Контрольные вопросы и задания
1. Какие формы действий и соответствующие им формы отражения выделяются П.Я.Гальпериным? Опишите свойства каждого уровня действий.
2. Докажите, пользуясь известными вам примерами и положениями деятельностного подхода школы А.Н.Леонтьева, что психическое отражение имеет деятельностную природу.
3. 206
4. Что такое психика как образ и психика как процесс? Раскройте возможные формы отношений между ними.
5. Какие точки зрения на решение проблемы возникновения психики в эволюции вы знаете?
6. Каковы объективные критерии психики, выделяемые в школе А.Н.Леонтьева? Определите понятия «биотический стимул», «абиотический стимул», «раздражимость» и «чувствительность».
7. Каковы необходимые и достаточные условия возникновения чувствительности? Как можно доказать это экспериментально?
8. Какова роль психики в эволюции, по А. Н.Северцову?
9. Кратко охарактеризуйте особенности деятельности и психического отражения мира на стадиях элементарной сенсорной и перцептивной психики с учетом известных вам примеров.
|
|
10. Что вы знаете о дискуссиях вокруг выделения стадии интеллекта в развитии психики в филогенезе?
Рекомендуемая литература
1. Гальперин П. Я. Объективная необходимость психики // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е. Е. Соколова. — М., 1999. — С. 322 — 329; или по изданию: Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М., 1976.-С. 104-147.
2. Леонтьев А. Н. Проблема возникновения ощущения // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — М., 1999. — С. 297 — 321; или по изданию: Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1981. - С. 15-27, 34-37, 42-45, 48-57, 69-85, 120 — 123.
3. Леонтьев А. Н. Развитие психики в животном мире // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е. Е. Соколова. — М., 1999. — С. 330 — 349; или по изданию: Леонтьев А. Н. Философия психологии. — М., 1994.-С. 112-141.
4. Леонтьев А. Н. Стадия интеллекта // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — М., 1999. — С. 350 — 355; Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв.: В2т. — М., 1983. —Т. 1. — С. 206 — 214.
5. Мешкова Н. И. «Развитие психики» А. Н.Леонтьева — взгляд через шестьдесят лет // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А. Н.Леонтьева. — М., 1999. — С. 48 — 79.
6. СеверцовА. Н. Эволюция и психика// Психол. журнал. — 1982. — № 4. — С. 149—159; или по изданию: Общая психология: Тексты: В 3 т. — Т. 1. Введение / Отв. ред. В. В. Петухов. — М., 2001. — С. 302 — 322.
7. Фабри К.Э. Научное наследие А.Н.Леонтьева и вопросы эволюции психики // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — М., 1999. — С. 356 — 367; или по изданию: А.Н.Леонтьев и современная психология. — М., 1983. — С. 101 — 117.
|
|
Темы для рефератов
1. Психологические исследования высокоразвитых инстинктивных форм поведения животных.
2. Есть ли разум у животных?
3. Навыки и интеллект животных.
4. Развитие сознания человека в онтогенезе.
5. Проблема бессознательного в психологии.
6. Сны и их происхождение.
Литература
1. Бассин Ф.В. Проблема «бессознательного». – М.: Медицина, 1968.
2. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. 2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1989.
3. Детьер В., Стеллар Э. Поведение животных. – Л., 1967.
4. Дембовский Я. Психология обезьян. – М., 1963.
5. Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. – М., 1958.
6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1958.
7. Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. – М., 1981.
8. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М., 1957.
9. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. – М.: Нука, 1981.
10. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. – М.: Изд-во МГУ, 1976.
Самостоятельная работа №4