Личность традиционно понимают как "человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений"[14]. Это понятие с социальной точки зрения. Если мы будет абстрагироваться от биологической сущности, личность рассматривают как человека. «Но юристов прежде всего интересуют не все общественные отношения, участниками которых является личность, а только те, которые регулируются нормами права. В данном случае мы уже будем иметь дело с понятие «гражданин» («лицо», «индивид»)[15].
Свобода личности
«Свобода личности – это самостоятельное ее поведение, выбора поступка и действий, положения в системе межличностных, групповых, общественно-государственных отношений»[16]
«Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом»[17]
Говоря о свободе личности, многие ученные расходятся в мнениях. Разброс мнений широк: от признания так называемой абсолютной свободы, т. е. независимости человека от семьи, коллектива, общества в целом, государства.
|
|
Но, тут возникает вопрос? Человек не изолирован от семьи, коллектива, общества, государства, а по этому он должен считаться с ними, идти на компромисс. Таком образом абсолютной свободы нет и быть не может. Свобода относительна. Нет свободы от семьи, от коллектива, общества, государства. Есть свобода в семье, в обществе, коллективе, государстве.
Таким образом, свобода личности это понятие довольно относительное, она выражается в соотношении личных притязании человека и рамок его поведения, создаваемых той общностью, к которой он принадлежит. А именно:
1. Существующая в обществе свобода поведения личности предполагает выбор ею различных вариантов действий. Эта свобода гарантирует, как говорит профессор С. А. Авакьян, «обществом и государством созданием соответствующего духовного климата и политического режима посредством как норм Конституции и иных законов, так и организационных условий»[18]
2. Свобода – это внутреннее осознание. Данный фактор надо считать важнейшим поскольку, постольку внутреннего восприятия, самое важное в свободе личности.