Авторитарный стиль управления - совокупность приемов управления, используя которые, руководитель ориентируется на собственные знания, интересы, цели. Авторитарный руководитель не советуется с коллегами или подчиненными, занимает жесткие позиции и использует административные методы воздействия на людей, навязывая им свою волю путем принуждения или вознаграждения.
Этот стиль наиболее востребован в период становления, то есть на начальном этапе формирования организации, ее трудового коллектива. Это период, когда еще не созданы и не действуют общепризнанные нормы и правила коллективной деятельности, не выработан стиль взаимоотношений между работниками, нет навыков коллективной организации труда.
2. Авторитарный стиль востребован, когда у коллектива и работников не сформированы навыки видения целей деятельности и путей их достижения. Руководитель как бы передает им свой опыт, распределяет ресурсы, проводит анализ более эффективного их использования.
3. Некоторые функции руководитель никогда полностью не передает и не делегирует своим подчиненным:
|
|
· подбор кадров;
· контроль за исполнением намеченных планов;
· оценка эффективности работы.
4. Данный стиль ориентирован на цели и на задачу и меньше – на людей. В этой ситуации руководитель может проявить себя как специалист, умелый организатор, а также завоевать авторитет подчиненных.
К отрицательным качествам авторитарного стиля следует отнести то, что он способствует снижению творческой инициативы подчиненных, ухудшает социально-психологический климат, ведет к текучести кадров.
Функции управления | Условия и формы | |
Принятие решения единолично руководителем | при срочных или требующих оперативного решения задачах, в случае повторяющихся, традиционных решений | |
Определение и формулирование общих целей руководителем | на начальном этапе формирования организации, трудового коллектива, построения команды; при низкой квалификации работников; в случае категорических разногласий в коллективе по поводу определения главных целей | |
Распределение обязанностей руководителем | на начальном этапе формирования организации, трудового коллектива, построения команды; в ситуации, когда необходимо срочно произвести перестановку сил | |
Установление рабочего времени | в сложных или экстремальных ситуациях, а также на начальном этапе формирования трудовых коллективов | |
Стимулирование и мотивация, исходящие от руководителя | на начальном этапе формирования организации, трудового коллектива, построения команды; в случае попытки участников команды удовлетворять личные потребности за счет коллективных; в случаях явных отклонений в производительности и качестве труда, демонстрируемых работниками | |
Жесткий, централизованный контроль | на начальном этапе работы коллектива, пока не действует правило «каждый контролирует и контролируется»; в случае отступления работников от установленных стандартов качества | |
Подбор кадров Распределение инвестиций руководителем | постоянная функция руководителя на начальном этапе формирования организации, трудового коллектива; в случае если коллектив принимает решение в пользу личных интересов и в ущерб коллективным |
Билет 12
|
|