Современные образовательные технологии как гарантия качества образовательного процесса

Понятие «образовательная технология» рассматривается как категория синтетического типа, в отличие от аналитических категорий "цели", "содержание", "форма", "методы", "средства". Системный подход к анализу этого понятия и явления вскрывает его двухуровневость: 1) образовательная технология как элемент дидактической системы и как способ реализации образовательной деятельности на уровне преподавателя (ОТ в узком смысле слова) и 2) образовательная технология как система управления образовательным процессом на уровне образовательного учреждения и как способ реализации культуры организации (ОТ в широком смысле слова). Именно с этих позиций важно двухуровневое понимание понятия «образовательные технологии»: фактически можно вывести очень тесную взаимозависимость между образовательными технологиями (в узком смысле) с образовательными технологиями (в широком смысле). Последние фактически преобразуются в управленческие технологии, направленные на образовательный процесс. В качестве критерия систематизации образовательных технологий выбрана триада "методология — стратегия — тактика", в соответствии с которой образовательные технологии можно классифицировать на:

методологические образовательные технологии (на уровне педагогических теорий, концепций, подходов), выступающие в качестве интегральных моделей;

стратегические образовательные технологии (на уровне организационной формы взаимодействия), ориентированные, как правило, на один параметр образовательного процесса и выступающие как способ достижения стратегических целей;

тактические образовательные технологии (на уровне методики, формы и/или метода обучения, приема), являющиеся конкретным способом достижения тактических целей образования в рамках определенной стратегической технологии.

Процедуру выбор методологических и стратегических образовательных технологий на основании предложенных в конспектах лекций критериев в значительной степени можно отнести к категории объективных, которые определяет не один человек, а некоторое профессиональное и/или государственно-управленческое сообщество. Выбор тактических образовательных технологий должен осуществляться на уровне конкретного преподавателя, группы преподавателей, кафедры, межкафедральных образований, что в значительной степени имеет субъективный характер и может гарантироваться соответствующей квалификацией преподавателей, управленческой компетентностью руководителей и организационной культурой образовательных учреждений.

Представленная характеристика процедуры технологизации как организационно-управленческой нормы проектирования образовательного процесса позволяет акцентировать внимание на ключевых аспектах управления образовательной деятельностью.

Необходимость освоения нового типа организации обучения диктуется разными факторами. Быстрые изменения в производственных и социальных процессах, которые происходят под влиянием технологических изменений и инновационных методов управления, предъявляют новые требования к организации труда и профессиональной компетентности. Более того, актуальной, иногда жизненно важной становится задача постоянного повышения квалификации, гибкой специализации и переподготовки работников различных сфер жизнедеятельности общества. Кроме сказанного, пересмотр подходов к образованию продиктован происходящими изменениями в системе социокультурных отношений и информационно-коммуникативной технике.

При этом нужно отметить, что образование похоже на копилку, в нем редко что-либо навсегда исчезает, скорее накапливается. Просто у каждого человека появляется возможность выбора, т.е. расширяются границы свободы.

Смена парадигм обучения и образования не новое веяние. Именно в ответ на происходящие изменения меняются и подходы к образованию. Можно предположить, что 400 лет назад так же трудно было переходить от привычного способа обучения (достаточно индивидуализированного) к классно-урочной системе Я.А. Коменского. Человечество этот переход пережило. Надеемся, что мы тоже справимся со своими предубеждениями, увидим много ценного и полезного в новых образовательных парадигмах.

Понятие парадигмы ввел Томас Кун (науковед), который при этом предложил и концепцию научных революций. В развитии любой науке выделяется два периода:

– кумулятивный (наращивается новое знание – «нормальная наука»);

– преобразование ведущих представлений данной области знаний (научная революция). Именно во втором случае происходит смена парадигм.

Парадигма – модель (образец) решения исследовательских задач, принятая членами данного научного сообщества; система концептуальных, инструментальных и методологических предписаний (иногда выраженных в неявном виде), которая вооружает ученых планом деятельности и указывает некоторые направления, существенные для его реализации. Наличие парадигмы избавляет ученых, принадлежащих к одной школе, от необходимости постоянно пересматривать свои основные принципы и увеличивает эффективность научно-исследовательской деятельности. Разные подходы к образовательным парадигмам представлены ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: