Первая мировая война: предпосылки, ход, итоги, влияние на европейское развитие

1. Государство как известно представляет собой прежде всего организацию политической власти обладающей монополией на применение законного насилия. Остальные признаки государства – право, посредством которого государство придает своим повелениям общеобязательность, налоги с помощью которых содержится эта организация, суверенитет которым обеспечивается верховенство этой власти, территория и население на которых распространяется власть – являются производными. Причиной образования государства является возникшая вследствие перехода к производящему хозяйству необходимость в организации управления усложнившимися экономическими процессами и улаживания обострившихся в связи с появлением прибавочного продукта социальными противоречиями. Этого «старая», первобытная, «догосудартсвенная» власть не могла обеспечить силу того, что базировалась лишь на авторитете и была лишена институтов и средств принуждения, выступавших внешней силой по отношению к обществу. Истории известны несколько путей формирования государственности. Первый связан с завоеванием одной этнической общностью другой, которая вынуждена формировать аппарат государственной власти в целях удержания в повиновении и эксплуатации побежденных (например возникновение государства у франкских племен покоривших бывшую римскую провинцию Галлию на заре средневековья, многочисленные примеры покорения кочевниками земледельческих оседлых племен и т. д.). Второй путь связан с необходимостью организации крупных хозяйственных (в основном ирригационных) работ Возникновение политической власти здесь имело своей причиной нужду в привлечении к этим работам в принудительном порядке большой массы людей и в создании для проведения строительства централизованной системы управления (так возникли древневосточные деспотии). Третий путь связан прежде всего с имущественным расслоением внутри общин, родов и племен, формированием частной собственности и формированием классов (групп населения отличающихся по своим отношением к собственности на средства производства). Для реализации возможности путем обретения частной собственности присваивать прибавочный продукт появляющийся в обществе собственникам необходим аппарат политической власти в качестве которого и выступает государство (так зародилась в эпоху античности политическая составляющая западной цивилизации с формированием государственности Древней Греции и Рима). Наконец четвертый путь связан с трансформацией власти вождей, старейшин, и прочей властной верхушки племен (так называемой «потестарной» власти) в государственную. Именно из властной племенной верхушки формируется слой людей присваивающий себе право перераспределять подвившийся в обществе в результате материального и социального прогресса прибавочный продукт. Племенная верхушка эволюционирует от власти, основанной на авторитете и подставляющей из себя обязанность, во власть основанную на институциональном статусе и представляющей собой привилегию. Такое «вождество» реализовывало управленческие функции через так называемую «первичную бюрократию» (должности наделенные властью) В результате формируются два главных феномена характерных в основном для политической составляющей восточного типа цивилизации: «власть – собственность» и «централизованная редистрибуция». Он заключается в том, что при таком варианте образования государства власть рождает собственность, перераспределение которой является прерогативой государства.

Первым типом государства стала так называемая «древневосточная деспотия». Она возникает на Востоке в долинах великих рек. Деспотиями являлись: Древнеегипетское государство (конец IV-конец I тыс. до н.э.), «государства Междуречья» или «Месопотамии» (среди которых выделяется «Средневавилонское царство») (начало III тыс. до н.э. – середина II тыс. до н.э, Империя Мауриев возникшая в Индии (конец I тыс. до н.э.), Государственность древнего Китая в эпоху империй Цинь и Хань (рубеж I тыс. до н.э. и I тыс. н.э.). Координацию, управление жизненно важными ирригационными работами могла осуществить только сильная, централизованная государственная власть с единым правителем и мощным бюрократическим аппаратом. Она и возникла как деспотически-теократическая монархия. Основные признаки (типологические черты) древневосточной деспотии: 1) Монарх обладает всей полнотой государственной власти. Она не была ограничена никакими государственными учреждениями или законами (но была ограничена традицией). 2) Власть монарха носила религиозно-священный, теократический характер. 3) Непосредственно правителю подчинялся мощный, разветвлённый, построенный по иерархическому принципу бюрократический аппарат. Он обслуживал 3 главных отрасли, ведомства управления: №1 – общественных работ (главным образом ирригационных) и 2 других (налоговое и военное), которые фактически лишь поставляли средства для «ведомства № 1». 4) Господствовало полное бесправие перед властью деспота подавляющего большинства населения. Оно находилось под жёстким контролем со стороны бюрократического аппарата. Возникновение «древневосточной деспотии» было обусловлено следующими причинами: 1)Необходимостью, с помощью мощного государственного аппарата, осуществлять контрольно-регулирующие функции государства по отношению к экономике. 2) Необходимостью осуществлять религиозное, культурное, ценностное, единение населения страны вокруг единого религиозного символа – личности правителя. 3) Отношением населения, воспринимавшего правителя, как носителя высшей справедливости. Это было связано с сохранившимся традиционным, патриархальным общинным укладом. Глава семьи, общины, а, впоследствии, и государства воспринимался как отец в отношении всех зависимых от него людей. Исторической разновидностью древневосточной деспотии являлись на Древнем Востоке «военная монархия», где на первое место выступала захватническая функция государства (Хеттское государство, Ассирия) и «военно-административное государство» (отличающееся от военного установлением единой системы административного правления) (Нововавилонское и Персидское царства). Древневосточная деспотия как тип государства (в отличие от конкретных государств, довольно быстро распадавшихся в силу отсутствия экономического, этнического и культурно-религиозного единства) обнаружил историческую устойчивость и фактически основные ее характеристики продержались на Востоке до XIX столетия.

Античная государственность (возникшая в основном «третьим» из путей указанных выше) и, в частности, государственность древней Греции (I тыс. до н. э.) и Древнего Рима (середина I тыс. до н. э. - середина I тыс. н. э.) резко отличалась от государственности Древнего Востока. Причина этого – в природных условиях Греции и Италии. Там не было плодородных земель и огромных рек, регулирование режима которых было бы посильно лишь общинным коллективам и мощному государству. Зато (в отличие от Востока) здесь было много разнообразных природных ресурсов. Это стимулировало развитие ремесла, способствовало повышению эффективности и индивидуализации производства, основанного не на традиции (как на Востоке) а на личной инициативе. Античная цивилизация (в отличие от Восточной) – не речная, а морская. Это способствовало развитию колонизации, торговли, товарных отношений, рабства в его классической форме. В итоге сформировалась цивилизация, в фундаменте которой лежала экономическая автономия личности, основанная на частной собственности. Она требовала, в свою очередь её политической автономии. В итоге государство здесь было построено на принципах народовластия (участия жителей в осуществлении власти) и гражданской свободы (признания и защиты государством их прав и интересов). Политической структурой, в которой эти принципы воплотились в жизнь, стал античный полис. Полис – это особая форма социально-экономической и политической организации общества, характерная для всего античного мира. Как государственная организация полис имел следующие основные признаки: 1) Все полноправные жители полиса были гражданами, то есть имели политические права. Эти права связывались с обладанием землёй и участием в защите полиса. 2) В гражданскую общину не входили иностранцы, рабы, женщины. 3) По форме правления полис представлял собой республику (т.е. там существовал представительный орган – Народное собрание, а высшие органы власти и должностные лица формировались или представительным органом или непосредственно гражданами-избирателями). Республики были как демократическими, (граждане обладали равными активными политическими правами – пример - Древние Афины), так и аристократическими (большинство граждан обладали лишь пассивными политическими правами – пример – Древний Рим). Аристократические полисы обычно формировались в тех регионах где в силу природных условий, преобладание в обществе получили не торгово - ремесленные слои, а землевладельческая аристократия. И полисы Древней Греции (в IVв. до н. э.) и Римский полис (в I-II вв. до н. э.) испытали так называемый «кризис полиса». Его причины коренились в дальнейшем развитии экономики, товарных отношений, классического рабства. Во-первых, само пространство полиса не давало простора для дальнейшего хозяйственного развития. Расширение же его границ, превращение полиса (например, Рима) в огромную державу приводило к тому, что эта колоссальная империя не могла управляться полисными институтами (на началах выборности, срочности, коллегиальности) приспособленными для управления исключительно небольшими территориями. Во-вторых, развитие рабовладельческой экономики повлекло за собой стремительную социальную дифференциацию населения. Это было гибельно для полиса, основанного на определённом равенстве граждан. Дальнейшее развитие рабовладельческого производства привело к обострению социальных противоречий межу различными слоями населения полиса с которыми полисная организация не могла справиться. Все это привело к включению полисов Древней Греции в империю Александра Македонского и превращению Римского полиса в «Римскую империю» (I в. до н. э. – V в. н. э.) в которой республиканская форма правления в Риме фактически сменилась на монархическую. Хотя республиканские традиции на уровне местного муниципального самоуправления и (хоть и в меньшей степени) на уровне империи в целом еще долгое время сохранялись.

Гибель Римской империи (V в. н. э.) произошла в основном (хотя имели значение и другие факторы) в результате экономического кризиса вызванного неэффективностью рабского труда. Исторически более прогрессивными являлись сформировавшиеся из синтеза античного рабовладения и варварской первобытности феодальные отношения (отношения между феодалами - владельцами земли и пользующимися их землями на условиях выплаты феодальной ренты феодально-зависимым крестьянством). Они зародились на территориях варварских государств появившихся на землях бывшего «великого Рима». Эти государства приняли форму так называемой «раннефеодальной монархии» (в V – IX вв.- она существовала в рамках Франкского государства, и до XI в. сохранялась в Германии и Британии). Социально-экономической основой такой формы государства были раннефеодальные социально-экономические отношения. Феодалы и зависимые крестьяне не составляли в это время большинство населения. Сохранялись общинные порядки и единая власть короля, которую поддерживали феодализирующаяся знать и свободное крестьянство. Именно поэтому в государственном механизме были сильны пережитки военной демократии. Король со временем перестал быть лишь военным вождем. Он утвердил своё право верховной собственности на землю; монопольное право на чеканку монеты; право на получение налога и на военную службу со всего свободного населения. Королевский двор стал центром управления страной, а королевские дружинники, приближённые, знать – должностными лицами государства. Правда государственный аппарат был первоначально слабо специализированным (дворцово-вотчинная система управления предполагала, что придворные постепенно сосредотачивали в своих руках общегосударственные управленческие функции). Власть короля была ограничена советом знати. Он выбирал короля, предварительно обсуждал королевское законодательство и осуществлял высший суд. Местное управление в силу пережитков военной демократии носило характер выборного самоуправления (собрания, выборные старосты). Суд и войско так же носили отпечаток военно-демократических традиций. В отправлении правосудия и военной службе (как и в управлении на местах) значительную роль играли не королевские чиновники, а свободное крестьянство и знать.

В период непосредственно предшествующий развитому Средневековью (IX – XI вв.) меняется и политическая организация средневекового общества. Раннефеодальную монархию сменяет политическая раздробленность. Социально-экономической основой ее формирования являлось окончательное становление феодальных отношений. Социальные слои раннее поддерживающие единство государства и власть монарха стремительно исчезали. Свободное крестьянство попадало в феодальную зависимость, а феодалы получив в собственность землю и зависимых крестьян получили «иммунитет» - независимость от государственной власти и возможность самими осуществлять ее наиболее важные функции. Это было вполне закономерно, ибо в силу необходимости осуществлять внеэкономическое принуждение над феодально-зависимым населением и натурального характера хозяйства не создававшим заинтересованности в политических связях между различными регионами власть в период феодализма является атрибутом феодальной собственности на землю. В этот период этот принцип достигает своего апогея и в силу этого местные землевладельцы практически полностью сосредоточили в своих руках политическую власть. Власть же короля ослабла и превратилась из публичной в частноправовую, основанную исключительно на его статусе (достаточно формальном) верховного сюзерена. Принципиального изменения дворцово-вотчинной системы управления не произошло за исключением того, что все дворцовые должности перешли в руки крупной феодальной знати и само значение королевского двора упало. Однако полного распада государства не происходило поскольку сохранялось культурное единство страны и феодалы нуждались в «сюзеренно-вассальной» феодальной лестнице во главе с королем для того, чтобы защищать территорию страны, улаживать внутренние распри и держать в повиновении зависимое население.

2. Первая мировая война 1914-1918 гг. являлась поворотным событием мировой истории, повлияв на социально-экономическую и политическую ситуацию в большинстве стран мира и существенно перекроив карту Европы и всего Мира. Главной причиной войны было резкое обострение противоречий между ведущими империалистическими европейскими державами вызванных неравномерностью их экономического развития, противоборство крупнейших мировых держав в борьбе за рынки сбыта для промышленной продукции и источники сырья для её производства, стремление ряда государств к переделу мира. Четвертной союз – наиболее агрессивная группировка, выступившая инициатором «передела мира» включал в себя Германскую империю, Австро-Венгерскую империю, Османскую империю, Болгарию (с 1915 г.). Противоборствующая с «союзом» «Антанта» состояла из Франции, Англии, России, Японии, Италии (с 1915 г.), Румынии (с 1916 г.), США (с 1917 г.).

1914 г. сорвал планы сторон на молниеносную войну. Попытки Германии сокрушить врага сначала на Западе (разгром Франции и Англии) а затем на Востоке (сокрушение России) не удались из-за того, что Россия начала военные действия («восточно-прусская операция» корпусов Рененкампфа и Самсонова и Галицийская операция в ходе которой была занята австрийская Галиция) не дожидаясь окончания мобилизации. В результате фронт стабилизировался под Парижем и на границах России и война приняла затяжной характер.

В 1915 г. Германия и ее союзники решила перебросив большую часть своих войск на Восточный фронт ликвидировать его разгромив Россию. Однако добиться этого не удалось. Россия потеряв ряд территорий, понеся значительные людские и материальные потери тем не менее разгромлена не была. Правда и операция англо-французский десант высадившийся на галлиполийском полуострове с целью вывести Турцию из войны закончился неудачей.

В 1916 г. ни попытка Германии разгромить Западный фронт обрушив на него львиную долю всей военной мощи под Верденом, ни попытка французов и англичан в свою очередь перейти в решительной наступление в районе р. Сомма решительного успеха не принесли. Переломить затяжной, окопный, позиционный характер войны не удалось. Локальные военные успехи Росси в Галиции и против турецких войск радикально изменить ход войны так же не могли. «Война на истощение» измотала и державы Антанты и государства Четверного союза. Участились проявления народного недовольства, усталости масс от войны.

В 1917 г. эти обстоятельства стали одним из факторов катализировавших революционные процессы в России приведшие в конце концов к разложении государственности, армии и фактическому выходу ее из войны к концу года. Однако «война ресурсов» была в большей степени невыгодна Германии и ее союзникам, которые не обладали обширными колониальными империями, нежели Антанте. Несмотря на локальные успехи (поражение итальянской армии едва не приведшей к ее разгрому, полный разгром Румынии) положение «центральных держав стремительно ухудшалось а недовольство населения принимало все более радикальные формы.

1918 год стал годом окончательной катастрофы для Четверного союза. Несмотря на то, что Германии удалось брестским миром 3 марта 1918 г. вывести Россию из войны и усилив за счет полученных от нее аннексий и контрибуций свой оборонительный потенциал начать летом 1918 г. массированное наступление на Париж ресурсы блока были исчерпаны. Окончательный крах ускорило вступление в войну США которая в качестве кредитора Антанты не могла допустить ее военного поражения и революция в Германии население которой устало от войны и не желало ее продолжения. 11 ноября 1918 г. было заключено Компьенское перемирие согласно которому Германия (остальные ее союзники сложили оружие еще раньше) обязалась отвести свои войска с занятых территорий и полностью разоружить и распустить армию и флот. Победа Антанты стала реальностью. Окончательные итоги войны были подведены подписанием 28 июня 1919 г. Версальского мирного договора межу странами Антанты и Германией и ее союзниками. Германия объявлялась виновником войны. На нее возлагалась обязанность выплатить победителям колоссальные репарации. Она теряла 1/8 часть своей территории и все колониальные владения. Германии оставлялась чисто символическая армия, которая не могла иметь тяжелые наступательные виды вооружений, она лишалась права строить укрепления и держать войска на своей западной границе. Тяжкие условия мира «с аннексиями и контрибуциями» были предложены и союзникам Германии.

Международные последствия войны были оформлены так называемой «Версальско-Вашингтонской» системой международных отношений установленных в результате подписания Версальского мира в Европе и Вашингтонских соглашений 1921-1922 г. касавшихся окончания и итогов войны в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Положительным моментом этой системы международных отношений стало создание организации задачей которой стало поддержание мира и межгосударственного сотрудничества («Лига наций») и спад напряжённости в отношениях между великими державами (Англии, Франции, США, Японии). Однако противоречия межу ними были урегулированы за счет других государств. Поэтому такой миропорядок не мог быть прочным. Произвольная перекройка границ бывшей Австро-Венгерской империи в интересах победителей в Европе привела к обострению национально-территориальных противоречий между новыми суверенными европейскими государствами сохранявшими друг к другу огромное количество разного рода претензий. Россия была фактически исключена из системы международных отношений. Так же как и Германия в которой из-за этого нарастали милитаристские и реваншистские настроения. США укрепив свой статус ведущей экономической державы мира не захотела вмешиваться в дела Европы чем в значительной мере так же содействовала недолговечности европейской стабильности.

Поскольку война расстроила промышленность, сельское хозяйство, финансы всех стран, а расплата за все это легла на плечи трудящихся (особенно побежденных стран) война в качестве последствий вызвала целую серию революций. В Турции революция свергла монархию, контроль над обществом духовенства и феодалов, уничтожив основу традиционализма. В Германии установившаяся парламентская «Веймарскую республика» так же сокрушила полуабсолютистский режим опиравшийся в значительной мере на дворянство и чиновников. Было построено буржуазно-демократическое государство. Однако революция не ограничилась этим. Участие в революции колоссальных масс трудящихся привело к тому, что впервые в мире «Веймарская конституция» принятая при активом участи реформистски настроенной германской социал-демократии закрепляла возможность участия рабочих в управлении экономикой и национализации частной собственности в общественных интересах, а так же многочисленные социально-экономические права, ранее не получавшие серьезного конституционного закрепления. Прогрессивная социальная направленность новых послевоенных революций была очевидна. Необходимость проведения более активной социальной политики встали и перед правительствами освободившихся национальных государств и стран-победительниц которые вынуждены были провести целую серию радикальных реформ в интересах широких слоев трудящихся.

Еще одним последствием мировой войны стало крушение империй и образование на их обломках независимых национальных государств, что в принципе нельзя не признать прогрессивным явлением. Так после крушения Австро-Венгрии на ее месте образовались Австрия, Венгрия, Чехословакия. Из осколков Германии, Австро-Венгрии и России возродила свою независимость Польша. На обломках российской империи образовались Латвия, Литва, Эстония, Финляндия. Наконец окончание мировой войны вызвало колоссальный подъем национально- освободительного движения и в колониальных странах которой получило название «пробуждение Азии». Жертвы которые понесло население колоний, идеи широкого проведения модернизации овладевшие умами масс, декларированный державами освободительный характер войны вкупе с их реальными устремлениями расширить за счет зависимых стран своих рынки сбыта и получитю дешевые источники сырья – все это вызвало невиданные ранее подъем национального самосознания. «Кемалистская революция» в Турции 1920-х гг. не только позволила спасти страну от расчленения державами Антанты, но и «этатистским» путем «сверху» модернизировать основные отрасли экономики, социальную, духовную и политическую сферы общественной жизни. Главным содержанием политики гоминдановского правительства в Китае в 1920 – 30-е гг. стало стремление покончить с приниженным международным положением Китая и его расколом. В Индии М. Ганди предложил новую и весьма действенную идеологию борьбы индийского народа против колонизаторов которая заключалась в принципе «мирного несотрудничества» с колонизаторами. И хотя колониальная система в этот период устояла все же она была существенно ослаблена.

Билет №6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: