ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени И.М.СЕЧЕНОВА
Лечебный факультет
Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф
УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф профессор, д.м.н., чл.-корр. РАН И.М.Чиж «___»____________2015 г. |
План семинара
Для студентов
по учебной дисциплине безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф
Тема № __ Безопасность личности общества и государства
Время 4 ч.
Рассмотрено на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности
и медицины катастроф
«____»_________________ 201 г.
Протокол №____
Москва 2015
I. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Понятие национальной безопасности.
2. Безопасность личности и общества - коренная потребность человека.
3. Безопасность личности.
4. Безопасность общества.
5. Уровни безопасности личности и общества.
6. Безопасность государства.
7. Система национальных интересов России.
II. РЕФЕРАТЫ (ДОКЛАДЫ, СООБЩЕНИЯ)
III. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ
- Аверин А.Н. Социальная защита отдельных категорий населения. - М.: РАГС, 2009. - 116 с.
2. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для студентов / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. И.М.Чижа. – М: Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 2012. – 200 с.
3. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): Учебник для вузов / С.В. Белов — М.: Юрайт, 2011 — 682 с.
- Власова Л.М., Фрумкина Е.С., Шершнев Л.И. Безопасность жизнедеятельности/ Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений/ Под редакцией Сапронова В.В. М.: ФМБА России, 2009.
5. Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность: Учебное пособие. – М: Вузовский учебник, 2011. – 432 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
- Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
- Федеральный конституционный закон РФ от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
3. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».
- Указ Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ
ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРУ
В результате изучения темы, студент должен:
«иметь представление» -об основных принципах и нормативно-правовой базе обеспечения безопасности личности общества и государства; современных войнах и вооруженных конфликтах;
«знать» -основные положения системы национальных интересов Российской Федерации; характеристику воздействий современного оружия на человека;
«уметь» -оценивать показатели качества осуществления безопасности личности, общества и государства, угрозы и уровни безопасности в различных сферах деятельности человека.
Получить навык самостоятельной работы, самостоятельного поиска и анализа учебной информации, для дальнейшего изучения предмета безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф.
При изучении учебных вопросов студенту следует обратить внимание на наиболее важные аспекты темы: единство современных проблем безопасности личности, общества и государства; безопасность личности и общества - коренная потребность человека; структура систем для анализа безопасности личности, общества и государства; социальные факторы, влияющие на безопасности личности и общества; угрозы и уровни безопасности личности и общества в различных сферах деятельности человека.
При изучении данной темы студенту необходимо определиться в едином понимании вопросов безопасности личности, общества и государства:
- согласно официально принятым в Российской Федерации взглядам под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность, общество и государство. Все эти объекты безопасности органически взаимосвязаны, и главным связующим звеном между ними является личность. Защита ее жизни и здоровья, прав и свобод, достоинства и имущества имеет первостепенное значение по сравнению с другими видами безопасности;
- личная безопасность граждан Российской Федерации состоит в реальном обеспечении конституционных прав и свобод; повышении качества и уровня жизни; физическом, духовном и интеллектуальном развитии;
- безопасность общества включает защиту его материальных и духовных ценностей, законности и порядка, упрочение демократии; достижение и поддержание на основе принципа социальной справедливости общественного согласия; повышение созидательной роли активности населения, а применительно к сегодняшней России - национальное и культурное ее возрождение;
- безопасность государства заключается в защите его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности; установлении политической, экономической и социальной стабильности; безусловном исполнении законов; решительном противодействии деструктивным силам, коррупции, бюрократизму, попыткам узурпации власти в эгоистических интересах;
- национальная безопасность — это совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.
Профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф доктор медицинских наук | С.Н. Русанов |
«____»___________________ 201__ г. |
Приложение
Контрольные вопросы:
1. В чем состоит личная безопасность граждан Российской Федерации?
2. Что включает в себя безопасность общества?
3. В чем заключается безопасность государства?
4. Национальная безопасность — это?
5. Что представляет собой система национальной безопасности и система обеспечения национальной безопасности?
6. В каких режимах функционирует система национальной безопасности Российской Федерации в общегосударственном, региональном и отраслевом масштабах?
7. Как структурируется национальная безопасность по видам?
8. Какие потребности человека заложены в основу теории мотивации Маслоу?
9. Что представляет собой безопасность человека в широком смысле?
10. Что включает в себя безопасность общества?