Образование сословно-представительной монархии в Англии в XIII-XIV ВВ

С XIII в. в Англии процессы феодализации развивались в условиях усиливающихся многосторонних противоречий не только в среде фео­далов, но и с королевской властью, которая зачастую проводила непо­пулярную политику в отношении знатных феодалов (конфискацию зе­мель) и остального населения (вводились новые сборы и повинности).

Феодальная система Англии имела ряд характерных особенностей, которые отличали ее от других стран.

1. Неравномерное развитие крепостничества, что было обусловлено преобладанием свободного держания земли в некоторых районах, а также относительно большей свободой английских вилланов.

2. Экономические условия обусловили ранний переход натурально­го хозяйства к товарно-денежному. Последствиями стали увеличение товарообмена между городом и деревней; замена натуральных повинностей денежными, обезземеливание крестьян, использование наемно­го труда.

3. Окончательно уничтожались различия между нормандскими и англосаксонскими феодалами, произошло их объединение.

4. Одновременно в феодальной среде усилилось расслоение на крупную феодальную знать (лордов), средних и мелких земледельцев (рыцарей).

5. Происходило разложение сельской общины. Однако главное заключалось в том, что проводимой королевской политикой было недовольно практически все население страны. В начале XIII в. в Англии возникло мощное оппозиционное движение за ограни­чение королевской власти.

В 1265 г. был создан первый в истории Англии парла­мент, состоявший из баронов, духовенства, а также предста­вителей рыцарей и городов, и который окончательно утвердился в 1295 г. Он стал как бы моделью (образцом) для последующих англий­ских парламентов.

Таким образом, в Англии произошел переход к новой, еще более централизованной, форме феодального государства, к сословно-представительской монархии. Парламент созывался по воле короля, ко­торый имел право абсолютного вето на все его законопроекты. Перво­начально он определял размеры налогов. В XIV в. роль парламента существенно усиливается, особенно после разделения его на 2 палаты: верхнюю палату лордов и нижнюю палату óбщин. После разделения представители от городов и рыцари от графств оказались объединен­ными в одной палате.

Полномочия парламента значительно расширились и включали:

- издание законов стало исключительным правом;

- право решать размеры сборов в пользу королевской казны;

- право осуществлять контроль за высшими должностными лицами;

- право осуществлять в некоторых случаях судебные функции.

Однако в начальный период становления парламента все его пол­номочия ограничивались вмешательством короля. Так, провозглашен­ное исключительное право парламента на издание законов было ограничено еще Эдуардом II (1307-1327 гг.), который требовал, чтобы ни один закон не был принят без согласия короля. Но, с другой стороны, любой королевский указ становился законом только с одобрения пар­ламента. Постепенно к XV в. законодательные полномочия парламента окончательно оформились. Четкой системы избрания в парламент долгое время не существовало, пока парламент не стал активно участвовать в государственном управлении. Уже тогда избранными могли быть лица только дворянского происхождения, т.е. имевшие земельную собственность. Избрание в парламент стало привилегией.

Растущее недовольство обедневших крестьян и рабочих представляло очень серьезную опасность для английского дворянства и буржуазии, которая стремилась добиться усиления королевской власти.

Сильная королевская власть нужна была, во-первых, для сдерживания народного недовольства, во-вторых, для обеспечения дальнейшей централизации страны, в-третьих, для прекращения затянувшихся баронских войн, в-четвертых, для упрочения положения Англии в Европе: способствовать захвату морских путей и внешних рынков и обеспечивать интересы английской внешней торговли.

Генрих VII, основатель новой династии Тюдоров, при поддержке новых дворян, буржуазии и широких кругов среднего феодального дворянства, начал проводить абсолютистскую политику. Непокорные бароны продолжали устраивать беспорядки, и даже восстания. В 1488 г. Генрих VII, ведя борьбу с мятежными баронами, добился утверждения билля о государственной измене, согласно которого было осуждено 8 тыс. человек, подозреваемых в мятеже.

Генрих VII использовал самые разные средства для укрепления королевской казны: взимание штрафов с феодальной знати;конфискацию земель мятежников;посредством парламента вотировал субсидии на военные нужды, хотя войны не велись.

В результате этого, после смерти Генриха VII в казне осталось около двух миллионов фунтов стерлингов, что равнялось государственным доходам за 15 лет. Король издал закон о запрещении феодальных свит, которые представляли собой готовые войска для феодальных войн. Иногда такая свита составляла 600 человек. За нарушение запрета держать свиты налагались огромные штрафы. Кроме того, Генрих VII лишил баронов права держать артиллерию, которая была теперь сосредоточена в руках короля.

Особенности развития английской абсолютной монархии.

1. Социально-экономическое развитие страны в ХVI в. шло такими быстрыми темпами, что период, когда абсолютная монархия была необходима для обеспечения этого развития, оказался очень коротким, и вся система управления большой централизованной монархией не успела сложиться. С начала XVI в. в Англии начали складываться предпосылки буржуазной революции.

2. В Англии в ХVI в. не было ни совершенного бюрократического аппарата, как, например, во Франции, ни постоянной армии, подобной французской.

3. Хотя Тюдоры и имели тенденцию обходиться без сословно-представительного органа, они не ликвидировали парламент, который не просто существовал, а оказывал свое влияние на политику монархии.

4. Власть монархии над церковью была обусловлена заинтересованностью в реформации определенных кругов дворянства и буржуазии. Абсолютная монархия при всей гибкости своей социальной политики защищала, прежде всего, интересы феодалов и дворян. Это стало очевидным особенно в период правления первых Стюартов (Якова I и Карла I). Абсолютная монархия уже выполнила свою роль, обеспечив централизацию страны, полицейский режим по отношению к народу, необходимую внешнюю политику, условия для морской торговли и колонизации.

Уже в первой половине ХVII в. противоречия парламента с королевской властью переросли в острую борьбу. В 1629 г. Карл I распустил парламент, а в 1640 г. началась революция.

Тема 5. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ XIV - XVIII вв.

1. Образование Русского централизованного государства (XIV-XVI вв.)

2. Сословно- представительная монархия в России (XVI - I пол. XVII вв.)

3. Государство и право Российской империи в период абсолютизма (I пол. XVII - XVIII вв.)

1. В исторической науке существует большое разнообразие теорий русской истории, которые содержат доказательства как глубочайших различий между историческим развитием России и Запада, так и их сходств. Одни ученые выступали за «совершенную самобытность» русской истории, другие - за «ее крайнее своеобразие», третьи - за ее «полную противоположность» западной истории, до резкого «контраста» [1, с. 5]. Например, известный русский историк Н.П. Павлов-Сильван­ский приводит сравнения разных теорий (славянофильскую теорию самобытности и западническую теорию родового быта), пытаясь разобраться в их истинности. Представители самой распространенной славянофильской теории доказывали следующие различия между Россией и Западом:

1. Глубочайшие различия русского православия и западного католицизма.

2. Русское государство возникло из «естественного развития народного быта, «мирного пришествия князей», а западное - «из насилия и завоевания». И как следствие завоевания на Западе - «враждебная разграниченность сословий», а в Древней России - «их единодушная совокупность при естественной разновидности» [1, с. 7].

3. Коренное отличие состояло в общинном землевладении в России и частной собственностью на землю в западных государствах.

Не менее известной была развивающая предшествующие идеи теория контраста между историей России и Запада. Согласно данной теории, «европейское общество строилось нормально, в результате внутреннего процесса, снизу вверх; там средний слой феодальных землевладельцев вырос на плотно сложившемся низшем слое оседлого крестьянства; централизованная государственная власть явилась как высшая надстройка над средним слоем феодальных землевладельцев. У нас же общество и государство развивались наизнанку в сравнении с Западом: там все строилось снизу вверх, у нас - сверху вниз» [1, с. 24].

Проблемы различий и сходств в развитии государства и права в России и на Западе будут рассматриваться и в данной лекции.

Развивающиеся в XIV в. экономические связи, хотя и достигли существенного развития (было завершено восстановление хозяйства, разрушенного Батыем, ремесло отделилось от сельского хозяйства, происходил обмен между городом и деревней, создавались местные рынки), все же не явились достаточно широкими и сильными, чтобы объединить всю страну. Это оказалось одним из отличий образования Русского централизованного государства от аналогичных процессов в Западной Европе, где централизованные государства создавались в ходе развития капиталистических отношений. На Руси о возникновении капитализма в данный период не могло быть и речи. Социальным фактором процесса централизации государства была заинтересованность различных широких слоев населения (дворянства, ремесленников, купечества). Объединению феодалов способствовало усиление сопротивления феодальному гнету со стороны крестьянства и горожан. Только мощное централизованное государство могло выполнять функцию подавления сопротивления.

Однако все указанные факторы – социально-экономическое развитие и усиливающиеся сопротивления феодальному закрепощению – хотя и играли существенную роль в государственном объединении, но ни сами по себе, ни совместно не могли привести к образованию централизованного государства.

Таким фактором, ускорившим централизацию, была необходимость борьбы против золотоордынского гнета за независимость и обеспечение внешней зашиты страны. Но и этот фактор сам по себе, без экономической и социальной основы, не мог вызвать объединение государства.

Таким образом, только совокупность всех указанных факторов обусловила завершение образования Русского централизованного государства в XV- начале XVI века.

Образование централизованного государства включало в себя два взаимосвязанных процесса:

- формирование единой государственной территории за счет объединения русских земель;

- установление реальной власти единого монарха над всей этой территорией.

С XIII в. произошло усиление Московского княжества. При первом постоянном князе Данииле (сыне Александра Невского) началось объединение русских земель путем скупки земель соседних княжеств, захвата силой, дипломатическим путем, а также заключением договоров с ослабевшими князьями. Окрепшее Московское княжество перешло от политики умиротворения ордынских ханов к активной борьбе за свержение иноземного ига, а в 1480 г. произошло окончательное освобождение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: