ПРАГМАТИЗМ - Возникл как субъективно-идеалистическое учение в 70-х гг. XIX в. в США.
Философия оторвана от жизни, ей присуща абстрактность и созерцательность. Философия должна быть общим методом решения проблем, которые возникают перед людьми в различных жизненных ситуациях в их практической жизни и непрерывно меняющемся мире.
БЫТИЕ -окружающая человека реальность тождественна «опыту». Любое содержание сознания, «поток сознания». Опыт не дан нам изначально, все объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе решения возникающих жизненных задач.
МЫШЛЕНИЕ -это средство приспособления организма к среде с целью успешного действия. Функция мысли состоит в преодолении сомнения, являющегося помехой для действий, в выборе средств, необходимых для достижения цели или для решения «проблематичных ситуаций».
Идеи, понятия, теории - лишь инструменты, орудия, планы действий.
ИСТИНА -это то, что отвечает практической успешности действия, т.е. «выгодно». Мерило истинности теории или гипотезы ее практическая эффективность в ситуации, данной в опыте «.. истина определяется как полезность...» или работоспособность идеи.
ПОЗНАНИЕ -орудие, инструмент приспособления человека к противостоящей ему среде.
Роль нравственности, науки сводится к техническому средству социального «инженерного искусства».
Роль эстетического сводится к инструменту, обеспечивающему и выражающему гармонию между организмом и средой.
«Искусство - это жизнь» (Дьюи).
Наука - система знаний о природе, обществе и мышлении, а также деятельность людей по получению этих знаний. Наука одновременно выступает как форма общественного сознания, отрасль духовного производства, социальный институт и непосредственная производительная сила общества
|
По объекту исследования: естествознание (наука о природе), обществоведение (наука об обществе), человековедение (наука о человеке)
|
По характеру отражения окружающего мира: точные и вероятностные
|
По сфере исследования: естественные, гуманитарные (социальные), технические, специальные (в том числе военные науки)
|
По методам исследования: абстрактные (общетеоретические) и конкретные (прикладные, частные)
|
5.6. Наука как сфера человеческой деятельности
По субъектам и глубине анализа: фундаментальные, поисковые, прикладные
|
Культурно-мировоззренческая
|
Гносеологическая (познавательная, информационная)
|
Практическая (непосредственно производительной силы)
|
Совершенствование самого человека, реализация его физических и духовных сил
|
Нормативная (ценностная, оценочная, этическая)
|
Специфические признаки науки
|
Цель - постижение истины и открытие законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи
|
Строгая доказательность, убедительность и достоверность результатов и выводов (теоретическая и экспериментальная проверка)
|
Изучение главным образом общих, существенных свойств и признаков предметов и явлений, выражение их в виде абстракций
|
Тесная связь с практикой (взаимосвязь эмпирического и теоретического)
|
Необходимость особой подготовки познающего субъекта (учёные или научные коллективы)
|
Связь с творчеством, выход за рамки обыденного опыта
|
Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование действительности, одновременно это система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
|
Научно-техническая революция - коренное качественное преобразование производительных сил, превращение науки в непосредственную производительную силу и соответствующие этому качественные изменения всех сторон жизни и деятельности людей, содержания и характера их труда.
|
5.7. Человек и наука
«Для развития науки требуется в каждую данную эпоху не только, чтобы люди мыслили вообще, но чтобы они концентрировали свои мысли на той части обширного поля науки, которое в данное время требует разработки».
Дж. Максвелл
|
«Наука должна быть самым возвышенным воплощением Отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, который опередит другие в области мысли и умственной деятельности»
Л. Пастер
|
Внедрение и развитие новых технологий во всех сферах производства
|
Создание и освоение новых
материалов
|
Относительное улучшение качества жизни человека
|
Увеличение объема не компенсируемых природой производственных факторов
|
Увеличение разрыва между индустриально развитыми и индустриально не развитыми странами
|
Совершенствование средств уничтожения жизни на планете
|
Наука объясняет человеку факты и явления с которыми он сталкивается в жизни
|
Наука способствует развитию общества
|
Наука развивает производительные силы общества
|
Наука является главной движущей силой НТР
|
Научные знания составляют ядро мировоззрения человека
|
Наука стимулирует духовно-творческое развитие человека
|
«В науке хранятся плоды опытности и размышлений человеческого рода, и главнейшим образом на основании науки улучшаются понятия, а потом нравы и жизнь людей»
Н. Г. Чернышевский
|
Научная картина мира - способ видения (образ) окружающей действительности и ее отдельных элементов, основанный на достижениях науки
|
Неклассическая научная картина мира
|
5.8. Эволюция научной картины мира
Натурфилософская (античный мир - эпоха Возрождения до XVII века)
|
Электромагнитная (2-я половина XIX - начало XX века)
|
Синергетическая (конец XX века)
|
Классическая научная картина мира
|
Постнеклассическая
научная картина мира
|
1. В основе - опыт обыденного наблюдения.
2. Космоцентричность.
3. Слитность человека с природой, его включенность в окружающий мир (человек как микрокосмос или позднее-образ и подобие божье).
4. Примитивные знания о мире (Земля - диск или шар, покоящийся на 3 слонах и т.п.).
5. Стихия случайностей и стремление человека выжить в опасном и нецивилизованном мире.
6. Цикличность и повторяемость событий.
7. Наука подчинена религии, как и вся жизнь человека подчинена воле Богов.
8. Гармоничная картина мира как единство небесной и земной жизни.
|
1. Решающий фактор изучения мира - изобретение механических часов, разнообразных транспортных средств и механизмов.
2. Наукоцентризм в познании (безграничная вера в исключительную силу науки).
3. Механицизм в осмыслении окружающего мира.
4. Человек-чрезвычайно сложная живая и мыслящая машина.
5. Общество - гигантский механизм (часы), созданный и заведенный великим часовщиком (Богом).
6.Опытно-Экспериментальные изучения действительности.
7. В центре научного исследования - макромир (физические тела и явления).
8. Индустриальное общество- как следствие промышленного переворота.
|
1. Включение в сферу научного исследования микромира.
2. Поле как вид действительности (теория электромагнитного поля).
3. Принцип близкодействия -взаимодействие электрических зарядов и элементарных частиц.
4. Человек как социальное (общественное) существо, представитель определенной социальной группы.
5. Индустриальное общество как результат НТП и усиления взаимозависимости различных государств и народов
|
1.Квантовая механика.
2. Астрофизика.
3. Теория относительности.
4. Исследование внутриядерной энергии и взаимодействий.
5. Объект исследования - мегамир и микромир.
6. Линейность и равномерность изменений действительности.
7. Человек как биосоциальное существо.
8. Постиндустриальное общество как следствие НТР.
9. Противоборство различных государств и социальных систем
|
1.Нелинейность,разнообразие, разупорядоченность, неравномерность мира как сложной системы и процессов измерения и развития действительности.
2. Эффект возникновения из хаоса и беспорядка устойчивых самоорганизующихся систем и возможность их распада из-за нарушения равновесия.
3. Человек как биопсихосоциальное существо со своим непохожим на других людей внутренним миром.
4. Информационное (технотронное) общество.
5. Конвергентное развитие общества.
6. Необходимость выживания человечества в ядерный век и в условиях экологических проблем
|
Квантово-релятивистская (середина XX века)
|
Механистическая (Просвещение и Новое Время, XVII - начало XIX века)
|
Философия как вид мировоздания и форма общественного сознания
|
Наука и философия имеют общее поле пересечения
|
5.9. Взаимосвязь философского и научного знания
В зависимости от социального статуса философии
|
Совместно с другими науками - части единой системы научного знания
|
Совместно с наукой как таковой - части единой системы общественного сознания
|
Философия - «наука наук», которая стремится построить целостную картину мира. Она включает в себя все науки
|
Отрицание необходимости участия философии в решении конкретных проблем частных наук. Философия лишь метод науки
|
Наука и философия противостоят друг другу
|
Влияние частных наук на философию
|
- философия - ядро мировоззрения исследователей, их исходных позиций и принципов;
- философия вооружает исследователей методологией научного познания;
- исследование общих свойств и законов организации всех типов материальных систем;
- обобщение и систематизация частных наук;
- изучение социальных аспектов научных открытий, социального статуса науки
|
- частные науки - эмпирический базис философии;
- достижения частных наук обогащают философское мировоззрение;
- стимул дальнейшего развития философии;
- средство иллюстрации и доказательства философских идей;
- критерий истинности философского знания
|
Влияние философии на частные науки
|
Особенности взаимосвязи философии и науки
|
Современные представления
|
Философия - мировоззренческая и методологическая база частных наук
|
Военная наука – это система научных знаний о законах и военно-стратегическом характере войны, её причинах и путях предотвращения, строительстве и подготовке вооруженных сил, формах и способах ведения вооруженной борьбы
|
5.10. Военная наука как подсистема научного знания
Методология военно-научного познания
|
Уровни (этапы) эмпирическое и военно-теоретичекое
|
Методы – всеобщие, общенаучные, специальные
|
Формы – факт действительности, факт науки, проблема, гипотеза, теория методология
|
Способы познания: чувственные, рациональное, иррациональное (мистическое)
|
Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление
|
Формы логического познания: понятие, суждение, умозаключение
|
Общее учение о войне, мире и армии – изучает сущность происхождения, источники, причины, последствия, возможности предотвращения и др., философские, политологические, социологические, экономические и правовые аспекты
|
Военное искусство изучает вооруженную борьбу (военно-силовые формы и средства ведения войн)
|
Отрасли общественных, естественных и технических наук, изучающих военную проблематику – исследует невоенные формы и средства борьбы во время войны или «нетрадиционные войны» (экономические, идеологические, дипломатические, информационные, психологические)
|
Отрасли, связанные с оборонными вопросами, созданием средств вооруженной борьбы и всесторонним обеспечением её подготовки и ведения: военная психология, военная экономика, военная история, военная география, военная картография, военная геодезия, военная медицина, военная кибернетика, баллистика, военно-технические и военно-инженерные науки
|
Отрасли, исследующие экономические, идеологические, дипломатические, информационные, психологические, правовые и другие формы ведения войны, способы политического и экономического давления и миротворческих действий
|