Овладеть знаниями об особенностях восприятия дошкольниками формы предметов и геометрических фигур. Охарактеризовать, как меняется на протяжении дошкольного возраста роль обследования и зрительного восприятия формы предметов детьми. Определить значение речи взрослого и самого ребенка в развитии представлений о форме.
Тема 5,6. Особенности пространственной ориентировки детей дошкольного возраста. (4 ч.)
Цель: раскрыть понимание категории пространства, развитие пространственных представлений детей и на этой основе обосновать программные задачи для каждой возрастной группы детского сада.
Вопросы для обсуждения
1. Чувственная основа формирования пространственных ориентировок.
2. Роль слова в восприятии и ориентировке в пространстве.
3. Различение основных направлений от себя в статике и в движении.
4. Умение ориентироваться в окружающем пространстве “от себя”.
5. Умение ориентироваться в окружающем пространстве “от объектов"” определение положения предметов в отношении друг к другу.
|
|
6.Методы и приемы развития у дошкольников умений ориентироваться на листе бумаги и тетради в клетку
7. Этапы формирования пространственных ориентировок у детей в разных возрастных группах.
8.Роль дидактических игр и упражнений в развитии умения ориентироваться в пространстве.
Методические указания
При подготовке к семинару студент должен уяснить содержание понятия “пространственная ориентировка”. Следует понять роль пространственных представлений и пространственной ориентировки для практической деятельности детей и подготовки их к школе.
Раскрывая вопрос об особенностях пространственной ориентировки детей, студенты должны отчетливо знать, в чем заключается сложность восприятия пространства для дошкольников, какова последовательность в освоении детьми системы отсчета при ориентировке в пространстве, каковы особенности восприятия дошкольниками пространственных отношений между предметами.
Тема 7,8. Особенности ориентировки детей во времени (4 ч.)
Цель: раскрыть понимание категории времени и особенности его восприятия детьми разного возраста.
Определить систему работы и проанализировать программные задачи для каждой возрастной группы.
Вопросы для обсуждения
1. Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста.
2. Формирование понимания временной последовательности и усвоения значений слов вчера, сегодня, завтра.
3. Методы и приемы обучения детей различению частей суток, умению определять их последовательность. Усвоение понятия “сутки”.
4. Ознакомление с календарем как системой мер времени: сутки, неделя, месяц, год.
5. Развитие у детей способности планировать во времени свою деятельность, регулировать темп и ритм работы в зависимости от отведенного времени и объема работы.
6. Обучение детей умению определять время по часам.
7. Этапы формирования временных ориентировок у детей в разных возрастных группах.
8.Роль дидактических игр и упражнений в развитии умения ориентироваться во времени.