Сущность рынка. Основные элементы рынка. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие

Студент должен иметь представление:

об индивидуальной и общественной стоимости товара;

об эластичности спроса и предложения; знать:

принципы, признаки и функции рынка;

свойства товара;

понятие стоимости и цены товара;

сущность и функции денег; - механизм рыночного ценообразования;

уметь:

- строить кривые спроса и предложения и анализировать воздей­ствие неценовых факторов на спрос и предложение товаров.

Методические указания

При изучении данной темы нужно уяснить, что в самом общем виде рыночная система - это совокупность взаимосвязей между про­изводителями (продавцами) и потребителями (покупателями) мате­риальных и нематериальных продуктов и услуг.

Базовыми «компонентами» рыночной системы выступают:

- частная собственность на средства производства;

- свобода предпринимательства;

- личная выгода;

- минимальное вмешательство государства в экономику.
Общественное разделение труда, развитие товарного производства

в определенных условиях приводят к формированию следующих зон рыночного пространства:

- местного рынка;

- национального рынка;

- мирового рынка.

С точки зрения специфики реализуемых товаров выделяют: — рынок потребительских товаров;

- рынок промышленных товаров;

- рынок услуг.

Важно помнить, что в отличие от продуктов труда, товар обладает двумя свойствами: полезностью и способностью обмениваться на дру­гие полезности, или стоимостью.

Исторический процесс развития товарного производства на опреде­ленном этапе привел к возникновению денег. Деньги - это товар, вы­полняющий роль всеобщего эквивалента. Возникновение денег привело к выражению стоимости всех товаров в денежной форме. Появилось понятие «цена товара», то есть денежное выражение его стоимости.

Деньги выполняют определенные функции, которые необходимо уяснить.

Необходимо понять также, что взаимосвязь между ценой, спросом и предложением товаров противоречива. Она отражает интересы и по­зиции как продавцов, так и потребителей товаров, реализуется через уровень цен. Следует изучить также содержание законов спроса и пред­ложения, факторы спроса и предложения.

Изучая механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке, нужно понять, что под влиянием специфических особенностей как спроса, так и предложения на конкурентном рынке происходит уста­новление равновесной цены. Это цена, при которой по каждому данно­му товару нет ни излишка, ни дефицита.

Равновесие - закон для каждого конкурентного рынка, который по­зволяет сохранять равновесие всей экономической системы в целом.

Важное значение имеет изучение понятий эластичности спроса и предложения, которые используются для измерения степени влияния ценовой политики на объем продаж товаров и торговую выручку.

В полном объеме материал темы следует изучать по рекомендуе­мой или имеющейся в учебном заведении литературе.

Контрольные вопросы

16. Товарное производство, товар, его свойства.

17. Сущность, виды и функции денег.

18. Сущность и основные функции рынка; система рынков.

19. Экономика спроса. Цена и неценовые факторы изменения
покупательского спроса.

20. Экономика предложения товаров. Цена и неценовые факто­ры предложения.

21. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная
цена,

22. Эластичность спроса и предложения. Торговая выручка.

3.2. Рынок как регулятор производства товаров

Студент должен знать:

закон стоимости и его функции; — суть конкуренции и ее черты; - положительные и отрицательные аспекты монополии.

Методические указания

Стоимость относится к числу фундаментальных проблем эконо­мической науки. На основе теории стоимости определяются цели и мотивы деятельности экономических субъектов, выбираются вари­анты распределения экономических ресурсов и доходов, функциони­рует процесс рыночного обмена. Теория стоимости - это фундамент, на котором строятся экономические отношения.

Нужно уяснить, что первый весомый вклад в разработку теории стоимости внесла английская классическая политическая экономия. Она выдвинула теорию трудовой стоимости, которая определяет стои­мость материальных благ затратами труда в процессе производства. В классической модели средний уровень цен (естественная стоимость) определяется в производстве и задается издержками. Предложение же товара определяется спросом, складывающимся при данной цене.

Представителями новой экономической концепции - теории пре­дельной полезности - в теорию стоимости был внесен новый принцип оценки благ на основе их субъективной полезности для конкретного потребителя. Был использован также принцип предельности, что за­ключалось в переходе от анализа совокупных и средних величин к ана­лизу предельных, т.е. дополнительных величин.

Следует уяснить также, что в развитой хозяйственной системе стоимость носит общественный, а не индивидуальный характер. Проис­ходит рыночное согласование индивидуальных оценок. При наличии значительного числа участников обмена цена, при которой может со­стояться обмен, оказывается заключенной в значительно более узкие границы, чем при изолированном обмене между двумя индивидами. И чем больше участников обмена, тем уже эти границы, и в конечном счете ряд субъективных ценностей сходится к единой, общественной, рыночной ценности блага.

Необходимо понять также, что участники рыночного обмена не ставят цель содействовать общественной пользе, они имеют в виду лишь свой собственный, индивидуальный интерес, преследуют лишь свою экономическую выгоду. При этом «невидимая рука» направляет их к цели, которой они совсем не руководствовались в своих действиях. Преследуя собственные экономические интересы, люди зачастую более действенно служат интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремятся служить им.

Важным элементом при изучении данной темы является анализ ос­новных моделей современного рынка: монополии и конкуренции.

Если на начальной стадии капитализма господствовала свободная конкуренция, то позднее (особенно на рубеже ХГХ-ХХ веков), стал набирать силу монополизм. В современной экономике конкуренция и монополия неизбежно и противоречиво сосуществуют и подчас сложно переплетаются.

Чистая конкуренция имеет место там, где действует множество независимых производителей однородных товаров и услуг.

Чистая монополия существует, когда одна фирма является един­ственным производителем данного продукта.

Монополизм в экономике имеет свои плюсы и минусы. Так, поло­жительные стороны монополии проявляются в двух главных пунктах. Во-первых, в определенных отраслях она более эффективна; во-вторых, у монополистов больше средств и стимулов для развития научно-технического прогресса в своём производстве.

Следует уяснить также и отрицательные стороны монополисти­ческого господства. Это: нерациональное распределение ресурсов общества, усиление социального неравенства, возможность экономиче­ского застоя и торможения НТП, опасность для демократии.

Современная антимонопольная политика, прежде всего, направ­лена на использование преимуществ естественной монополии под кон­тролем общества и государства и на недопущение или ограничение ис­кусственной МОНОПОЛИН.

Более подробно и детально материал темы нужно изучить по ре­комендованной или имеющейся в учебном заведении литературе.

Контрольные вопросы

23. Теория стоимости (ценности). Сущность, виды, основные по­ложения их.

24. Монополия и конкуренция: модели современного рынка.

25. Плюсы и минусы монополий, их регулирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: