Норманнская теория» и роль зарубежных заимствований в русской истории

Норманнская концепция (норманизм) – это одна из теорий возникновения

Древнерусского государства, утверждающая, что государство Древней Руси

создали пришедшие сюда германцы-шведы, известные в русских летописях под

именем «варягов-руси». Эта более чем шаткая гипотеза выдается норманистами

за непреложный факт, оказавший, будто бы, огромное влияние на культуру,

общественное развитие и даже на язык восточных славян. Норманизму с самого

начала противостоял антинорманизм, сторонники которого считают, что

государство на Руси складывалось самостоятельно, а варяги и русь изначально

были или славянами, или неславянскими (но и не германскими) народами, уже

славянизированными ко времени возникновения Древнерусского государства.

Таким началом своего исторического бытия мы, как известно, обязаны немцамФридриху Миллеру, Готлибу Байеру и Августу Шлецеру, которые, черезпрорубленное Петром Первым «окно в Европу», попали в Петербургскую АкадемиюНаук и ревностно занялись "родной» русской историей.Это дало академикам повод объявить Иоакимовскую летопись подделкой игуменаМельхиседека или самого Татищева. Но игумен совершенно историей неинтересовался и, судя по запискам Татищева, вообще был человекомнеобразованным, а Татищев не имел ни малейшей надобности прибегать кподобным подделкам, ибо в его время никаких споров не было, — полемиканачалась через двадцать лет после его смерти, с появлением «трудов» Шлецераи Миллера. Таким образом, норманисты обеспечили себе и своим последователямвозможность игнорировать самое важное свидетельство существованиядревненовгородского государства. Сказками и вымыслом были объявлены и всесведенья о древне-Киевской Руси, невзирая на то, что и Нестор и целый рядпольских хронистов-, труды которых были академикам известны, — утверждают,что в Киеве задолго до призвания Рюрика уже вполне сложилась своясобственная государственность и в течение трех веков правила династия чисторусских князей, потомков Кия.Еще большего внимания заслуживает выступление Тредьяковского: в изданномим труде «Рассуждение о первоначалии россов и о варягах-русах славянскогозвания, рода и языка» — он обнаружил большую эрудицию и в частностиутверждал, что Рюрик и его братья были прибалтийскими славянами, выходцамис острова Рюгена, что позже нашло некоторые подтверждения в трудах другихисследователей-антинорманистов.Существуют 4 основных аргумента норманизма, которые до сих пор используютсядля доказательтсва истинности этой теории (3 были сформулированы Байером, 1Миллером): 1. От финского названия Швеции «Руотси» (эстонское «Роотси») ипроизошло собственно название «Русь» 2. Имена послов и купцов в договорахРуси с греками (X в.) не славянские, следовательно, они германские. 3.Названия Днепровских порогов в книге византийского императора КонстантинаБагрянородного «Об управлении империей» (середина X в.) даны по-славянски ипо-русски, но славянские и русские названия явно отличаются, следовательно,русов, по Байеру, необходимо признать за германоязычных шведов.4. Варяги,согласно древнейшим летописям, живут «за морем», следовательно, они шведы.Читателя, может быть, удивит то, что эта унизительная для русскогонационального достоинства теория не встретила в верхах нашего культурногообщества никаких протестов. Но это тоже имеет свое историческое объяснение.Почва и все условия для пышного расцвета норманизма были подготовлены наРуси задолго до эпохи немецкого засилья. Еще в конце пятнадцатого столетия у великих князей Московских, уженачавших титуловать себя царями, возникла чисто политическая необходимостьофициально возвысить свой род в глазах европейских монархов. Это быловызвано следующими обстоятельствами: в 1453 году турки сокрушилиВизантийскую империю, а девятнадцать лет спустя великий князь Иван Третийженился на племяннице последнего императора Зое (Софье) Палеолог и вкачестве русского государственного герба принял римско-византийскогодвуглавого орла. С этого момента в Кремле возникает и провозглашается идея:"Москва — Третий Рим, а четвертому не бывать». Иными словами, Москваобъявила себя прямой наследницей и преемницей Византии, которая былаоплотом православия и восточно-европейской культуры. Московским государямнадо было чем-то обосновать свои права на такую преемственность и в то жевремя утвердить за собой царский титул, которого никак не желали признаватьза ними другие монархи. В соответствии с этим, опальный митрополит Спиридон, — известный на Русикак широко образованный человек и духовный писатель, — получил от великогокнязя Василия Третьего задание: разработать соответствующим образомродословную Московской династии. Спиридон это поручение выполнил. Вскоре появился его труд, озаглавленный«Посланием», в котором он взял отправной точкой всемирный потоп: от Ноявывел родословную египетского фараона «Сеостра» (Сезостриса), а прямымпотомком этого фараона сделал римского императора Августа. У Августа, поСпиридону, оказался родной брат Прус, получивший, будто бы, во владениеобласть реки Вислы, которая, по его имени, стала с тех пор называтьсяПрусской землей. По прямой линии от Пруса Спиридон вывел род Рюрика и врезультате всех этих «генеалогических» построений оказалось, что «государейМосковских поколенство и начаток идет от Сеостра, первого царя Египту, и отАвгуста кесаря и царя, сей же Август пооблада вселенною. И сея от сихизвестна суть». При Петре Первом и его ближайших преемниках эта тенденция в русскомдворянстве еще усилилась. Меншиков, до встречи с Петром, какизвестно, торговавший на улицах Москвы пирожками, оказался потомкомлитовских магнатов; Разумовский и Безбородко — заведомые малороссы и притомдалеко не знатного происхождения, — отпрысками древних польских родов и т,д.Все это привело к тому, что развитие русской исторической науки пошло посовершенно ложному пути, искривленному предвзятой уверенностью, что мынарод без прошлого, из мрака неизвестности выведенный на историческую аренукаким-то другим народом высшей категории, — конечно, не славянским.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: