Этапы реализации методики:
1. Определение объекта анализа: предприятие в целом, отдельные подразделения (филиалы и т. д.) или бизнес-единицы.
2. Определение критериев отбора и отбор экспертов (анализ проводится методом экспертных оценок или методом Дельфи). Возможна установка рейтинговых коэффициентов для различных экспертов.
3. Разработка формата для занесения результатов анализа факторов экспертами и итоговой формы.
МАТРИЦА ЧЕТЫРЕХПОЛЬНОГО БАЛЛЬНОГО SWOT-АНАЛИЗА
Табл.1.4.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Заполнение согласованного экспертами формата SWOT-анализа осуществляется в два этапа.
На первом этапе каждый эксперт определяет набор факторов микросреды и внутренней среды предприятия, которые, с его точки зрения, наиболее важны. Факторы распределяются по группам: сильные и слабые стороны предприятия, возможности и угрозы рыночной среды. Данная методика предусматривает ограничения по числу факторов, оцениваемых экспертам, — обычно 3—5 по каждой группе. Внешние колонки матрицы заполняются по группам.
|
|
На втором этапе каждый эксперт сопоставляет данные четырех групп факторов и проставляет балльную оценку возможной связи факторов по четырем группам (внутренние колонки матрицы).
Возможно использование следующей шкалы оценки в баллах:
Негативное влияние:
—3 — сильное;
—2 — среднее;
—1 — слабое;
—0 — влияние отсутствует.
Позитивное влияние:
+ 1 — слабое;
+ 2 — среднее;
+ 3 — сильное.
Колонки «Итого» показывают сумму баллов по строкам матрицы, колонка «Всего» — общую сумму по строкам матрицы. Строка «Итого» показывает сумму по колонкам матрицы.
5. Подготовка итогового формата анализа микросреды и внутренней среды предприятия заключается в суммировании балльной оценки отдельных экспертов и нахождении среднего или средневзвешенного значения, если были предусмотрены
рейтинговые коэффициенты для экспертов. Пример использования матрицы четырехпольного балльного SWOT-анализа представлен в таблице.
6. Использование результатов итогового формата SWOT-анализа в процессе стратегического планирования.
7. После окончания планового периода необходимо провести оценку запланированных действий с точки зрения достижения целей предприятия в рыночной среде.