Тема 1. Маркетинг как концепция рыночного управления

МАРКЕТИНГ

Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов бакалавриата

II – III курсов всех направлений и профилей подготовки

заочной формы обучения

Хабаровск 2011

ББК У 9 (2) 291. 3

Х 12

Маркетинг: методические указания по самостоятельному изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов бакалавриата II – III курсов всех направлений и профилей подготовки заочной формы обучения / сост. канд. экон. наук, доцент О. Ф. Беленко, канд. экон. наук, доцент С. А. Пиханова. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2011. – 24 с.

Рецензент: Ивашкин М. В., доктор экон. наук, профессор, кафедры маркетинга и коммерции Тихоокеанского государственного университета, г. Хабаровск

Утверждено издательско-библиотечным советом академии в качестве методических указаний для студентов всех специальностей

© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………  
1. Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины…………………………………………………………  
1.1. Программа дисциплины ……………………….............................  
1.2. Вопросы к итоговому контролю………………………………….  
2. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы………………………………………………..  
3. Варианты контрольных работ….........……………………  
Библиографический список………………………………….  

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Маркетинг» относится к циклу профессиональных дисциплин и входит в учебный план подготовки студентов большинства экономических направлений и профилей. Маркетинг как концепция рыночного управления в настоящее время активно используется как зарубежными, так и российскими компаниями. В этой связи знания в области маркетинговой деятельности являются необходимым компонентом профессиональной компетентности бакалавра экономического профиля.

В процессе изучения этой дисциплины студенты должны ознакомиться с основными положениями теории маркетинга, понять сущность маркетингового подхода к управлению, получить знания в области организации и ведения маркетинговой деятельности.

Для закрепления изученного материала, углубления знаний по отдельным темам студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу по дисциплине «Маркетинг».

Подготовка контрольной работы предполагает знакомство со специальной научной и учебной литературой, практическими материалами, что способствует формированию у студентов навыков поиска и обработки первичной и вторичной информации. В ходе выполнения работы студентам предстоит комплексно раскрыть поставленные вопросы. Это будет содействовать развитию аналитического мышления и способности будущих выпускников принимать грамотные управленческие решения.

Данные методические указания призваны оказать помощь студентам в самостоятельном изучении дисциплины и подготовке контрольной работы. Материалы методических указаний включают программу курса, тематику контрольных работ, рекомендации по выполнению контрольной работы и список рекомендуемой литературы.

Студентам необходимо внимательно ознакомиться со всеми разделами методических указаний и только затем приступить к выполнению контрольной работы.

1. Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины

Дисциплина «Маркетинг» включает 9 тем, последовательное изучение которых позволит студенту получить первичные знания в области теории маркетинга. Содержание каждой темы представлено ниже в программе курса.

Первые две темы являются вводными. Их материал поможет студентам понять социально-экономическую сущность и значение маркетинга, содержание маркетинговой деятельности, рассмотреть виды и области применения маркетинга, а также состав сил маркетинговой среды, которые необходимо учитывать в процессе управления фирмой.

Основа курса представлена темами 3 – 8, рассматривающими основные составляющие стратегии маркетинга и условия её разработки. Изучив этот материал, студенты должны усвоить сущность и содержание маркетинговых исследований, процесса сегментации рынка и позиционирования товара, а также основные элементы операционного маркетинга (комплекса маркетинга), включающего товар, цену, методы распространения и продвижения.

Заключительная тема курса «Управление маркетинговой деятельностью» посвящена вопросам планирования, организации и контроля маркетинговой деятельности.

Методологической основой данной дисциплины являются труды основоположников теории маркетинга – американских и европейских учёных Ф. Котлера, Ж. Ж. Ламбена, Г. Асселя, П. Дойля. Издания этих авторов студентам следует изучить в первую очередь. Среди российских учёных необходимо отметить Багиева Г. Л., Кретова И. И., Третьяк О. А, Панкрухина А. П. Их труды будут весьма полезны студентам с точки зрения осмысления опыта маркетинговой деятельности компаний в российской среде и изучения истории развития маркетинга в России. Для студентов, изучающих предмет самостоятельно, рекомендуется воспользоваться учебным пособием «Маркетинг», подготовленным в 2003 году коллективом преподавателей кафедры маркетинга и рекламы ХГАЭП под общей редакцией Пихановой С.А. и выпущенной через РИЦ академии. В этом издании в лаконичной форме рассмотрены все темы учебного курса.

Для расширения кругозора студенты могут обратиться к специализированным периодическим изданиям, в которых публикуются проблемные статьи, рассматриваются прикладные вопросы маркетинговой деятельности компаний в современных условиях, определяются направления развития маркетинга в будущем. Среди периодических изданий следует обратить внимание в первую очередь на журналы «Маркетинг», «Маркетинг в России и за рубежом», «Практический маркетинг», «Маркетолог», «Маркетинговые коммуникации» и др. Студенты могут воспользоваться информацией из периодики также для иллюстрации теоретического материала примерами из практики известных компаний.

Программа дисциплины

Тема 1. Маркетинг как концепция рыночного управления

Социально-экономическая сущность маркетинга. Основные категории маркетинга. Основные цели и принципы маркетинга. Функции маркетинга. Виды маркетинга. Концепции управления маркетингом: производственная, товарная, сбытовая, классического маркетинга, социально-этическая, маркетинга отношений. Процесс управления маркетинговой деятельностью.

Тема 2. Окружающая среда маркетинга

Понятие и структура маркетинговой среды. Состав микросреды и макросреды маркетинга. Контроль элементов маркетинговой среды: контролируемые, частично контролируемые и неконтролируемые элементы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: