Божественная пропорция

«Геометрия имеет два больших сокрови­ща: теорему Пифагора и деление отрезка в среднем и крайнем отношении. Первое моле­но сравнить с мерой золота; второе мы мо­жем назвать драгоценным камнем».

И. Кеплер

Любое объективное наблюдение окружающей действительнос­ти, которое мы делаем, так или иначе содержит в себе упоминание пропорции мира, которая позволяет созерцать и постигать организо­ванную Вселенную и Вселенную в хаосе, рациональные и иррацио­нальные числа, гармонию и дисгармонию, истину и ложь. Все ха­рактеристики мира — просто эффект пропорциональности, которая свойственна всем вещам.

Мы видим гармонию, выраженную эмоциями, чувствами и ха­рактеристиками, заключенными непосредственно внутри самих себя. Эта гармония рассматривается в посвященческой науке как Боже­ственная Пропорция. Божественная Пропорция, свойственная наше­му состоянию бытия, выражается следующим образом. Для трех ве­личин — самая большая из них АВ, средняя СВ, меньшая АС — отношение большей к средней равняется отношению средней к мень­шей.

АВ/СВ = СВ/АС= 1.618...

Подтверждение гармоничности микромира отмечено в этом гео­метрическом принципе — принципе золотого отношения. Это уни­версальный принцип, который может быть найден на всех уровнях существования.

В эпоху итальянского Возрождения золотое отношение возво­дится в ранг основного эстетического принципа. В 1509 г. вышло сочинение Луки Пачоли, где автор называет это сечение Божествен­ным. Кеплер считал его бесценным сокровищем. Божественная Про­порция тщательно изучалась греческим скульптором Фидиасом, по­этому ей дали название фи (Ф). Она известна также как золотая середина, мистическое отношение, ряд Фибоначчи и так далее. Чис­ло Ф может быть найдено повсюду во Вселенной; от спиралей галак­тик до спирали морской ракушки; от музыкальной гармонии до гармонии в искусстве. Ботаник увидит его в росте цветов и расте­ний, зоолог — в размножении кроликов. Энтомолог разглядит Боже-

ственную пропорцию в генеалогии пчелы, а физик будет наблюдать это отношение в пове­дении атомов. Эконо­мист — в повышении и падении курса цен­ных бумаг, програм­мист — в работе слож­ных процессоров.

Фи-отношение вы­зывает положительные эмоции и подъем эсте­тических чувств. Древ­ние египтяне использо­вали его при строитель­стве больших пирамид и в дизайне иерогли­фов, найденных на сте­нах гробниц.

За тысячи километ­ров от Египта, жители древней Мексики так­же использовали закон Ф при возведении Пи­рамиды Солнца. Греки

Египетские иероглифы — проекция фи-пропорции

изучали с помощью числа Ф математику и использовали получен­ные знания в архитектуре. Пантеон в Афинах — классический при­мер использования Золотого Прямоугольника. Платон рассматривал Ф как наиболее обязательное из всех математических отношений и делал ключом к пониманию физики космоса. В эпоху Возрождения на основании фи-пропорции воздвигались потрясающие соборы и храмы. Известные мастера, такие как Микеланджело, Рафаэль, Лео­нардо да Винчи, сознательно использовали фи-пропорцию, поскольку знали о ее привлекательности для зрителей.

Фи следует рассматривать применительно к человеческой душе, поскольку именно душа интерпретирует любые явления. Хотя это отношение кажется установленным повсеместно в -природе, на самом деле это не совсем так. Единственная причина такого впечатления — его установленность в человеческом уме. Эта пропорция соответству­ет ментальным колебаниям, которые зарождаются в пределах орга­низма и диктуют ощущения удовольствия и боли, красоты и урод-

ства, любви и ненависти. В результате человек становится пленником своих воспоминаний, установлений и, как результат, своего тела и ума. Таким образом, число Ф связывает человека с физическим ми­ром, но вместе с тем, именно оно способно вывести человека за ограниченные пределы этого мира и настроить на восприятие вибра­ций Божественной энергии.

Божественная пропорция заключена в самом физическом харак­тере Создания. На физическом плане она пребывает как высшая кра­сота и организация. Это гармония, которая определяет существова­ние и единство Вселенной для человеческого ума.

1.. 2... 3... 5... 8... 13... 21... 34... 55... 89... 144... 233... 377...

В 1850 г. немецкий ученый Цейзинг писал: «Для того, чтобы целое, разделенное на две неравные части, казалось прекрасным с точки зрения формы, между меньшей и большей частями должно быть такое же отношение, что и между большей частью и целым». Золотая пропорция знаменует собой вершины эстетических изыска­ний, предел гармонии Космоса. Она определяет закономерность раз­вития живых организмов, ее присутствие засвидетельствовали аст­рономы, химики, физики, биологи, географы...

Кролики Фибоначчи

Все началось с того, что в 1202 году итальянский математик Леонардо из Пизы (Fibonacci — это сокращенное от filius Bonacci, сын Боначчи) исследовал возможность быстрого размножения кро­ликов в идеальных условиях. В книге «Liber abacci» он приводил пример решения следующей задачи: «Сколько пар кроликов в один

год от одной пары рождается?»

Возьмем недавно рожденную пару кроликов, самца и самку. Кролики способны производить потомство уже в возрасте одного месяца, в конце вто­рого месяца самка может произвести другую пару кроликов. Предположим, что наши кролики никогда не умира­ют и что самка каждый месяц, начи­ная со второго, всегда производит новую пару (самца и самку). Вопрос Фибоначчи «сколько пар кроликов будет через год?» решается следующим образом:

В конце первого месяца — 1 пара.

В конце второго месяца самка производит новую пару — теперь получаются 2 пары кроликов.

В конце третьего месяца самка производит вторую пару — полу­чаются 3 пары кроликов.

В конце четвертого месяца самка производит опять новую пару, а самка, рожденная два месяца назад, производит свою первую пару; получается 5 пар кроликов.

Число пар кроликов в начале каждого месяца — 1, I, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34,...

Ряд чисел Фибоначчи: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987..

Формула для этих чисел Фибоначчи:

Ф(0) = 0, Ф(1) = 1, Ф(п) = Ф(п-1) + Ф(п-2) для п > 1.

Такая последовательность, в которой каждый член является фун­кцией предыдущих, называется рекуррентной, или возвратной. Оп­ределим первые 100 чисел Фибоначчи.

Если у числа нет иного фактора, кроме как его самого и 1, такое число называется первичным.

п Ф (п) = факторизация

1:1 = 1 2:1 = 1 3:2 = 2 главное 4:3 = 3 главное 5:5 = 5 главное

6: 8 = 23

7: 13= 13 главное

8: 21 =3x7 9: 34 = 2х 17 10:55 = 5х 11

11: 89 = 89 главное 12: 144 = 24x32 13: 233 = 233 главное 14:377= 13x29 15:610 = 2x5x61

16: 987 = 3 х 7 х 47

17: 1597= 1597 главное

18: 2584 = 23 х 17 х 19 19:4181 = 37х 113

20: 6765 = 3x5x11x41

21: 10946 = 2х 13x421

22: 17711 =89х 199

23: 28657 = 28657 главное

24: 46368 = 25 х 32 х 7 х 23

25: 75025 = 52 х 3001 26: 121393 = 233x521

27: 196418 = 2х 17х53х 109 28:317811 =3х 13x29x281

29 • 514229 = 514229 главное

30: 832040 = 23 х 5 х 11 х 31 х 61

31: 1346269 = 557x2417 32:2178309 = 3x7x47x2207

33: 3524578 = 2 х 89 х 19801

34: 5702887 = 1597 х 3571 35.9227465 = 5x13x141961

36: 14930352 = 24 х 33 х 17 х 19 х 107 37: 24157817 = 73 х 149x2221 38: 39088169 = 37 х 113x9349

39: 63245986 = 2 х 233 х 135721

40 • 102334155 = 3х5х7х11х41х 2161

41: 165580141 = 59369 х 2789

42: 267914296 = 23 х 13 х 29 х 211 х 421

43: 433494437 = 433494437 главное

44: 701408733 = 3 х 43 х 89 х 199 х 307 45: 1134903170 = 2х5х 17x61 х 109441 46: 1836311903= 139x461x28657

47: 2971215073 = 2971215073 главное

48: 4807526976 = 26 х 32 х 7 х 23 х 47 х 1103

49: 7778742049 = 13 х 97 х 6168709

50: 12586269025 = 52 х 11 х 101 х 151 х 3001

51: 20365011074 = 2 х 1597 х 6376021

52: 32951280099 = 3 х 233 х 521 х 90481

53: 53316291173 = 953 х 55945741

54: 86267571272 = 23 х 17 х 19 х 53 х 109 х 5779

55: 139583862445 = 5 х 89 х 661 х 474541

56: 225851433717 = 3x72 х 13x29x281 х 14503

57: 365435296162 = 2 х 37 х 113 х 797 х 54833

58: 591286729879 = 59 х 514229 х 19489

59. 956722026041 = 353 х 2710260697

60: 1548008755920 = 24 х32х 5 х 11x31 х 41x61 х 2521

61: 2504730781961 = 555003497 х 4513

62: 4052739537881 = 557 х 3010349 х 2417

63: 6557470319842 = 2х 13x17x421 х 35239681

64: 10610209857723 = 3 х 7 х 47 х 1087 х 2207 х 4481

65: 17167680177565 = 5 х 233 х 14736206161

66: 27777890035288 = 23 х 89 х 199 х 19801 х 9901

67: 44945570212853 = 269 х 1429913 х 116849

68: 72723460248141 = 3 х 67 х 1597 х 63443 х 3571

69: 117669030460994 = 2 х 137 х 829 х 18077 х 28657

70 • 190392490709135 = 5х11х13х29х71х911х 141961

71: 308061521170129 = 46165371073x6673

72: 498454011879264 = 25 х33х7х17х 19х23х 107x103681

73: 806515533049393 = 86020717 х 9375829

74: 1304969544928657 = 73 х 149 х 54018521 х 2221

75: 2111485077978050 = 2 х 52 х 61 х 230686501 х 3001

76: 3416454622906707 = 3 х 37 х 113 х 29134601 х 9349

77: 5527939700884757 = 13 х 89 х 4832521 х 988681

78: 8944394323791464 = 23 х 79 х 233 х 521 х 859 х 135721

79: 14472334024676221 = 157 х 92180471494753

80: 23416728348467685 = 3х5х7х11х41х47х 1601 х 3041 х 2161

81: 37889062373143906 = 2х17х53х109х 4373 х 19441 х 2269

82: 61305790721611591 = 370248451 х 59369 х 2789

83: 99194853094755497 = 99194853094755497 главное

84 160500643816367088 = 24x32x13x29x83x211x281x421x1427

85: 259695496911122585 = 5 х 1597 х 3415914041 х 9521

86: 420196140727489673 = 433494437 х 6709 х 144481

87: 679891637638612258 = 2 х 173 х 3821263937 х 514229 88:1100087778366101931=3x7x43x89x199x263x307x881x967 89: 1779979416004714189 = 1069х 1665088321800481

90: 2880067194370816120 = 23x5x11x17x19x31x61x181x541x109441

91: 4660046610375530309 = 132 х 233 х 159607993 х 741469

92: 7540113804746346429 = 3 х 139 х 461 х 275449 х 28657 х 4969

93: 12200160415121876738 = 2 х 557 х 4531100550901 х 2417

94: 19740274219868223167 = 6643838879 х 2971215073

95: 31940434634990099905 = 5х37х113х761х67735001 х29641

96: 51680708854858323072 = 27x32x7x23x47x769x1103x3167x2207

97: 83621143489848422977 = 193 х 389 х 3084989 х 361040209

98: 135301852344706746049 = 13 х 29 х 97 х 599786069 х 6168709 99: 218922995834555169026 = 2 х 17 х 89 х 197 х 18546805133 х 19801 100: 354224848179261915075 = 3x52x11x41x101x151x401x570601 х3001 Если взять отношение двух последовательных чисел в ряду Фи­боначчи (1, 1, 2, 3, 5, 8, 13,..) и поделить каждое число на предыдущее, получится следующий числовой ряд:

1/1 = 1, 2/1 = 2, 3/2 = 1.5, 5/3 = 1.666..., 8/5 = 1.6, 13/8 = 1.625,21/13= 1.61538...

Полученное отношение обладает особой мистической ценностью, ко­торую определяют как золотую про­порцию или золотое число. Его значе-ние равняется приблизительно 1.61804.

Можно представить числа Фибо­наччи 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21,.. по-другому. Возьмем два маленьких квад­рата со стороной 1 и расположим их рядом друг с другом. Сверху них на­рисуем квадрат со стороной 2 (=1 + 1).

Теперь изобразим новый квадрат, соприкасающийся с квадратом 1 и последним квадратом со стороной 2. Продолжим рисовать квадраты по та­кому принципу. Получившийся набор прямоугольников, чьи стороны — два последовательных числа Фибоначчи, — есть прямоугольники Фибоначчи (см. рис. спирали, созданной золоты-

ми треугольниками). Мы можем нарисовать особым образом спи­раль, соединяя противоположные углы квадратов по диагонали. Это спираль Фибоначчи. Подобная кривая очень часто встречается в при­роде; самое распространенное проявление ее — в форме раковины улитки (см. рис).

Раковины современных моллюсков имеют форму логарифми­ческой спирали. В ней отрезки ОА, ОВ, ОС, OD..., проведенные из центра, образуют геометрическую прогрессию, для которой справед­ливо равенство: ОА/ОВ = ОВ/ОС = OC/OD. Каждое расстояние меж­ду завитками при направлении к полюсу равно сумме двух последу­ющих.

Панцири многих животных — наглядная иллюстрация грандиоз­ного Божественного замысла, имеющего в своей основе все те же золотые числа:

Рисунок панциря морского ежа

Числа Фибоначчи широко представлены в растительном мире. Пред­положим, что есть некое растение, дающее по­томство подобно кроли­кам, рассматриваемым выше. Растение, которое развивается примерно та­ким образом, относится к семейству сложноцвет­ных, Achillea ptarmica. У многих растений число лепестков кратно число­вой последовательности

Фибоначчи: у лютиков 5 лепестков; у лилии и ириса - по 3; у некоторых видов живокости — 8; ноготки насчитывают 13 лепест­ков; некоторые виды астр — 21, а маргаритки бывают с 34, 55 или даже 89 лепестками.

КОЛИЧЕСТВО ЛЕПЕСТКОВ

РАСТЕНИЕ

лилия (часто лилии имеют 6 лепестков, 2 набора по 3 вкаждом), ирис

лютик, дикая роза, живокость, водосбор

дельфиниум

амброзия полыннолистная, ноготки, пепельник

Числа Фибоначчи могут быть также замечены в семе­нах. Обратите внимание на увеличенную диаграмму под­солнечника или маргаритки. Центр отмечен черной точкой.

Семена как бы формиру­ют спирали, закрученные на­лево и направо. Если сосчи­тать спирали справа, можно увидеть, что их 34. В соседнем ряду количество спиралей кратно соседнему числу Фи­боначчи.

Если сосчитать спирали около центра, то по обоим направлени­ям их число будет также сопряжено с последовательностью Фибо­наччи.

Сосновые шишки — яркий при­мер Господнего мироустроения, осно­ванного на золотой пропорции. Иног­да, правда, попадаются шишки, кото­рые не совсем отвечают этому правилу. Дело в искажениях роста вследствие бо­лезни или вредителей.

У многих растений листья также распределяются по золотой закономер­ности. Она проявляется, если спускаться по растению сверху вниз, обращая вни­мание на количество листьев и на их расположение относительно друг друга.

Цветок или лист име­ют внешнюю структу­ру, воспринимаемую нами, и внутреннюю форму, в основном со­стоящую из каркаса, в котором все простран­ственные формы соеди­нены с центральной осью или ядром: все формы имеют грубую, внешнюю структуру и тонкую внутреннюю структуру, базовую причинную модель для внешней формы.

Исследования по­казывают, что число одноименных органов в растениях не является произвольным. В конце прошлого века немец-

Лист кленапример природной золотой пропорции

кий ботаник Ф. Людвиг обнаружил, исследовав 18573 цветков, что кривые, описывающие число краевых цветков в корзинках боль-

шинства растений, имеют многовершинный характер. Основные максимумы этих кривых соответствуют чис­лу цветков 3, 5, 8, 13, 21, 34...

Сам рост растений но­сит непрерывно-дискрет­ный характер: растения подчинены внутренней квантованности роста. В дли-тельностях периодов роста проявляется закономер­ность, связанная с развер­тыванием чисел Фибонач­чи во времени.

Но самое важное зак­лючается в том, что коэф-

фициент Ф присутствует в высшем творении Бога — человеке. Боже­ственная пропорция человеческого тела отображена на известном ри­сунке Леонардо да Вичнчи.

Храм Соломона (см. следующую главу) также содержит число Ф. DCBA имеет размеры 12 кубитов на двадцать кубитов. Пропорция 12/20 может быть сокращена до 6/10 и далее — 3/5. 3 и 5 — два соседних числа в ряду Фибоначчи. 3/5 = 1.6, число, близкое к 1.618, илиФ.

Греческий Пантеон — главный из греческих храмов, он персо­нифицирует основные соотношения священной геометрии. Если вы­соту Пантеона принять за 1, его ширина будет равняться фи, Ф = 1.618, а длина V5 = 2.236.

1.618 + 0.618 = 2.236.

Золотая пропорция является иррациональной величиной, отра­жающей иррациональность в пропорциях самой природы. Числа Фи­боначчи символизируют целочисленность и разумность организации мира. Совокупность золотой пропорции и чисел Фибоначчи отража­ют единство двух противоположных начал: непрерывного и дискрет­ного, инертного и подвижного, мужского и женского, духовного и материального. Эта мистерия единства записывается на языке мате­матики следующим образом. Выражение золотой пропорции через развертывание единицы выражается как:

Анализ числа Ф с точки зрения сакральной геометрии простран­ства-времени приводит к мысли, что многие природные процессы следует описывать не с помощью основания логарифмов е=2,71828 (введенного Меркатором (1620-1657)), а с помощью основания ео2 =2.6180339. При этом число к является производным от числа Ф. Оно немного отличается от известного значения к =3,14159... и рав­но 3.1446...

Удивительное число Ф является результатом развития двух орто­гональных начал — мужского и женского, сдвинутых относительно друг друга на 90°.

Итак, существуют пять мистических геометрических отношений — пи к, л/2, л/3, л/5 и фи Ф. Они присутствуют во всех священных местах на земле и служат основой всех сакрально-геометрических построений.

ТАЙНА ХРАМА СОЛОМОНА

«Вот закон храма: на вершине горы все пространство его вокруг — Святое Святых; вот закон храма'»

Иез., 43:12.

Храм Соломона — кладезь примеров из области сакральной гео­метрии. Самая большая тайна храма царя Соломона заключается в том, что его архитектоника отображала строение человеческого тела, которое, в свою очередь, есть образ Божий. Архитектурный план вместе с обстановкой показывает присутствие виртуального Храни­теля Храма, состоящего из трех библейских персонажей: левита, Иако­ва и непосредственно виртуального мессии. Все эти три персонажа появляются в единой композиции, имеют одно совокупное тело, состоящее из трех различных тел. Размеры и описание Храма Соло­мона приводятся в книге пророка Иезекииля (41:1-15; см. выше) и являются лучшим источником информации относительно этой древ­ней структуры. Основанные, прежде всего на этих стихах, различ­ные иудейские, христианские и светские работы изображают святи-

лище как прямоугольное здание с трехъя­русной компоновкой деталей (см. рис.)

Ключ к разгадке тайны Храма находится в его плане и внутренней обстановке. В кни­ге Второзакония иудеям запрещается изго­тавливать предметы для поклонения, име­ющие любое сходство с человеком или жи­вотным: «Дабы вы не развратились и не сде­лали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, // изображения какого-либо ско­та, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, // изображения какого-либо [гада], ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли» (Втор, 4:16-18). Однако этот запрет был нарушен.

В Библии термины «дом» и «семья», «народ» часто сопрягаются друг с другом. В

книге Руфи Рахиль и Лия, две жены Иакова (который был позже переименован в Израиля) называются устроительницами дома Из-раилева: «И сказал весь народ, который при воротах, и старейшины: мы свидетели; да соделает Господь жену, входящую в дом твой, как Рахиль и как Лию, которые обе устроили дом Израилев» (Руф., 4:11). Дом Израилев — это не только Храм, но и целый народ иудей-

ский, люди понимаются в мистическом смыс­ле как структура Храма, формообразующий «каркас» здания.

На следующем рисунке изображен план Храма, преобразованный в фигуру левита. Ле­витами называли священнослужителей из рода Левия; во главе их стоял главный священник. На плане обозначены 13 чисел, которые будут объяснены ниже. Все они находятся в строгой последовательности, кроме цифры 9.

1. Сокровищницы, комнаты священ­нослужителей (западная сторона). В Храме хранились золотые и серебряные слитки: «И принес Соломон посвященное Давидом, отцом его; серебро и золото и вещи отдал в сокро­вищницы храма Господня» (3 Цар., 7:51). Они находились в западных отсеках. Эти слитки об­разуют тюрбан главного священника. Головной убор обычного священнослужителя был более шаровиден, подобно перевернутому кубку.

9. Покои священнослужителей (южная и северная сторо­ны). Они образуют руки. В 3 Книге Царств назван только один вход («Вход в средний ярус был с правой стороны храма. По круглым лестницам всходили в средний ярус, а от среднего в третий-» (3 Цар., 6:8)), но в Книге Иезекииля упоминается и второй: «Двери боковых комнат [ведут] на открытое пространство, одни дверина северную сторону, а другие двери — на южную сторону; а ширина этого от­крытого пространства — пять локтей кругом» (Иез., 41:11). Входы соответствуют камням из оникса, которые главный священник но­сил на левом и правом плечах. На каждом камне были выгравирова­ны имена шести племен Израилевых; всего племен — двенадцать (Исх., 28:9 -12).

2. Две больших звезды. Это два высоких херувима (в 10 локтей ростом каждый): «И сделал в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей. // Одно крыло херувима было в пять локтей и другое крыло херувима в пять локтей; десять локтей

было от одного конца крыльев его до другого конца крыльев его. // В десять локтей был и другой херувим; одинаковой меры и одинако­вого вида были оба херувима» (3 Цар., 6:23-25). Они образуют глаза Хранителя Храма.

3. Ковчег Завета. Это сундук с твердой золотой крышкой, оберегаемый двумя маленькими херувимами (маленькие звезды). Сун­дук — нос Хранителя Храма.

4. Лестница. Короткая лестница, ведущая от Святого Места до слегка поднятой Святая Святых. Это шея и горло Хранителя Храма.

5. Алтарь для возжиганий. Маленький, покрытый золотом жертвенник (3 Цар., 6:22); сердце Хранителя Храма. Его душистый аромат символизировал восхождение молитвы в духовные сферы.

6. Столы для хлебов предложения. На этих покрытых золо­том столах («И сделал Соломон все вещи, которые в храме Господа: золотой жертвенник и золотой стол, на котором хлебы предложе­ния» (3 Цар., 7:48)) находились хлеб и вино, символизируя плоть и кровь, то есть, человечество.

7. Лампады. Семисвечники символизировали семь дней Творе­ния, а также семьдесят наций мира. Свет также представляет Боже­ственное знание и дух Бога.

8. Притвор. Вестибюль («Притвор, который пред домом, дли­ною по ширине дома в двадцать локтей, а вышиною во сто двадцать. И обложил его внутри чистым золотом» (2 Пар., 3:4)), который образует бедра Хранителя Храма и символизирует Рождение, так как связан с областью гениталий.

10. Десять омывальниц. «И сделал десять омывальниц, и по­ставил пять по правую сторону и пять по левую, чтоб омывать в них,приготовляемое ко всесожжению омывали в них; море же — для священников, чтоб они омывались в нем» (2 Пар., 4:6). Пять бронзовых омывальниц располагались на севере и пять на юге около притвора. Они образуют десять пальцев рук. Омывалъницы были пред­назначены для отмывания остатков крови в жертвенном мясе и уста­навливались на колесных телегах. Каждая вмещала в себя 40 ванн воды.

11. Столбы Иахин и Воаз. «И поставил столбы к притвору храма; поставил столб на правой стороне и дал ему имя Иахин, и поставил столб на левой стороне и дал ему имя Воаз. // И над столбами поставил венцы, сделанные наподобие лилии; так оконче­на работа над столбами» (3 Цар., 7:21-22). Большие бронзовые стол­бы образуют ноги Хранителя Храма. Два медных столба перед входом в Иерусалимский храм выражают изначальное почитание Всевыш­него. Иахин и Воаз олицетворяют Силу и Красоту. Часто они связы­ваются с двумя великими царями, Давидом и Соломоном.

12. Море литое и двенадцать волов. Огромная омывальница, содержавшая 2000 или 3000 ванн воды. Она была предназначена свя­щенникам для омовения рук и ног: «И сделал море литое,от края его до края его десять локтей, — все круглое, вышиною в пять локтей; и снурок в тридцать локтей обнимал его кругом» (2 Цар., 4:2).

Омывальница изображает бассейн Красного моря; вода в ней символизирует дух Бога и знание, а также и союз с Ним. Двенадцать волов — двенадцать племен Израиля. «Стояло оно на двенадцати во­лах: три глядели к северу и три глядели к западу, и три глядели к югу, и три глядели к востоку,и море на них сверху; зады же их были обращены внутрь под него» (2 Пар., 2:4).

13. Жертвенный алтарь. Этот жертвенник («И сделал медный жертвенник: двадцать локтей длина его и двадцать локтей ширина его и десять локтей вышина его» (2 Пар., 4:1)) — ноги Хранителя Храма, а также квадратная скамеечка для ног царя. Алтарь показыва­ет выбор и разделение, войну и победу, искупление греха и едине­ние с Господом.

Внешнее убранство Храма Соломона, подобное по убранству Вто­рому Храму, построенному на несколько столетий позже, было сде­лано из ярких белых блоков известняка. Их цвет соответствует белым одеждам главного священника, одеваемых на Йом Кипур, День Ис­купления. В остальные дни священник носил убранство из золота, которое соответствовало золотому интерьеру Храма.

В книге «Храмы и храмовое служение в Древнем Израиле» про­фессор Менахем Харан из Еврейского Университета (Иерусалим) указывает, что детали Храма соответствуют предметам одежды глав­ного священника. Это отмечают и христианские исследователи. В Книге Иезекииля Израиль изображается как женщина (супруга Господа), одетая в храмовые одежды, которые внезапно преобразуются в сам Храм: «И надел на тебя узорчатое платье, и обул тебя в сафьяные сандалии, и опоясал тебя виссоном, и покрыл тебя шелковым по­крывалом. // И нарядил тебя в наряды, и положил на руки твои запястья и на шею твою ожерелье. // И дал тебе кольцо на твой нос и серьги к ушам твоим и на голову твою прекрасный венец. // Так украшалась ты золотом и серебром, и одежда твоя [была] виссон и шелк и узорчатые ткани; питалась ты хлебом из лучшей пшеничной муки, медом и елеем, и была чрезвычайно красива, и достигла цар­ственного величия. // И пронеслась по народам слава твоя ради кра­соты твоей, потому что она была вполне совершенна при том вели­колепном наряде, который Я возложил на тебя, говорит Господь Бог» (Иез., 16:10-14).

удейская традиция сообщает, что Иаков (прародитель двенад­цати племен Израилевых) видел заранее Храм во сне. После того, как он узрел восходящих и сходящих по лестнице ангелов, он «убо­ялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт., 28:17). «И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль» (Быт., 28:19), что означает Дом Бога, а это является частым библейским обозначением Храма. Как показано в Библии, поднятая голова Иакова соответствует Святая Святых, а камень в изголовье («И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте» (Быт., 28:11)) — камню осно­вы, на который Авраам ранее клал Исаака: «И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разло­жил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвен­ник поверх дров» (Быт., 22:9).

Сон Иакова

Другими словами, пока Иаков спал, его голова и тело стали профетической моделью Храма, который был построен на горе Мо-риа. Сегодня этот участок называется арабами Харам аль-Шариф, а иудеям и христианам известен как Храмовая гора (см. главу о купо­лах).

Почему Иакову был в то время ниспослан сон? Потому что он шел в Месопотамию, чтобы найти там жену и создать семью, то есть, «дом», как было объяснено прежде. Исаак фактически прика­зал ему это: «И призвал Исаак Иакова и благословил его, и запове­дал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; // встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей» (Быт., 28:1-2). Более того, Иакову было сказано: «Бог же Всемогу­щий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов» (Быт., 28:3). Его две жены

позже будут назван «устроительницами» Дома Израиля. Иаков по­этому построил храм, дом двенадцати племен. Через несколько сто­летий те двенадцать племен при помощи финикийцев построили ка­менный храм Соломона, который назывался «Домом Господа». Сле­довательно, сон Иакова касается возведения этих двух культовых сооружений.

Следующий рисунок показывает металлический интерьер Хра­ма, выявляя виртуального мессию. Металлы, указанные в Священ­ном Писании, имеют большое значение. Их тип и порядок располо­жения отражают состав статуи царя Навудоносора, которая непос­редственно символизирует мирового правителя, лишенного святос­ти, а также мистическим образом соотносятся с алхимическими ме­таллами.

Описание золотого интерьера Храма содержится в следующих стихах: «И давир был длиною в двадцать локтей, шириною в двад­цать локтей и вышиною в двадцать локтей; он обложил его чистым

золотом; обложил также и кедро­вый жертвенник. // И обложил Соломон храм внутри чистым зо­лотом, и протянул золотые цепи пред давиром, и обложил его золо­том. // Весь храм он обложил золо­том, весь храм до конца, и весь жертвенник, который пред дави­ром, обложил золотом» (3 Цар., 6:20-22); а также: «И притвор, ко­торый пред домом, длиною по ши­рине дома в двадцать локтей, а вы­шиною во сто двадцать. И обложил его внутри чистым золотом. //Дом же главный обшил деревом кипа­рисовым и обложил его лучшим зо­лотом, и выделал на нем пальмы и цепочки. // И обложил дом доро­гими камнями для красоты; золото же было золото Парваимское. // И покрыл дом, бревна, пороги и сте­ны его, [и окна] и двери его золо­том, и вырезал на стенах херуви­мов // И сделал Святое Святых:

длина его по широте дома в двадцать локтей, и ширина его в двад­цать локтей; и покрыл его лучшим золотом на шестьсот талантов. // В

гвоздях весу до пятидесяти сиклей золота [в каждом гвозде]. Горни­цы также покрыл золотом. // И сделал он во Святом Святых двух херувимов резной работы и покрыл их золотом» (2 Пар., 3:4-10). Для описания медного убранства см. Третью Книгу Царств, 7:15-27, 38 и 2 Паралипоменон, 4:1-12. Указания, содержащиеся в Библии, по­зволяют определить для виртуального мессии голову, туловище и таз из золота, а руки, ноги и ступни из меди. Серебряные плечи и руки коррелируют с указаниями в 1 книге Паралипоменон: «По любви моей к дому Бога моего, есть у меня сокровище собственное из золота и серебра, и его я отдаю для дома Бога моего, сверх всего, что заготовил я для святого дома: // три тысячи талантов золота, золота Офирского, и семь тысяч талантов серебра чистого, для обло­жения стен в домах, // для каждой из золотых вещей, и для каждой из серебряных, и для всякого изделия рук художнических» (1 Пар.,

29:3-5). Мы исключаем по­крытые серебром части, которые образуют тюрбан (см. выше), потому что рас­сматриваем обнаженного человека, являющегося копией металлической ста­туи царя Навуходоносора. Также исключается «море литое», потому что это не часть естественной человеческой формы. Ме­таллическая статуя упоми нается в сне Навуходоно­сора об истукане в Книге Даниила, 2-я глава; и прежде всего в: «Было та­кое видение: вот, какой-то большой истукан; ог­ромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. // У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его медные, // голени его

железные, ноги его частью железные, частью глиняные» (Дан., 2:31 — 33). Эта статуя состоит из четырех различных металлов и имеет: золотую голову, серебряные руки и грудь, медные живот и бедра; железные голени и ноги полужелезные-полуглиняные. Глина указы­вается вместе с железом; таким образом, истукан состоит из четырех металлов. Однако Хранитель Храма и, следовательно, виртуальный мессия состоит только из трех металлов: золота, серебра и меди.

Эти же металлы указывались и раньше: «Вот приношения, кото­рые вы должны принимать от них: золото и серебро и медь» (Исх., 25:3), «Работать из золота, серебра и меди» (Исх., 31:4), «Сделайте от себя приношения Господу: каждый по усердию пусть принесет приношение Господу, золото, серебро, медь» (Исх., 35:5). Четыре металла статуи — четыре последовательных мировых империи, изоб­ражающие безбожное земное правление человека до настоящего вре­мени. Подобно тому, как это правило суммировано в одном вирту­альном человеке, так и универсальное правление Бога изображается посредством виртуального мессии.

Мессия — это греческое прозношение слова машиах, что означа­ет «помазанник». Царь иудейский должен быть помазан оливковым маслом — символом освящения, — которое лилось ему на голову. Виртуальный Мессия помазан духом Господним и правит миром с Храмовой горы в Иерусалиме.

Храм Соломона содержит в себе отчетливую сексуальную симво­лику. Двенадцать волов, которые поддерживают огромное «море ли­тое», символизируют силу оплодотворения, а два медных столба Иахин и Воаз — фаллические органы.

Почему Храм предполагает сексуальное трактование?

1) такая идея заложена уже в его художественном оформлении и архитектуре;

2) сам Эдемский сад был местом изобилия и оплодотворения, прославляя силу Творца, производящую все типы жизни;

3) земля Израиля, «земля обетованная», предстает как новый Эдем. Храм Соломона был создан как Эдемский сад в миниатюре. В то же время он отображал ключевые события человеческой истории;

4) Божественный план духовного искупления человечества изоб­ражается через человеческий процесс рождения. Рождение детей под­разумевает сексуальные отношения, таким образом Храм как образ царства Господнего связан с человеческой сексуальностью.

Храм имел универсальный аспект (Рай) и специфический ас­пект (Израиль). Он был построен на иудейской земле и замышлялся как «дом молитвы для всех народов»: «Приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их

[будутJ благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовет­ся домом молитвы для всех народов» (Ис., 56:7). Даже Иисус Хрис­тос признает его универсализм: «И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов?» (Марк., 11:17).

Пророк Исайа связывает дом Бога (Храм) с именем Иакова: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы // И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима» (Ис, 2:2-4). Неудивительно, что Адам крепко спит во время сотворения Евы: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. // И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт., 2:21-22). Этот сон перекликается со сном Иакова. Иаков — «Адам» иудеев. Адам был отцом мира, а Иаков становится отцом израильтян. Во время сна Иакова Бог обещает ему, что он будет иметь потомков, чье число сравняется с количеством песчинок: «И будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные» (Быт., 28:14). Так же и Адаму дается жена, чтобы он мог «плодится и размножаться и наполнять землю» (Быт., 1:28). Следо­вательно у обоих этих людей сон связан с их женами и обретением семьи — при постройке дома.

Адам строит мир; Иаков, знамя Израиля, тоже в своем роде занимается миропостроением. Все это подразумевает оплодотворяю­щую силу; так что можно говорить, что Писание исполнено сексу­альной символикой. Существует большая духовная сторона приве­денных выше рассуждений: Адам и Иаков должны были произвести детей по Божественному образу и подобию, что означает внутреннее уподобление Господу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: