Если бы Возрождение характеризовалось лишь постепенным или даже быстрым улучшением экономических условий, оно не заняло бы в мировой
Научная революция
истории того места, которое занимает. Значение эпохи'Возрождения для науки, искусства и политики состоит в том, что это было движение мысли и притом движение революционное. С точки зрения интеллектуальной, оно представляло собой результат труда небольшого мыслящего меньшинства знающих люден и художников. Они выступили против всего уклада средневековой жизни и стремились создать новый уклад, по возможности близким к классической античности. Они хотели изучать античность не через посредство длинной цепи традиций, не через посредничество арабов и схоластов,а непосредственно—раскапывая статуи, сами читая тексты. Это означало возврат к греческим оригиналам и знакомство из первых рук с мыслью не только Платона и Аристотеля, но также Демокрита и Архимеда.
Гуманистическое движение, несомненно, началось в Италии еще в XIV веке, е Петрарки и Боккаччо. Гуманисты ценили в древних классиках скорее красоту слога и благородство чувств, чем тонкости логики. Поскольку же они были философами, они были платониками. Гуманистическому движению суждено было распространиться на Францию и Северную Европу в XVI веке с более религиозным душком. Всюду оно влекло за собой отказ от специфически феодальных идей иерархии и предполагало более светское отношение к обществу. Это предполагало не отказ от религии и даже от мистицизма, а скорее перенесение центра тяжести на более персонифицированную религию, меньше нуждавшуюся в услугах церкви. Культ индивидуального, добродетельного в старом римском смысле решительной независимости, стал идеалом4*27
В протестантских странах были провозглашены право частного суда и предопределенность избранных*. Здесь гуманисты, возвратившись к греческим и древнееврейским текстам и переведя их непосредственно на родные языки, должны были придать больше веса авторитету Библии. Доверие к собственному слову божию должно было заменить почитание изречений св. Петра. Все это соответствовало этической системе торгового класса, отвергавшего субордина цию феодализма. Феодальное прошлое было поистине насильственно отброшено, а вместе с ним были отвергнуты архитектура (которую они, гуманисты, в насмешку называли готической), философия схоластов, созерцательная жизнь аскетов, бродяжничество странствующих монахов4*82. В конце концов даже сама католическая церковь была вынуждена провести известные реформы и пойти на разрыв со своим средневековым прошлым, разрыв почти столь же важный, как тот, которого требовали реформаторы. Доктрина милосердия была римским эквивалентом спасения в вере. Папство, которое в течение столетий находилось в руках терпимых гуманистов, при всей его сомнительной нравственности покровительствовало, однако, искусству и должно было стать почти столь же суровым и еще более нетерпимым, чем самые строгие протестантские сектанты.
Наслаждение, искусство (art)** и деньги
Как в католических, так и в протестантских странах Возрождение ознаменовалось решительным и бесповоротным разрывом с прошлым. Многое из этого прошлого неизбежно сохранилось, однако было взято новое направление, и средневековые формы экономики, архитектурных стилен, искусства и мысля должны были исчезнуть навсегда, уступив место новой культуре, капиталистической по своей экономике, древнеклассической по своемуЕнскусству, и литературе, научной по своему подходу к природе.
* Предопределенность избранных провозглашалась прежде всего кальвинизмом, выступавшим против догматов старого католицизма.— Прим. ред.
** В данной главе (а также в некоторых других главах в соответствующем смысле) слово «art» иногда переводится как «художественное мастерство», так как в эпоху Возрождения художники, скульпторы и архитекторы считались такими же мастеровыми, как столяры н сапожники. Пользуясь многозначностью слова «art», автор подчеркивает близость в ту эпоху искусства, науки и практических ремесел.— Прим. ред.
14 Дж. Бернал
210
Рождение современной науки
Возрождение было беспокойным, но обнадеживающим периодом по сравнению с отчаянием последних веков древнего классицизма и смирением последовавших за ними веков верований. Меньше стали заниматься вопросами загробной жизни и больше—жизнью настоящей, причем занятие это нашло свое выражение в быстром росте светских искусств, живописи, поэзии и музыки. Во всех формах выражения проявлялось новое и искреннее признаниефизическо-го удовольствия. Великий пророк этого периода д-р Франсуа Рабле (ок. 1490— ок. 1553) избрал в качестве девиза для своего Телсмского аббатства, этой идеальной коммуны, слова: «Делайте то, что вам нравится» (стр. 546)4*82. В идеале люди живут свободно и мыслят беспокойно; фактически же лишь немногие могли себе это позволить; эта новая жизнь стоила дорого, и платить за нее нужно было наличными. Деньги приобрели невиданное дотоле значение. Естественным следствием этого было изменение отношения к добыванию денег. Все средства хороши, пока они работают,—честное ли производство или ремесленничество, предложение нового, прибыльного изобретения; открытие шахты; набег на иноземцев: ссуженис денег под проценты. Церковь могла бы выразить свой протест, однако если бы она стала на нем настаивать, то это обернулось бы против нее самой, как это показала Реформация. Даже магией снова стали заниматься как средством достижения богатства и власти, о чем свидетельствует история Фауста. По правде говоря, естественная магия едва ли чем отличалась от науки1-43-4-4.