Контроль осущ-ся путем сопоставления фактических и плановых результатов работы фирмы в различных областях ее деятельности. Следовательно, исходным для организации контроля является установление количественных и качественных параметров, с которыми следует проводить соответствующее сопоставление реальных результатов. Кроме того, необходимо в каждом конкретном случае установить временные интервалы, в течение которых данные сопоставления будут проводиться. Количественные, качественные и временные параметры лежат в основе так называемых стандартов системы контроля, относительно которых, собственно говоря, контроль и осуществляется.
После определения указанных параметров следует:
- установить допустимую точность контрольных измерений;
- измерить достигнутые результаты;
- сопоставить фактические и запланированные результаты;
- принять необходимые корректировочные действия.
Виды контроля:
1)ежегодный плановый контроль - установление отклонений фактических результатов производственно-коммерческой деятельности фирмы от запланированных. Благодаря такому контролю осуществляется:- анализ объема продаж; - анализ конкурентного положения; - анализ соотношения между затратами и объемом продаж; - финансовый анализ; - анализ отношения покупателей к фирме и ее товарам;
|
|
2)контроль прибыли - необходим для фирм, реализующих свои товары на значительном числе рынков и использующих различные каналы распределения. Он осуществляется относительно отдельных товаров, рынков, групп покупателей и каналов распределения. Основной его целью является установление источников прибыли и убытков;
3)контроль эффективности - многие фирмы особое внимание уделяют оценке эффективности, затрат на маркетинг, в связи с чем очень часто реализация маркетингового контроля предполагает анализ эффективности политики: - продаж; - продвижения товаров; - распределения. При таком анализе в каждом случае используется набор показателей, позволяющих наиболее полно оценить эффективность реализации тех или иных элементов маркетинга и разработать рекомендации по обеспечению высокого уровня маркетинговой деятельности;
4)стратегический контроль - ориентируясь в своей производственно-коммерческой деятельности на долгосрочный успех, фирма должна через определенные промежутки времени проводить оценку эффективности своей маркетинговой деятельности. Такую оценку и призвана обеспечить ревизия маркетинга, осуществляемая в рамках стратегического контроля. В рамках ревизии маркетинга проводится анализ внутренних и внешних возможностей фирмы. Он предполагает изучение рынков, потребителей, конкурентов, а также в целом внешней среды маркетинга.