Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.
Виды внимания: произвольное и непроизвольное.
Свойства внимания: концентрация, распределение, переключение, объем, устойчивость, избирательность.
Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.
Виды памяти: произвольная / непроизвольная; зрительная, слуховая, моторная и др.; механическая / смысловая; кратковременная, оперативная и долговременная.
Мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций (мысленное размещение в пространстве, определение последовательности и др.).
Воображение – психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.
Виды воображения: активное (творческое и воссоздающее) / пассивное (преднамеренное и непреднамеренное).
Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.
|
|
Виды мышления: наглядно-действенное, образное, отвлечённое; продуктивное (творческое) и репродуктивное.
Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение.
Знания – совокупность усвоенных человеком сведений, понятий и представлений о предметах, событиях и явлениях объективной действительности.
Умения – использование имеющихся знаний и навыков для выбора и осуществления приёмов действия в соответствии с поставленной целью.
Навыки – частичная автоматизированность исполнения и регуляции целесообразных движений у человека.
Интересы – мотивы личности, выражающие её специфическую направленность на познание определённых явлений окружающей жизни и определяющее вместе с тем её более или менее постоянную склонность к определённым видам деятельности.
Речь – процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.
Свойства речи: содержательность, выразительность, понятность, воздейственность.
Личность – системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.
Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер, способности, направленность.
Потребность – испытываемая человеком нужда в определённых условиях жизни и развития.
Мотив – связанное с удовлетворением определённой потребности побуждение к деятельности. Мотив предполагает знание о тех материальных или идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и тех действиях, которые способны привести к её удовлетворению.
|
|
Мотивация – относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.
Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, и относительно независимых от конкретных ситуаций.
Тревожность (личностная) – устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определённой реакцией.
Тревожность может быть обусловлена факторами учебной деятельности, неадекватностью самооценки, коммуникативными трудностями.
Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.
Темперамент – это индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики – интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.
Типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
Экстраверсия – индивидуально-психологические особенности человека, соответствующие преимущественной направленности личности на мир внешних объектов (открытость для любой информации, общительность и др.).
Интроверсия - индивидуально-психологические особенности человека, соответствующие преимущественной направленности личности на явления собственного субъективного мира (оторванность от реальности, склонность к философствованию, одиночеству и др.).
Характер – совокупность индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обуславливая типичные для неё способы поведения.
Способности – формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.
Виды способностей: общие (интеллект, обучаемость, работоспособность, внимательность и др.), специальные (математические, лингвистические, музыкальные и др.).
Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение–вчувствование в переживания другого человека, способность поставить себя на место другого человека.
Уровень притязаний – характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.
Самооценка – это оценка своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди людей. Виды самооценки: завышенная, заниженная, адекватная.
Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
Эмоциональность – свойства человека, характеризующие качество и динамику проявления его эмоций и чувств.
Эмоциональная устойчивость – это сбалансированность нервно-психических процессов, уравновешенность, спокойствие.
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внешних и внутренних препятствий.
Педагогическое общение – система, приёмы и навыки взаимодействия педагога и ученического коллектива, содержанием которого является обмен информацией, оказание учебно-воспитательного воздействия и организация взаимопонимания. Педагог выступает как инициатор этого процесса, организует его и управляет им.
|
|
Стили педагогического общения – авторитарный, попустительский и демократический.
Влияние в общении – процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним.
Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединённых целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.
Неформальная (неофициальная) группа – это группа, не имеющая юридически фиксированного статуса, но характеризующаяся сложившейся системой межличностных отношений (дружбы, симпатии, взаимопомощи, доверия и т. д.).
Лидер – это личность, за которой все остальные члены группы признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.
Типы лидеров: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).
Сплочённость – это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к субъектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом.
«Трудные» дети – это неуспевающие, недисциплинированные дети с разного рода нервными и психическими расстройствами, подростки, состоящие на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних, дети из так называемых неблагополучных семей, педагогически запущенные дети.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Зарайский Д.А. Управление чужим поведением. Технология личного психологического влияния. – Дубна: Издательский центр «Феникс», 1997. – 272 с.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.
3. Изучение личности школьника учителем / Под ред. З.И.Васильевой и др. – М.: Педагогика, 1991. – 136 с.
|
|
4. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие для студентов педагогических специальностей вузов. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 432 с.
5. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Пособие для педагогов и практических психологов. – Мн.: Адукацыя i выхаванне, 1997. – 240 с.
6. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1984. – 255 с.
7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
8. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997. – 365 с.
9. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
10. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. – М.: Академия, 2000. – 512 с.
11. Практическая психология для преподавателей. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. – 328 с.
12. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 528 с.
13. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. – М.: Знание, 1990. – 79 с.
14. Психология и педагогика: Учебное пособие / Отв. ред. В.М.Николаенко. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. – 175 с.
15. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М.Матюшкина. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.
16. Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: Апрель Пресс, 1999. – 432 с.
17. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.
19. Семке В.Я. Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности. – Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1991. – 237 с.
20. Степанов С.С. Психологическая мозаика. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1995. – 136 с.
21. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 672 с.
22. Толстых А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. – Мн.: Полымя, 1990. – 208 с.
23. Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Г.Г.Аракелова. – М.: Высш. шк., 1990. – 304 с.
24. Фурманов И.А. Психология общения в учебно-педагогическом процессе: Пособие для учителей. – Мн.: Тэхналогiя, 2000. – 100 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1