Понятие бизнес-портфеля товаров и услуг компании

Каждое предприятие производит определенный набор товаров и услуг — номенклатуру. Объем производства разных товаров может сильно различаться, а также может сильно варьироваться рентабельность производства и продажи отдельных позиций. Поскольку предприятие реализует свои товары различным группам покупателей разных рынков и сегментов, очевидно, что рентабельность продаж разным группам также может различаться. Кроме того, возможна работа на разных географических территориях, в разных странах и т. п. Здесь также скорее всего не будет одинаковых финансовых показателей. Все это связано не только с особенностями самой компании, так как сильное влияние оказывают факторы маркетинговой среды. Например, «компания General Electric разделена на 13 направлений бизнеса, 9 из которых связаны с промышленностью, 4 — с финансами. Внутри них есть тысячи небольших структур, которые не приносят прибыли, но дают возможность сконцентрироваться на новых технологиях и на изучении рынков, где работает компания». Возникают вопросы: как проводить портфельный анализ, как принимать портфельные решения.

Как отмечает М. Мак-Дональд, «концепция портфеля товаров берет свое начало в финансовой теории, где применяются сбалансированные комплексы рискованных инвестиций, обеспечивающие инвестору требуемую прибыль. Для обеспечения текущего и перспективного дохода желательно составлять сбалансированный портфель инвестиций».

Бизнес-портфель — совокупность производимых компанией товаров и услуг, сгруппированных по выбранным критериям для целей стратегического планирования и управления.

Используя этот подход, необходимо определить критерий построения портфеля. Во многом они схожи с критериями выделения стратегического хозяйственного подразделения (СХП) внутри крупной компании.

Основные критерии структуирования бизнес-портфеля:

1. Ассортиментные категории и позиций товаров и услуг.

2. Отдельные марки товаров и услуг.

3. Работа в разных регионах/филиалах.

4.Группы потребителей.

5.Сегменты потребителей.

6.СХП.

7. Процессы и процедуры обслуживания клиентов.

8. Новые объекты на международных рынках.

Для современных технологий стратегического планирования и управления понятия бизнес-портфеля играет очень важную роль. Выбор критерия стратегического структурования бизнес-портфеля определяет вектор развития компании, так как показывает приоритеты и способы достижения рыночных целей. Распределение инвестиций также происходит внутри бизнес-портфеля и с использованием методик портфельного анализа и планирования. Процессы формирования нематериального капитала, а затем и его оценки также происходит под влиянием структуры бизнес-портфеля.

Важные решения, связанные с построением организационных структур крупного бизнеса и отдельных компаний и подразделений, принимаются исходя из потребностей управления бизнес-портфелем.

Единицы бизнес-портфеля являются также объектами маркетингового управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: