ПОЗНАНИЕ -орудие, инструмент приспособления человека к противостоящей ему среде.

Роль нравственности, науки сводится к техническому средству социального «инженерного искусства».

Роль эстетического сводится к инструменту, обеспечивающему и выражающему гармонию между организмом и средой.

«Искусство - это жизнь» (Дьюи).

Наука - система знаний о природе, обществе и мышлении, а также деятельность людей по получению этих знаний. Наука одновременно выступает как форма общественного сознания, отрасль духовного производства, социальный институт и непосредственная производительная сила общества
искусством
религией
моралью
идеологией
правом
экономикой
политикой
философией
По объекту исследования: естествознание (наука о природе), обществоведе­ние (наука об обществе), человековедение (наука о человеке)
По характеру отражения окружающего мира: точные и вероятностные
По сфере исследования: естественные, гуманитар­ные (социальные), техни­ческие, специальные (в том числе военные науки)
По методам исследования: абстрактные (общетеоре­тические) и конкретные (прикладные, частные)
Наука тесно связана с:
Классификация наук
Функции науки
5.6. Наука как сфера человеческой деятельности

По субъектам и глубине анализа: фундаменталь­ные, поисковые, при­кладные
Культурно-мировоззренческая
Общеметодологическая
Гносеологическая (познавательная, информационная)
Объяснительная
Прогностическая
Практическая (непосредственно производительной силы)
Коммуникативная
Планирующая
Управленческая
Совершенствование самого человека, реализация его физических и духовных сил
Нормативная (ценностная, оценочная, этическая)
Специфические признаки науки
Цель - постижение истины и открытие законов на осно­ве обобщения реальных фактов в их взаимосвязи
Строгая доказательность, убедительность и достовер­ность результатов и выво­дов (теоретическая и экспе­риментальная проверка)
Изучение главным образом общих, существенных свойств и признаков пред­метов и явлений, выраже­ние их в виде абстракций
Тесная связь с практикой (взаимосвязь эмпирическо­го и теоретического)
Необходимость особой под­готовки познающего субъ­екта (учёные или научные коллективы)
Связь с творчеством, выход за рамки обыденного опыта


Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование действительности, одновременно это система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
Научно-техническая революция - коренное качественное преобразование производительных сил, превращение науки в непосредственную производительную силу и соответствую­щие этому качественные изменения всех сторон жизни и деятельности людей, содержания и характера их труда.
5.7. Человек и наука

«Для развития науки требуется в каж­дую данную эпоху не только, чтобы люди мыслили вообще, но чтобы они концентрировали свои мысли на той части обширного поля науки, которое в данное время требует разработки». Дж. Максвелл
«Наука должна быть самым возвышенным воплощением Отечества, ибо из всех наро­дов первым будет всегда тот, который опе­редит другие в области мысли и умствен­ной деятельности» Л. Пастер
Позитивные
Внедрение и развитие новых технологий во всех сферах производства
Создание и освоение новых материалов
Относительное улучшение ка­чества жизни человека
Увеличение объема не ком­пенсируемых природой про­изводственных факторов
Увеличение разрыва между индустриально развитыми и индустриально не развитыми странами
Совершенствование средств уничтожения жиз­ни на планете
Последствия НТР
Негативные
Наука объясняет человеку факты и явления с кото­рыми он сталкивается в жизни
Наука способствует разви­тию общества
Наука развивает произво­дительные силы общества
Наука является главной движущей силой НТР
Научные знания состав­ляют ядро мировоззрения человека
Наука стимулирует духов­но-творческое развитие человека
Роль и значение науки
«В науке хранятся плоды опытности и размышлений человеческого рода, и главнейшим образом на основании науки улучшаются понятия, а потом нравы и жизнь людей» Н. Г. Чернышевский


Научная картина мира - способ видения (образ) окружающей действительности и ее отдельных элементов, основанный на достижениях науки
Неклассическая научная картина мира
5.8. Эволюция научной картины мира

Натурфилософская (ан­тичный мир - эпоха Воз­рождения до XVII века)
Электромагнитная (2-я половина XIX - начало XX века)
  Синергетическая (конец XX века)
Классическая научная картина мира
Постнеклассическая научная картина мира
1. В основе - опыт обыденного наблюдения. 2. Космоцентричность. 3. Слитность человека с приро­дой, его включенность в ок­ружающий мир (человек как микрокосмос или позднее-образ и подобие божье). 4. Примитивные знания о мире (Земля - диск или шар, по­коящийся на 3 слонах и т.п.). 5. Стихия случайностей и стремление человека выжить в опасном и нецивилизован­ном мире. 6. Цикличность и повторяе­мость событий. 7. Наука подчинена религии, как и вся жизнь человека подчинена воле Богов. 8. Гармоничная картина мира как единство небесной и земной жизни.
1. Решающий фактор изучения мира - изобретение механи­ческих часов, разнообразных транспортных средств и ме­ханизмов. 2. Наукоцентризм в познании (безграничная вера в исклю­чительную силу науки). 3. Механицизм в осмыслении окружающего мира. 4. Человек-чрезвычайно сложная живая и мыслящая машина. 5. Общество - гигантский ме­ханизм (часы), созданный и заведенный великим часов­щиком (Богом). 6.Опытно-Экспериментальные изучения действительности. 7. В центре научного исследо­вания - макромир (физиче­ские тела и явления). 8. Индустриальное общество- как следствие промышленно­го переворота.
1. Включение в сферу научного исследования микромира. 2. Поле как вид действительно­сти (теория электромагнит­ного поля). 3. Принцип близкодействия -взаимодействие электриче­ских зарядов и элементарных частиц. 4. Человек как социальное (об­щественное) существо, пред­ставитель определенной со­циальной группы. 5. Индустриальное общество как результат НТП и усиле­ния взаимозависимости раз­личных государств и наро­дов
1.Квантовая механика. 2. Астрофизика. 3. Теория относительности. 4. Исследование внутриядерной энергии и взаимодействий. 5. Объект исследования - мегамир и микромир. 6. Линейность и равномерность изменений действительно­сти. 7. Человек как биосоциальное существо. 8. Постиндустриальное обще­ство как следствие НТР. 9. Противоборство раз­личных государств и соци­альных систем
1.Нелинейность,разнообразие, разупорядоченность, нерав­номерность мира как слож­ной системы и процессов из­мерения и развития действи­тельности. 2. Эффект возникновения из хаоса и беспорядка устойчи­вых самоорганизующихся систем и возможность их распада из-за нарушения равновесия. 3. Человек как биопсихосоци­альное существо со своим непохожим на других людей внутренним миром. 4. Информационное (техно­тронное) общество. 5. Конвергентное развитие об­щества. 6. Необходимость выживания человечества в ядерный век и в условиях экологических проблем
Квантово-релятивистская (середина XX века)
Механистическая (Про­свещение и Новое Время, XVII - начало XIX века)



Философия как вид мировоздания и форма общественного сознания
Наука и философия имеют общее поле пересечения
5.9. Взаимосвязь философского и научного знания

В зависимости от социального статуса философии
Исторические формы
Философия как наука
Натурфилософия
Совместно с другими нау­ками - части единой сис­темы научного знания
Совместно с наукой как та­ковой - части единой сис­темы общественного соз­нания
Философия - «наука наук», которая стремится постро­ить целостную картину ми­ра. Она включает в себя все науки
Отрицание необходи­мости участия филосо­фии в решении кон­кретных проблем част­ных наук. Философия лишь метод науки
Наука и философия проти­востоят друг другу
Влияние частных наук на философию
- философия - ядро мировоззрения исследователей, их исходных пози­ций и принципов; - философия вооружает исследовате­лей методологией научного позна­ния; - исследование общих свойств и за­конов организации всех типов ма­териальных систем; - обобщение и систематизация част­ных наук; - изучение социальных аспектов на­учных открытий, социального ста­туса науки
- частные науки - эмпирический базис философии; - достижения частных наук обога­щают философское мировоззрение; - стимул дальнейшего развития философии; - средство иллюстрации и доказа­тельства философских идей; - критерий истинности философ­ского знания
Влияние философии на частные науки
Особенности взаимосвязи философии и науки
Современные представления
Философия - мировоззренческая и методоло­гическая база частных наук
Позитивизм


Военная наука – это система научных знаний о законах и военно-стратегическом характере войны, её причинах и путях предотвращения, строительстве и подготовке вооруженных сил, формах и способах ведения вооруженной борьбы
5.10. Военная наука как подсистема научного знания

Методология военно-научного познания
Уровни (этапы) эмпирическое и военно-теоретичекое
Методы – всеобщие, общенаучные, специальные
Формы – факт действительности, факт науки, проблема, гипотеза, теория методология
Способы познания: чувственные, рациональное, иррациональное (мистическое)
Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление
Формы логического познания: понятие, суждение, умозаключение
Общее учение о войне, мире и армии – изучает сущность происхождения, источники, причины, последствия, возможности предотвращения и др., философские, политологические, социологические, экономические и правовые аспекты
Военное искусство изучает вооруженную борьбу (военно-силовые формы и средства ведения войн)
Отрасли общественных, естественных и технических наук, изучающих военную проблематику – исследует невоенные формы и средства борьбы во время войны или «нетрадиционные войны» (экономические, идеологические, дипломатические, информационные, психологические)
Отрасли, связанные с оборонными вопросами, созданием средств вооруженной борьбы и всесторонним обеспечением её подготовки и ведения: военная психология, военная экономика, военная история, военная география, военная картография, военная геодезия, военная медицина, военная кибернетика, баллистика, военно-технические и военно-инженерные науки
Отрасли, исследующие экономические, идеологические, дипломатические, информационные, психологические, правовые и другие формы ведения войны, способы политического и экономического давления и миротворческих действий
По сфере исследования



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: