1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).
Образец: (теплый) какао – теплое какао.
(Черный) гантель, (мой) кредо, (мясной) филе, (золотой) пенсне, (норковый) манто.
2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа и расставьте ударения.
Грош, гуляш, жезл, нефтепровод, серьга.
3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.
1) от 857, 2) к 2431, 3) до 263, 4) об 11.
4. Выберите правильный вариант ответа:
(Три, трое) работниц не смогли выйти на работу. Старшие братья уехали. Младшие дожидались, пока за ними (двоими, двумя) приедет мать. К (1345) прибавить (123). Радостно встретились после долгой разлуки (семь - семеро друзей).
5.Просклоняйте предложенные фамилии в мужском и женском варианте.
Иван (Рушко), Максим (Петраго-Соловаго), Марина (Черный), Александр (Починок), Анна (Сито).
Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1.Отметьте факты неправильного (ненормативного) управления. Ошибки исправьте.
|
|
Возле дома показывают свою красоту кусты сирени. Писатель хотел этим сказать, светское общество занималось пустотой. Моя мать во время всей своей жизни работала на одном заводе. Боясь о том, что цензура не пропустит, поэт не печатал стихотворение. Большое влияние на решение школьников заниматься самбо сыграл тренер.
2. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.
Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.
Терять почву (ноги), выглядела (утомленная), сообщать (трагедия), привлечь (искренностью), подневольность (положение).
3.Исправьте, где нужно, ошибки в построении словосочетаний и предложений.
1. Лектор отметил о том, что учащиеся должны выполнить учебную нагрузку.2. Более тридцати избирателей проголосовали против этого решения.3.Курс «Русский язык и культура речи» должен входить в программу каждого вуза - разве в этом мы не можем согласиться?
Задание № 6. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
Ниже вразброс дана сконструированная нами библиографическая информация об источниках. Выполните их правильное библиографическое описание.
1. Б. Ашервуд «Азбука общения»; перевод с английского
И. Ю. Багровой; книга издана в 2009 г. в издательстве «Либерия», г. Санкт-Петербург. Объем – 173 стр.
2. Статья Н. И. Чуприковой «Принцип дифференциации когнитивных структур в умственном развитии» опубликована в журнале «Вопросы психологии», 1998 г., № 5, стр. 31-39.
3.Книга «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования; книга под редакцией Е.С. Полат. г. Москва, изд-во «Академия», 1999 год, 224 стр.
Задание № 7. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
|
|
К представленному тексту напишите аннотацию.
Выберите наиболее показательный отрезок для цитирования. Оформите цитату: 1) как самостоятельное предложение; 2) помещённую после двоеточия; 3) включённую в текст после подчинительного союза.
Имя собственное «принадлежит себе», потому что в древнерусском языке собь (себе) – это собственность (отсюда, между прочим, и слово свобода»). Чужое имя – другая судьба. Язычники тщательно подбирали имя наследнику; не случилось бы чего плохого. Имя человека – имя собственное, оно показывает, каков человек есть и каким его хотят видеть. История же такова. В древности личных имён накапливалось у каждого человека достаточно. Родился вторым в семье – Другой, неповоротлив и вял – Леной (ленивый), родитель верит в твою славу – Ярослав, поп окрестил –Пётр… и так далее, в зависимости от судьбы, от того, как сложится жизнь. Именем личным могло стать также любое слово – если оно относилось к конкретному человеку. Мы сказали бы: не именем, а прозвищем. Смысл слова прозвище ясен: про - зов – ище. Корень –зов- тот же, что в словах звать, и зов, и призыв. Зовом призывают человека, зовут его. Важнее приставка про-. Про –это то, что будет, что находится «перед» чем-то. Того, что в будущем, нужно ещё достичь. Следовательно прозвище –то, что дают впрок, на всякий случай, чтобы не только звать человека, но и призвать на него все добрые силы. Потому имена давались светлые, добрые. Потом появилось отчество. Слово то же, что и отечество Старое слово дало две формы, и каждая рачительно использована. Одна форма стала обозначать место рождения – отечество. Отчество от имени отличается, посредством отчества человек показан прилагательным, которое как бы прилагается к человеку, ему полагается по статусу, выделяя в принадлежности не его самого, а весь его род. В именовании отчеством признание общественных заслуг всего рода. Отчество есть «имя по отечеству», по отцу, семейное имя. Обращение к человеку по отчеству связано с обычаем наследования по отцовской линии. Начиная с Древней Руси по отчеству называли стольных князей, позже – бояр, ещё позже –именитых купцов.Отчество – по отцу, фамилия – по роду, и только личное имя всегда твоё, с ним ты личность, и чего заслужишь, так тебя и нарекут: Иван, Ваня, Ванюша, Ванька, Ванёк – ведь это всё разные имена. Сегодня мы во многом подражаем деловитым американцам. Даже вместо русских слов частенько подставляем соответствующие английские. Так и с именем. У них Боб, Джек, Джон и даже президент всего лишь Билли…и у нас похожее. Говорят, например, Влад, и тогда неясно, кто есть этот Влад: Владислав, Владимир или ещё кто?
Не имя, конечно, создаёт личность. Хотя и имя – не последнее дело, обычно оно вскрывает некоторую сущность человека.
(Колесов В.В. Уроки словесности. М.: Художественная литература, 1998. – 154 с.).