Формирование системы безопасности и прежде всего создание ее органов (субъектов) зависит от размеров предприятия, его экономических, финансовых, производственно-технических, информационных, интеллектуальных, профессиональных, организационных и других возможностей. Как показывает опыт, малые предприятия чаще всего пользуются услугами внешних специализированных частных организаций: консалтинговых, охранных, информационных, др. К ним относятся регистрационные палаты, фирмы по подбору и аттестации кадров, кредитные бюро, оказывающие информационные услуги по деловому реноме партнеров, их платежеспособности, центры маркетинговых исследований, частные охранные и детективные организации и т.д.
Средние предприятия могут использовать комбинированную систему безопасности. С одной стороны, в случае необходимости получать услуги от внешних организаций, с другой — активно опираться на возможности своих служб и подразделений. К примеру таких, как юридического и финансового отделов и служб маркетинга, охраны, техники безопасности, кадров, экономического анализа, пропускного режима, делопроизводства и т. д. В целях повышения эффективности деятельности служб и подразделений по защите экономических интересов фирмы на предприятии должен быть создан координирующий (управляющий) орган или назначен один из руководителей, отвечающий за экономическую безопасность.
Для крупного предприятия целесообразно создание своей собственной службы безопасности. Как правило, всю деятельность по обеспечению безопасности координирует один из руководителей предприятия. Для выработки предложений и для выполнения консультативных функций может создаваться совет по безопасности. Служба безопасности может включать самые различные отделы, группы, подразделения. К наиболее значимым из них следует отнести подразделения: охраны, режима, по работе с кадрами, специального документооборота с грифом «КТ», инженерно-технической защиты, разведки и контрразведки (детективная группа), информационно- аналитической деятельности, оперативного реагирования, кризисную группу.
Одним из наиболее значимых элементов системы безопасности предприятия является механизм ее обеспечения, который представляет собой совокупность законодательных актов, правовых норм, побудительных мотивов и стимулов, методов, мер, сил и средств, с помощью которых субъект воздействует на объект для достижения целей безопасности и решения стоящих задач.
Используемые силы и средства, как правило, подразделяют на несколько групп: финансовые, кадровые, организационные, технические, информационные, правовые, интеллектуальные и др. С их помощью решаются задачи по обеспечению безопасности. Так, к примеру, с помощью технических средств, таких как видео-, радиоаппаратура, заграждения, охранно-пожарные системы и т. д., решаются задачи по наблюдению за объектами. С помощью организационных мер создаются специальные подразделения, зоны безопасности, специальные посты, патрули и т. д. Финансовые средства необходимы для приобретения технических устройств безопасности, содержания службы безопасности, подготовки кадров, стимулирования труда и т. д. Аналогичным образом по прямому назначению используются и другие силы и средства.
Система безопасности предприятия решит стоящие перед ней задачи тогда, когда будет работать, т. е. ее неотъемлемым составным элементом являются практические действия по обеспечению безопасности бизнеса.
Таким образом, в результате рассмотрения сущности экономической безопасности предприятия можно сделать вывод, что она призвана на основе эффективного использования корпоративных ресурсов создать условия для достижения целей бизнеса, своевременно обнаружить и максимально ослабить воздействие различного рода опасностей и угроз в условиях конкуренции и хозяйственного риска.
Проблемы экономической безопасности возникают перед каждым предприятием как в кризисные периоды, так и при работе в стабильной экономической среде, комплекс решаемых при этом целевые задачи имеет существенное отличие [см. 19, 29, 31, 71].
В режиме стойкого функционирования предприятие при решении задач своей экономической безопасности акцентирует главное внимание на поддержке нормального ритма производства и сбыта продукции, на предотвращении материального или финансового убытка, на недопущение несанкционированного доступа к служебной информации и разрушению компьютерных баз данных, на противодействие недобросовестной конкуренции и криминальным проявлениям.
В кризисные периоды развития наибольшей опасностью для предприятия является разрушения его потенциала (производственного, технологического, научно-технического и кадрового), как главного фактора жизнедеятельности предприятия, его возможностей. При этом условия хозяйствования не обеспечивается способность потенциала к воспроизведению. Ресурсы для этого предприятие может приобретать только исходя из результатов своей деятельности (точнее — амортизационных отчислений и прибыли), а также, чем счет заемных средств. В данное время, большинство украинских промышленных предприятий, работая в нестабильной экономической среде, имеют технологическое отставание и физический износ основных фондов и не имеют достаточно средств на модернизацию.
Сейчас наблюдается четко выраженная тенденция потери промышленными предприятиями способности производства сложной и наукоемкой продукции, причем не только новой, но и той, которая вырабатывалась ими раньше в условиях стабильного развития экономики.
Стратегия экономической безопасности, формулируя цель и указывая объекты стратегии, должна включать: характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности предприятия; мониторинг факторов, которые укрепляют или разрушающих его социально-экономического состояние на краткосрочную и среднесрочную (три — пять лет) перспективу; определения критериев и параметров (предельных значений) показателей, характеризующие интересы предприятия и отвечают требованиям его экономической безопасности; разработку экономической политики, которая включает механизмы учета факторов, влияющих на состояние экономической безопасности; установления направлений деятельности предприятия по реализации стратегии.
.