Особенности танца эпохи Возрождения

Новое отношение к танцу во времена Ренессанса вызвало появление многочисленных танцевальных жанров. Если судить по наименованиям пьес, помещенных в различных нотных собраниях, практических руководствах и трактатах, то картина получается необычайно пестрой. Правда, относительно времени появления отдельных танцев разные источники часто содержат сведения, противоречащие друг другу. Одни танцы быстро выходят из моды, другие, появившись в одном столетии, сохраняют свое значение в другом (например, сальтарелло, бас-данс, бранль), некоторые из них с течением времени изменяют характер и стиль хореографии.

Во Франции и других странах Европы черты нового танцевального искусства проявляются в конце XVI-XVII вв., тогда как в Италии расцвет начинается еще в конце XIV-начале XV веков. Поэтому в течение XV-XVI веков именно Италия была законодательницей танцевальной моды: итальянские педагоги работали во всех странах Европы, многие танцевальные жанры итальянского происхождения господствовали как в бальных залах, так и в театральных представлениях или композиторском творчестве. Позднее (с XVII столетия) танцевальная мода два века подряд диктуется французами.

Все бытовые танцы этого времени делились на две основные группы:

1. Bassa danza (фр. basses danses) — т. е. «низкие» танцы, в которых не было прыжков, и ноги почти не поднимались над полом (павана, аллеманда, куранта, сарабанда и др.).

2. Alta danza (фр. haute danses) — т. е. «высокие» танцы хороводного движения, в которых танцующие вертелись и подпрыгивали (мореска, гальярда, вольта, сальтарелло, различные виды бранлей и пр.).

В эпоху раннего Ренессанса характерно противопоставление танцев медленного и более оживленного движения (bassa danza и alta danza). Оно встречается как на балах, так в зарождающейся профессиональной музыке уже в позднем средневековье. В музыкальных источниках XIV- начала XV веков обычны группировки танцев по 2: 1-й танец каждой пары выдержан в четном размере и медленном темпе, 2-й — в 3-дольном размере и быстром темпе. Больше других были распространены пары павана — гальярда и пассамеццо — сальтарелло.

С течением времени подобный порядок усложняется. Сама бальная практика, предполагавшая исполнение многих танцев подряд, приводила к объединению их в группы по принципу темпового и ритмического контраста. Так, например, Арбо говорит о последовательном исполнения двойного, простого, веселого и бургундского бранлей, как о твердо установленном и широко принятом в бальной практике: «Сюита из этих четырех видов бранлей соответствует разным группам лиц, присутствующим на балу. Пожилые танцуют медленные двойной и простой бранли. Женатые молодые люди танцуют веселый бранль. И самые молодые легко танцуют бургундский».

Принцип контрастного сопоставления не двух, а более танцев проникает и в танцевальную музыку эпохи Возрождения, лишенную прикладного значения, тем самым способствуя рождению сюитного цикла. Кроме того, помимо бала с его традиционным последованием танцев, прообразом инструментальной сюиты можно считать маскарадное шествие и баллетто (балло). Баллетто (балло) — составной фигурный танец, исполнявшийся во время дворцовых представлений и увеселений и образованный из нескольких частей (например, бассаданца, сальтарелло, кватернария и пива) и предшествующего им торжественного нетанцевального вступления (интрада). Этот тип танца и есть один из прообразов Балета наших дней.

Балет в Италии.

Искусство балета зародилось при княжеских дворах Италии в эпоху Возрождения. По мере того, как росла его популярность и совершенствовалась техника исполнения, распространялось само слово «балет» (от лат. ballo - танцую), которое обозначало танцевальный эпизод в опере, передающий определенное настроение. Выделение балета в самостоятельный вид искусства произошло позднее.

Мастерство ранних итальянских учителей танцев производило впечатление на знатных французов, и они стали приглашаться к французскому двору.

Италия в эпоху возрождения была обетованной страной для артистов и художников. Во Флоренции из разных слоев образовалось артистическое общество, которое сильно способствовало развитию музыкального искусства. Движение в музыкальном мире отразилось, конечно, и на хореографии, нашедшее себе широкое гостеприимство при дворе Медичи, где танцевали чуть ли не ежедневно. Распространенными танцами были джига, гальярда, пассамеццо. Все эти танцы перешли во Францию и обошли придворные круги всех государств.

В 1608г. во Флоренции был поставлен балет «Ночь любви», сочиненный Франческо Чини. В 1616г. там же был блистательно поставлен балет «Борьба красоты». В 1628г. в Риме был поставлен интересный дивертисмент «Цветы, орошаемые фонтаном Пегаса, с танцами 12 часов». Вообще, временами года, стихиями, часами, уже начиная с эпохи Возрождения балетмейстеры не переставали пользоваться как благодарной темой для постановки танцев не только в Италии, но по всей Европе. В 1634г. кардинал Барберино устроил во дворце Канцелярии, В Риме, один из интереснейших спектаклей, сохранивших еще некоторую связь с популярными в Италии священными представлениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: