«Геометрия имеет два больших сокровища: теорему Пифагора и деление отрезка в среднем и крайнем отношении. Первое молено сравнить с мерой золота; второе мы можем назвать драгоценным камнем».
И. Кеплер
Любое объективное наблюдение окружающей действительности, которое мы делаем, так или иначе содержит в себе упоминание пропорции мира, которая позволяет созерцать и постигать организованную Вселенную и Вселенную в хаосе, рациональные и иррациональные числа, гармонию и дисгармонию, истину и ложь. Все характеристики мира — просто эффект пропорциональности, которая свойственна всем вещам.
Мы видим гармонию, выраженную эмоциями, чувствами и характеристиками, заключенными непосредственно внутри самих себя. Эта гармония рассматривается в посвященческой науке как Божественная Пропорция. Божественная Пропорция, свойственная нашему состоянию бытия, выражается следующим образом. Для трех величин — самая большая из них АВ, средняя СВ, меньшая АС — отношение большей к средней равняется отношению средней к меньшей.
АВ/СВ = СВ/АС= 1.618...
Подтверждение гармоничности микромира отмечено в этом геометрическом принципе — принципе золотого отношения. Это универсальный принцип, который может быть найден на всех уровнях существования.
В эпоху итальянского Возрождения золотое отношение возводится в ранг основного эстетического принципа. В 1509 г. вышло сочинение Луки Пачоли, где автор называет это сечение Божественным. Кеплер считал его бесценным сокровищем. Божественная Пропорция тщательно изучалась греческим скульптором Фидиасом, поэтому ей дали название фи (Ф). Она известна также как золотая середина, мистическое отношение, ряд Фибоначчи и так далее. Число Ф может быть найдено повсюду во Вселенной; от спиралей галактик до спирали морской ракушки; от музыкальной гармонии до гармонии в искусстве. Ботаник увидит его в росте цветов и растений, зоолог — в размножении кроликов. Энтомолог разглядит Боже-
ственную пропорцию в генеалогии пчелы, а физик будет наблюдать это отношение в поведении атомов. Экономист — в повышении и падении курса ценных бумаг, программист — в работе сложных процессоров.
Фи-отношение вызывает положительные эмоции и подъем эстетических чувств. Древние египтяне использовали его при строительстве больших пирамид и в дизайне иероглифов, найденных на стенах гробниц.
За тысячи километров от Египта, жители древней Мексики также использовали закон Ф при возведении Пирамиды Солнца. Греки
Египетские иероглифы — проекция фи-пропорции
изучали с помощью числа Ф математику и использовали полученные знания в архитектуре. Пантеон в Афинах — классический пример использования Золотого Прямоугольника. Платон рассматривал Ф как наиболее обязательное из всех математических отношений и делал ключом к пониманию физики космоса. В эпоху Возрождения на основании фи-пропорции воздвигались потрясающие соборы и храмы. Известные мастера, такие как Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи, сознательно использовали фи-пропорцию, поскольку знали о ее привлекательности для зрителей.
Фи следует рассматривать применительно к человеческой душе, поскольку именно душа интерпретирует любые явления. Хотя это отношение кажется установленным повсеместно в -природе, на самом деле это не совсем так. Единственная причина такого впечатления — его установленность в человеческом уме. Эта пропорция соответствует ментальным колебаниям, которые зарождаются в пределах организма и диктуют ощущения удовольствия и боли, красоты и урод-
ства, любви и ненависти. В результате человек становится пленником своих воспоминаний, установлений и, как результат, своего тела и ума. Таким образом, число Ф связывает человека с физическим миром, но вместе с тем, именно оно способно вывести человека за ограниченные пределы этого мира и настроить на восприятие вибраций Божественной энергии.
Божественная пропорция заключена в самом физическом характере Создания. На физическом плане она пребывает как высшая красота и организация. Это гармония, которая определяет существование и единство Вселенной для человеческого ума.
1.. 2... 3... 5... 8... 13... 21... 34... 55... 89... 144... 233... 377...
В 1850 г. немецкий ученый Цейзинг писал: «Для того, чтобы целое, разделенное на две неравные части, казалось прекрасным с точки зрения формы, между меньшей и большей частями должно быть такое же отношение, что и между большей частью и целым». Золотая пропорция знаменует собой вершины эстетических изысканий, предел гармонии Космоса. Она определяет закономерность развития живых организмов, ее присутствие засвидетельствовали астрономы, химики, физики, биологи, географы...
Кролики Фибоначчи
Все началось с того, что в 1202 году итальянский математик Леонардо из Пизы (Fibonacci — это сокращенное от filius Bonacci, сын Боначчи) исследовал возможность быстрого размножения кроликов в идеальных условиях. В книге «Liber abacci» он приводил пример решения следующей задачи: «Сколько пар кроликов в один
год от одной пары рождается?»
Возьмем недавно рожденную пару кроликов, самца и самку. Кролики способны производить потомство уже в возрасте одного месяца, в конце второго месяца самка может произвести другую пару кроликов. Предположим, что наши кролики никогда не умирают и что самка каждый месяц, начиная со второго, всегда производит новую пару (самца и самку). Вопрос Фибоначчи «сколько пар кроликов будет через год?» решается следующим образом:
В конце первого месяца — 1 пара.
В конце второго месяца самка производит новую пару — теперь получаются 2 пары кроликов.
В конце третьего месяца самка производит вторую пару — получаются 3 пары кроликов.
В конце четвертого месяца самка производит опять новую пару, а самка, рожденная два месяца назад, производит свою первую пару; получается 5 пар кроликов.
Число пар кроликов в начале каждого месяца — 1, I, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34,...
Ряд чисел Фибоначчи: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987..
Формула для этих чисел Фибоначчи:
Ф(0) = 0, Ф(1) = 1, Ф(п) = Ф(п-1) + Ф(п-2) для п > 1.
Такая последовательность, в которой каждый член является функцией предыдущих, называется рекуррентной, или возвратной. Определим первые 100 чисел Фибоначчи.
Если у числа нет иного фактора, кроме как его самого и 1, такое число называется первичным.
п Ф (п) = факторизация
1:1 = 1 2:1 = 1 3:2 = 2 главное 4:3 = 3 главное 5:5 = 5 главное
6: 8 = 23
7: 13= 13 главное
8: 21 =3x7 9: 34 = 2х 17 10:55 = 5х 11
11: 89 = 89 главное 12: 144 = 24x32 13: 233 = 233 главное 14:377= 13x29 15:610 = 2x5x61
16: 987 = 3 х 7 х 47
17: 1597= 1597 главное
18: 2584 = 23 х 17 х 19 19:4181 = 37х 113
20: 6765 = 3x5x11x41
21: 10946 = 2х 13x421
22: 17711 =89х 199
23: 28657 = 28657 главное
24: 46368 = 25 х 32 х 7 х 23
25: 75025 = 52 х 3001 26: 121393 = 233x521
27: 196418 = 2х 17х53х 109 28:317811 =3х 13x29x281
29 • 514229 = 514229 главное
30: 832040 = 23 х 5 х 11 х 31 х 61
31: 1346269 = 557x2417 32:2178309 = 3x7x47x2207
33: 3524578 = 2 х 89 х 19801
34: 5702887 = 1597 х 3571 35.9227465 = 5x13x141961
36: 14930352 = 24 х 33 х 17 х 19 х 107 37: 24157817 = 73 х 149x2221 38: 39088169 = 37 х 113x9349
39: 63245986 = 2 х 233 х 135721
40 • 102334155 = 3х5х7х11х41х 2161
41: 165580141 = 59369 х 2789
42: 267914296 = 23 х 13 х 29 х 211 х 421
43: 433494437 = 433494437 главное
44: 701408733 = 3 х 43 х 89 х 199 х 307 45: 1134903170 = 2х5х 17x61 х 109441 46: 1836311903= 139x461x28657
47: 2971215073 = 2971215073 главное
48: 4807526976 = 26 х 32 х 7 х 23 х 47 х 1103
49: 7778742049 = 13 х 97 х 6168709
50: 12586269025 = 52 х 11 х 101 х 151 х 3001
51: 20365011074 = 2 х 1597 х 6376021
52: 32951280099 = 3 х 233 х 521 х 90481
53: 53316291173 = 953 х 55945741
54: 86267571272 = 23 х 17 х 19 х 53 х 109 х 5779
55: 139583862445 = 5 х 89 х 661 х 474541
56: 225851433717 = 3x72 х 13x29x281 х 14503
57: 365435296162 = 2 х 37 х 113 х 797 х 54833
58: 591286729879 = 59 х 514229 х 19489
59. 956722026041 = 353 х 2710260697
60: 1548008755920 = 24 х32х 5 х 11x31 х 41x61 х 2521
61: 2504730781961 = 555003497 х 4513
62: 4052739537881 = 557 х 3010349 х 2417
63: 6557470319842 = 2х 13x17x421 х 35239681
64: 10610209857723 = 3 х 7 х 47 х 1087 х 2207 х 4481
65: 17167680177565 = 5 х 233 х 14736206161
66: 27777890035288 = 23 х 89 х 199 х 19801 х 9901
67: 44945570212853 = 269 х 1429913 х 116849
68: 72723460248141 = 3 х 67 х 1597 х 63443 х 3571
69: 117669030460994 = 2 х 137 х 829 х 18077 х 28657
70 • 190392490709135 = 5х11х13х29х71х911х 141961
71: 308061521170129 = 46165371073x6673
72: 498454011879264 = 25 х33х7х17х 19х23х 107x103681
73: 806515533049393 = 86020717 х 9375829
74: 1304969544928657 = 73 х 149 х 54018521 х 2221
75: 2111485077978050 = 2 х 52 х 61 х 230686501 х 3001
76: 3416454622906707 = 3 х 37 х 113 х 29134601 х 9349
77: 5527939700884757 = 13 х 89 х 4832521 х 988681
78: 8944394323791464 = 23 х 79 х 233 х 521 х 859 х 135721
79: 14472334024676221 = 157 х 92180471494753
80: 23416728348467685 = 3х5х7х11х41х47х 1601 х 3041 х 2161
81: 37889062373143906 = 2х17х53х109х 4373 х 19441 х 2269
82: 61305790721611591 = 370248451 х 59369 х 2789
83: 99194853094755497 = 99194853094755497 главное
84 160500643816367088 = 24x32x13x29x83x211x281x421x1427
85: 259695496911122585 = 5 х 1597 х 3415914041 х 9521
86: 420196140727489673 = 433494437 х 6709 х 144481
87: 679891637638612258 = 2 х 173 х 3821263937 х 514229 88:1100087778366101931=3x7x43x89x199x263x307x881x967 89: 1779979416004714189 = 1069х 1665088321800481
90: 2880067194370816120 = 23x5x11x17x19x31x61x181x541x109441
91: 4660046610375530309 = 132 х 233 х 159607993 х 741469
92: 7540113804746346429 = 3 х 139 х 461 х 275449 х 28657 х 4969
93: 12200160415121876738 = 2 х 557 х 4531100550901 х 2417
94: 19740274219868223167 = 6643838879 х 2971215073
95: 31940434634990099905 = 5х37х113х761х67735001 х29641
96: 51680708854858323072 = 27x32x7x23x47x769x1103x3167x2207
97: 83621143489848422977 = 193 х 389 х 3084989 х 361040209
98: 135301852344706746049 = 13 х 29 х 97 х 599786069 х 6168709 99: 218922995834555169026 = 2 х 17 х 89 х 197 х 18546805133 х 19801 100: 354224848179261915075 = 3x52x11x41x101x151x401x570601 х3001 Если взять отношение двух последовательных чисел в ряду Фибоначчи (1, 1, 2, 3, 5, 8, 13,..) и поделить каждое число на предыдущее, получится следующий числовой ряд:
1/1 = 1, 2/1 = 2, 3/2 = 1.5, 5/3 = 1.666..., 8/5 = 1.6, 13/8 = 1.625,21/13= 1.61538...
Полученное отношение обладает особой мистической ценностью, которую определяют как золотую пропорцию или золотое число. Его значе-ние равняется приблизительно 1.61804.
Можно представить числа Фибоначчи 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21,.. по-другому. Возьмем два маленьких квадрата со стороной 1 и расположим их рядом друг с другом. Сверху них нарисуем квадрат со стороной 2 (=1 + 1).
Теперь изобразим новый квадрат, соприкасающийся с квадратом 1 и последним квадратом со стороной 2. Продолжим рисовать квадраты по такому принципу. Получившийся набор прямоугольников, чьи стороны — два последовательных числа Фибоначчи, — есть прямоугольники Фибоначчи (см. рис. спирали, созданной золоты-
ми треугольниками). Мы можем нарисовать особым образом спираль, соединяя противоположные углы квадратов по диагонали. Это спираль Фибоначчи. Подобная кривая очень часто встречается в природе; самое распространенное проявление ее — в форме раковины улитки (см. рис).
Раковины современных моллюсков имеют форму логарифмической спирали. В ней отрезки ОА, ОВ, ОС, OD..., проведенные из центра, образуют геометрическую прогрессию, для которой справедливо равенство: ОА/ОВ = ОВ/ОС = OC/OD. Каждое расстояние между завитками при направлении к полюсу равно сумме двух последующих.
Панцири многих животных — наглядная иллюстрация грандиозного Божественного замысла, имеющего в своей основе все те же золотые числа:
Рисунок панциря морского ежа
Числа Фибоначчи широко представлены в растительном мире. Предположим, что есть некое растение, дающее потомство подобно кроликам, рассматриваемым выше. Растение, которое развивается примерно таким образом, относится к семейству сложноцветных, Achillea ptarmica. У многих растений число лепестков кратно числовой последовательности
Фибоначчи: у лютиков 5 лепестков; у лилии и ириса - по 3; у некоторых видов живокости — 8; ноготки насчитывают 13 лепестков; некоторые виды астр — 21, а маргаритки бывают с 34, 55 или даже 89 лепестками.
КОЛИЧЕСТВО ЛЕПЕСТКОВ
РАСТЕНИЕ
лилия (часто лилии имеют 6 лепестков, 2 набора по 3 вкаждом), ирис
лютик, дикая роза, живокость, водосбор
дельфиниум
амброзия полыннолистная, ноготки, пепельник
Числа Фибоначчи могут быть также замечены в семенах. Обратите внимание на увеличенную диаграмму подсолнечника или маргаритки. Центр отмечен черной точкой.
Семена как бы формируют спирали, закрученные налево и направо. Если сосчитать спирали справа, можно увидеть, что их 34. В соседнем ряду количество спиралей кратно соседнему числу Фибоначчи.
Если сосчитать спирали около центра, то по обоим направлениям их число будет также сопряжено с последовательностью Фибоначчи.
Сосновые шишки — яркий пример Господнего мироустроения, основанного на золотой пропорции. Иногда, правда, попадаются шишки, которые не совсем отвечают этому правилу. Дело в искажениях роста вследствие болезни или вредителей.
У многих растений листья также распределяются по золотой закономерности. Она проявляется, если спускаться по растению сверху вниз, обращая внимание на количество листьев и на их расположение относительно друг друга.
Цветок или лист имеют внешнюю структуру, воспринимаемую нами, и внутреннюю форму, в основном состоящую из каркаса, в котором все пространственные формы соединены с центральной осью или ядром: все формы имеют грубую, внешнюю структуру и тонкую внутреннюю структуру, базовую причинную модель для внешней формы.
Исследования показывают, что число одноименных органов в растениях не является произвольным. В конце прошлого века немец-
Лист клена — пример природной золотой пропорции
кий ботаник Ф. Людвиг обнаружил, исследовав 18573 цветков, что кривые, описывающие число краевых цветков в корзинках боль-
шинства растений, имеют многовершинный характер. Основные максимумы этих кривых соответствуют числу цветков 3, 5, 8, 13, 21, 34...
Сам рост растений носит непрерывно-дискретный характер: растения подчинены внутренней квантованности роста. В дли-тельностях периодов роста проявляется закономерность, связанная с развертыванием чисел Фибоначчи во времени.
Но самое важное заключается в том, что коэф-
фициент Ф присутствует в высшем творении Бога — человеке. Божественная пропорция человеческого тела отображена на известном рисунке Леонардо да Вичнчи.
Храм Соломона (см. следующую главу) также содержит число Ф. DCBA имеет размеры 12 кубитов на двадцать кубитов. Пропорция 12/20 может быть сокращена до 6/10 и далее — 3/5. 3 и 5 — два соседних числа в ряду Фибоначчи. 3/5 = 1.6, число, близкое к 1.618, илиФ.
Греческий Пантеон — главный из греческих храмов, он персонифицирует основные соотношения священной геометрии. Если высоту Пантеона принять за 1, его ширина будет равняться фи, Ф = 1.618, а длина V5 = 2.236.
1.618 + 0.618 = 2.236.
Золотая пропорция является иррациональной величиной, отражающей иррациональность в пропорциях самой природы. Числа Фибоначчи символизируют целочисленность и разумность организации мира. Совокупность золотой пропорции и чисел Фибоначчи отражают единство двух противоположных начал: непрерывного и дискретного, инертного и подвижного, мужского и женского, духовного и материального. Эта мистерия единства записывается на языке математики следующим образом. Выражение золотой пропорции через развертывание единицы выражается как:
Анализ числа Ф с точки зрения сакральной геометрии пространства-времени приводит к мысли, что многие природные процессы следует описывать не с помощью основания логарифмов е=2,71828 (введенного Меркатором (1620-1657)), а с помощью основания ео=Ф2 =2.6180339. При этом число к является производным от числа Ф. Оно немного отличается от известного значения к =3,14159... и равно 3.1446...
Удивительное число Ф является результатом развития двух ортогональных начал — мужского и женского, сдвинутых относительно друг друга на 90°.
Итак, существуют пять мистических геометрических отношений — пи к, л/2, л/3, л/5 и фи Ф. Они присутствуют во всех священных местах на земле и служат основой всех сакрально-геометрических построений.
ТАЙНА ХРАМА СОЛОМОНА
«Вот закон храма: на вершине горы все пространство его вокруг — Святое Святых; вот закон храма'»
Иез., 43:12.
Храм Соломона — кладезь примеров из области сакральной геометрии. Самая большая тайна храма царя Соломона заключается в том, что его архитектоника отображала строение человеческого тела, которое, в свою очередь, есть образ Божий. Архитектурный план вместе с обстановкой показывает присутствие виртуального Хранителя Храма, состоящего из трех библейских персонажей: левита, Иакова и непосредственно виртуального мессии. Все эти три персонажа появляются в единой композиции, имеют одно совокупное тело, состоящее из трех различных тел. Размеры и описание Храма Соломона приводятся в книге пророка Иезекииля (41:1-15; см. выше) и являются лучшим источником информации относительно этой древней структуры. Основанные, прежде всего на этих стихах, различные иудейские, христианские и светские работы изображают святи-
лище как прямоугольное здание с трехъярусной компоновкой деталей (см. рис.)
Ключ к разгадке тайны Храма находится в его плане и внутренней обстановке. В книге Второзакония иудеям запрещается изготавливать предметы для поклонения, имеющие любое сходство с человеком или животным: «Дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, // изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, // изображения какого-либо [гада], ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли» (Втор, 4:16-18). Однако этот запрет был нарушен.
В Библии термины «дом» и «семья», «народ» часто сопрягаются друг с другом. В
книге Руфи Рахиль и Лия, две жены Иакова (который был позже переименован в Израиля) называются устроительницами дома Из-раилева: «И сказал весь народ, который при воротах, и старейшины: мы свидетели; да соделает Господь жену, входящую в дом твой, как Рахиль и как Лию, которые обе устроили дом Израилев» (Руф., 4:11). Дом Израилев — это не только Храм, но и целый народ иудей-
ский, люди понимаются в мистическом смысле как структура Храма, формообразующий «каркас» здания.
На следующем рисунке изображен план Храма, преобразованный в фигуру левита. Левитами называли священнослужителей из рода Левия; во главе их стоял главный священник. На плане обозначены 13 чисел, которые будут объяснены ниже. Все они находятся в строгой последовательности, кроме цифры 9.
1. Сокровищницы, комнаты священнослужителей (западная сторона). В Храме хранились золотые и серебряные слитки: «И принес Соломон посвященное Давидом, отцом его; серебро и золото и вещи отдал в сокровищницы храма Господня» (3 Цар., 7:51). Они находились в западных отсеках. Эти слитки образуют тюрбан главного священника. Головной убор обычного священнослужителя был более шаровиден, подобно перевернутому кубку.
9. Покои священнослужителей (южная и северная стороны). Они образуют руки. В 3 Книге Царств назван только один вход («Вход в средний ярус был с правой стороны храма. По круглым лестницам всходили в средний ярус, а от среднего в третий-» (3 Цар., 6:8)), но в Книге Иезекииля упоминается и второй: «Двери боковых комнат [ведут] на открытое пространство, одни двери — на северную сторону, а другие двери — на южную сторону; а ширина этого открытого пространства — пять локтей кругом» (Иез., 41:11). Входы соответствуют камням из оникса, которые главный священник носил на левом и правом плечах. На каждом камне были выгравированы имена шести племен Израилевых; всего племен — двенадцать (Исх., 28:9 -12).
2. Две больших звезды. Это два высоких херувима (в 10 локтей ростом каждый): «И сделал в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей. // Одно крыло херувима было в пять локтей и другое крыло херувима в пять локтей; десять локтей
было от одного конца крыльев его до другого конца крыльев его. // В десять локтей был и другой херувим; одинаковой меры и одинакового вида были оба херувима» (3 Цар., 6:23-25). Они образуют глаза Хранителя Храма.
3. Ковчег Завета. Это сундук с твердой золотой крышкой, оберегаемый двумя маленькими херувимами (маленькие звезды). Сундук — нос Хранителя Храма.
4. Лестница. Короткая лестница, ведущая от Святого Места до слегка поднятой Святая Святых. Это шея и горло Хранителя Храма.
5. Алтарь для возжиганий. Маленький, покрытый золотом жертвенник (3 Цар., 6:22); сердце Хранителя Храма. Его душистый аромат символизировал восхождение молитвы в духовные сферы.
6. Столы для хлебов предложения. На этих покрытых золотом столах («И сделал Соломон все вещи, которые в храме Господа: золотой жертвенник и золотой стол, на котором хлебы предложения» (3 Цар., 7:48)) находились хлеб и вино, символизируя плоть и кровь, то есть, человечество.
7. Лампады. Семисвечники символизировали семь дней Творения, а также семьдесят наций мира. Свет также представляет Божественное знание и дух Бога.
8. Притвор. Вестибюль («Притвор, который пред домом, длиною по ширине дома в двадцать локтей, а вышиною во сто двадцать. И обложил его внутри чистым золотом» (2 Пар., 3:4)), который образует бедра Хранителя Храма и символизирует Рождение, так как связан с областью гениталий.
10. Десять омывальниц. «И сделал десять омывальниц, и поставил пять по правую сторону и пять по левую, чтоб омывать в них, — приготовляемое ко всесожжению омывали в них; море же — для священников, чтоб они омывались в нем» (2 Пар., 4:6). Пять бронзовых омывальниц располагались на севере и пять на юге около притвора. Они образуют десять пальцев рук. Омывалъницы были предназначены для отмывания остатков крови в жертвенном мясе и устанавливались на колесных телегах. Каждая вмещала в себя 40 ванн воды.
11. Столбы Иахин и Воаз. «И поставил столбы к притвору храма; поставил столб на правой стороне и дал ему имя Иахин, и поставил столб на левой стороне и дал ему имя Воаз. // И над столбами поставил венцы, сделанные наподобие лилии; так окончена работа над столбами» (3 Цар., 7:21-22). Большие бронзовые столбы образуют ноги Хранителя Храма. Два медных столба перед входом в Иерусалимский храм выражают изначальное почитание Всевышнего. Иахин и Воаз олицетворяют Силу и Красоту. Часто они связываются с двумя великими царями, Давидом и Соломоном.
12. Море литое и двенадцать волов. Огромная омывальница, содержавшая 2000 или 3000 ванн воды. Она была предназначена священникам для омовения рук и ног: «И сделал море литое, — от края его до края его десять локтей, — все круглое, вышиною в пять локтей; и снурок в тридцать локтей обнимал его кругом» (2 Цар., 4:2).
Омывальница изображает бассейн Красного моря; вода в ней символизирует дух Бога и знание, а также и союз с Ним. Двенадцать волов — двенадцать племен Израиля. «Стояло оно на двенадцати волах: три глядели к северу и три глядели к западу, и три глядели к югу, и три глядели к востоку, — и море на них сверху; зады же их были обращены внутрь под него» (2 Пар., 2:4).
13. Жертвенный алтарь. Этот жертвенник («И сделал медный жертвенник: двадцать локтей длина его и двадцать локтей ширина его и десять локтей вышина его» (2 Пар., 4:1)) — ноги Хранителя Храма, а также квадратная скамеечка для ног царя. Алтарь показывает выбор и разделение, войну и победу, искупление греха и единение с Господом.
Внешнее убранство Храма Соломона, подобное по убранству Второму Храму, построенному на несколько столетий позже, было сделано из ярких белых блоков известняка. Их цвет соответствует белым одеждам главного священника, одеваемых на Йом Кипур, День Искупления. В остальные дни священник носил убранство из золота, которое соответствовало золотому интерьеру Храма.
В книге «Храмы и храмовое служение в Древнем Израиле» профессор Менахем Харан из Еврейского Университета (Иерусалим) указывает, что детали Храма соответствуют предметам одежды главного священника. Это отмечают и христианские исследователи. В Книге Иезекииля Израиль изображается как женщина (супруга Господа), одетая в храмовые одежды, которые внезапно преобразуются в сам Храм: «И надел на тебя узорчатое платье, и обул тебя в сафьяные сандалии, и опоясал тебя виссоном, и покрыл тебя шелковым покрывалом. // И нарядил тебя в наряды, и положил на руки твои запястья и на шею твою ожерелье. // И дал тебе кольцо на твой нос и серьги к ушам твоим и на голову твою прекрасный венец. // Так украшалась ты золотом и серебром, и одежда твоя [была] виссон и шелк и узорчатые ткани; питалась ты хлебом из лучшей пшеничной муки, медом и елеем, и была чрезвычайно красива, и достигла царственного величия. // И пронеслась по народам слава твоя ради красоты твоей, потому что она была вполне совершенна при том великолепном наряде, который Я возложил на тебя, говорит Господь Бог» (Иез., 16:10-14).
удейская традиция сообщает, что Иаков (прародитель двенадцати племен Израилевых) видел заранее Храм во сне. После того, как он узрел восходящих и сходящих по лестнице ангелов, он «убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт., 28:17). «И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль» (Быт., 28:19), что означает Дом Бога, а это является частым библейским обозначением Храма. Как показано в Библии, поднятая голова Иакова соответствует Святая Святых, а камень в изголовье («И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте» (Быт., 28:11)) — камню основы, на который Авраам ранее клал Исаака: «И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров» (Быт., 22:9).
Сон Иакова
Другими словами, пока Иаков спал, его голова и тело стали профетической моделью Храма, который был построен на горе Мо-риа. Сегодня этот участок называется арабами Харам аль-Шариф, а иудеям и христианам известен как Храмовая гора (см. главу о куполах).
Почему Иакову был в то время ниспослан сон? Потому что он шел в Месопотамию, чтобы найти там жену и создать семью, то есть, «дом», как было объяснено прежде. Исаак фактически приказал ему это: «И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; // встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей» (Быт., 28:1-2). Более того, Иакову было сказано: «Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов» (Быт., 28:3). Его две жены
позже будут назван «устроительницами» Дома Израиля. Иаков поэтому построил храм, дом двенадцати племен. Через несколько столетий те двенадцать племен при помощи финикийцев построили каменный храм Соломона, который назывался «Домом Господа». Следовательно, сон Иакова касается возведения этих двух культовых сооружений.
Следующий рисунок показывает металлический интерьер Храма, выявляя виртуального мессию. Металлы, указанные в Священном Писании, имеют большое значение. Их тип и порядок расположения отражают состав статуи царя Навудоносора, которая непосредственно символизирует мирового правителя, лишенного святости, а также мистическим образом соотносятся с алхимическими металлами.
Описание золотого интерьера Храма содержится в следующих стихах: «И давир был длиною в двадцать локтей, шириною в двадцать локтей и вышиною в двадцать локтей; он обложил его чистым
золотом; обложил также и кедровый жертвенник. // И обложил Соломон храм внутри чистым золотом, и протянул золотые цепи пред давиром, и обложил его золотом. // Весь храм он обложил золотом, весь храм до конца, и весь жертвенник, который пред давиром, обложил золотом» (3 Цар., 6:20-22); а также: «И притвор, который пред домом, длиною по ширине дома в двадцать локтей, а вышиною во сто двадцать. И обложил его внутри чистым золотом. //Дом же главный обшил деревом кипарисовым и обложил его лучшим золотом, и выделал на нем пальмы и цепочки. // И обложил дом дорогими камнями для красоты; золото же было золото Парваимское. // И покрыл дом, бревна, пороги и стены его, [и окна] и двери его золотом, и вырезал на стенах херувимов // И сделал Святое Святых:
длина его по широте дома в двадцать локтей, и ширина его в двадцать локтей; и покрыл его лучшим золотом на шестьсот талантов. // В
гвоздях весу до пятидесяти сиклей золота [в каждом гвозде]. Горницы также покрыл золотом. // И сделал он во Святом Святых двух херувимов резной работы и покрыл их золотом» (2 Пар., 3:4-10). Для описания медного убранства см. Третью Книгу Царств, 7:15-27, 38 и 2 Паралипоменон, 4:1-12. Указания, содержащиеся в Библии, позволяют определить для виртуального мессии голову, туловище и таз из золота, а руки, ноги и ступни из меди. Серебряные плечи и руки коррелируют с указаниями в 1 книге Паралипоменон: «По любви моей к дому Бога моего, есть у меня сокровище собственное из золота и серебра, и его я отдаю для дома Бога моего, сверх всего, что заготовил я для святого дома: // три тысячи талантов золота, золота Офирского, и семь тысяч талантов серебра чистого, для обложения стен в домах, // для каждой из золотых вещей, и для каждой из серебряных, и для всякого изделия рук художнических» (1 Пар.,
29:3-5). Мы исключаем покрытые серебром части, которые образуют тюрбан (см. выше), потому что рассматриваем обнаженного человека, являющегося копией металлической статуи царя Навуходоносора. Также исключается «море литое», потому что это не часть естественной человеческой формы. Металлическая статуя упоми нается в сне Навуходоносора об истукане в Книге Даниила, 2-я глава; и прежде всего в: «Было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. // У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его медные, // голени его
железные, ноги его частью железные, частью глиняные» (Дан., 2:31 — 33). Эта статуя состоит из четырех различных металлов и имеет: золотую голову, серебряные руки и грудь, медные живот и бедра; железные голени и ноги полужелезные-полуглиняные. Глина указывается вместе с железом; таким образом, истукан состоит из четырех металлов. Однако Хранитель Храма и, следовательно, виртуальный мессия состоит только из трех металлов: золота, серебра и меди.
Эти же металлы указывались и раньше: «Вот приношения, которые вы должны принимать от них: золото и серебро и медь» (Исх., 25:3), «Работать из золота, серебра и меди» (Исх., 31:4), «Сделайте от себя приношения Господу: каждый по усердию пусть принесет приношение Господу, золото, серебро, медь» (Исх., 35:5). Четыре металла статуи — четыре последовательных мировых империи, изображающие безбожное земное правление человека до настоящего времени. Подобно тому, как это правило суммировано в одном виртуальном человеке, так и универсальное правление Бога изображается посредством виртуального мессии.
Мессия — это греческое прозношение слова машиах, что означает «помазанник». Царь иудейский должен быть помазан оливковым маслом — символом освящения, — которое лилось ему на голову. Виртуальный Мессия помазан духом Господним и правит миром с Храмовой горы в Иерусалиме.
Храм Соломона содержит в себе отчетливую сексуальную символику. Двенадцать волов, которые поддерживают огромное «море литое», символизируют силу оплодотворения, а два медных столба Иахин и Воаз — фаллические органы.
Почему Храм предполагает сексуальное трактование?
1) такая идея заложена уже в его художественном оформлении и архитектуре;
2) сам Эдемский сад был местом изобилия и оплодотворения, прославляя силу Творца, производящую все типы жизни;
3) земля Израиля, «земля обетованная», предстает как новый Эдем. Храм Соломона был создан как Эдемский сад в миниатюре. В то же время он отображал ключевые события человеческой истории;
4) Божественный план духовного искупления человечества изображается через человеческий процесс рождения. Рождение детей подразумевает сексуальные отношения, таким образом Храм как образ царства Господнего связан с человеческой сексуальностью.
Храм имел универсальный аспект (Рай) и специфический аспект (Израиль). Он был построен на иудейской земле и замышлялся как «дом молитвы для всех народов»: «Приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их
[будутJ благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ис., 56:7). Даже Иисус Христос признает его универсализм: «И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов?» (Марк., 11:17).
Пророк Исайа связывает дом Бога (Храм) с именем Иакова: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы // И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима» (Ис, 2:2-4). Неудивительно, что Адам крепко спит во время сотворения Евы: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. // И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт., 2:21-22). Этот сон перекликается со сном Иакова. Иаков — «Адам» иудеев. Адам был отцом мира, а Иаков становится отцом израильтян. Во время сна Иакова Бог обещает ему, что он будет иметь потомков, чье число сравняется с количеством песчинок: «И будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные» (Быт., 28:14). Так же и Адаму дается жена, чтобы он мог «плодится и размножаться и наполнять землю» (Быт., 1:28). Следовательно у обоих этих людей сон связан с их женами и обретением семьи — при постройке дома.
Адам строит мир; Иаков, знамя Израиля, тоже в своем роде занимается миропостроением. Все это подразумевает оплодотворяющую силу; так что можно говорить, что Писание исполнено сексуальной символикой. Существует большая духовная сторона приведенных выше рассуждений: Адам и Иаков должны были произвести детей по Божественному образу и подобию, что означает внутреннее уподобление Господу.