Коммуникативная компетенция и стратегическая коммуникация

В наши дни довольно много внимания уделяется такому понятию, как коммуникативная компетенция, но не во всех случаях ясно, что это такое. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Коммуникативная компетенция – это практическое владение вербальными и невербальными средствами для осуществления коммуникативных функций; умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения; построение дискурса в соответствии с нормами кода и правилами этикета [32]. Иными словами, коммуникативная компетенция индивида – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, а также умение работы в группе и знакомство с различными социальными ролями.

Коммуникативная компетенция проявляется в различных формах, в первую очередь в выборе стратегии и тактики коммуникативного поведения.

Современное общество предъявляет определенные требования к уровню коммуникативной компетенции человека вообще, и к профессиональным коммуникаторам в частности (пиарщики, специалисты в области рекламы и маркетинга, политики, бизнесмены). Для создания и передачи сообщений, обеспечивающих эффективное общение и взаимодействие, необходим стратегический подход к коммуникации. Это означает, что любому человеку, который хочет стать эффективным коммуникатором, требуется следовать определенной модели стратегической коммуникации. Помимо коммуникативной компетенции для организации успешного взаимодействия требуется целый ряд других компонентов.

Стратегическая коммуникация – это развитие и самосовершенствование в следующих областях:

1. Контекст общения – это та информация, которую вы знаете или можете узнать о ситуации, в которой вам предстоит общаться. Шансы добиться своих коммуникативных целей существенно возрастают, если известно, чего можно ожидать от собеседника и что хотят услышать от вас.

2. Целеполагание важно для эффективного общения, поскольку если коммуникант знает, чего он хочет добиться, какова его цель, то его шансы на успешный исход переговоров, например, существенно возрастают.

3. Коммуникативная компетенция является одним из факторов, влияющих на процесс общения. Она включает знание коммуниканта о том, в каком случае следует использовать тот или иной канал передачи сообщения, какое содержание должно быть в сообщении, должен ли присутствовать подтекст и т.д. Коммуникативная компетенция – это один из составляющих стратегической коммуникации, связанный с самим процессом передачи сообщения.

4. Управление собой. Контроль эмоций является важным элементом эффективного стратегического общения. В частности, профессионал в сфере коммуникации всегда держит свое волнение, которое неизбежно появляется в стрессовых ситуациях, под контролем, заставляя его работать на себя.

[82, c.25].

Специалисты по теории коммуникации советуют придерживаться следующих правил в процессе коммуникации.

1. Будь компетентен. В сообщении не должно быть «белых пятен», чтобы адресату не пришлось лишний раз переспрашивать.

2. Будь точен. Необходимо, чтобы сообщение не содержало неверной или непроверенной информации.

3. Будь честен. Не следует опираться на слишком свежие и непроверенные факты, чтобы аргументировать свою мысль.

4. Будь логичен. Сообщения воспринимаются и запоминаются лучше, если они хорошо продуманны и один тезис следует из другого.

5. Будь аккуратен. Перед отправлением любого сообщения следует проверить, присутствует ли вся информация, которая требуется адресату.

6. Будь краток. В мире, где время и внимание ценятся все больше и больше, данный параметр имеет значительную ценность.

7. Определяй временные рамки. Данный совет относится в первую очередь к сфере бизнес-коммуникации, когда говорящий вкратце рассказывает о презентации или докладе, которые он собирается представить вниманию аудитории.

8. Говори по делу. Необходимо помнить, что ваше сообщение должно быть рассчитано на определенного адресата. Использование не относящихся к делу данных только снижает эффективность взаимодействия, поскольку оба коммуниканта впустую тратят время.

9. Рассчитывай время. Сообщение не должно поступать ни слишком поздно, ни слишком рано. Нарушение данного правила является одной из причин неуспешной коммуникации.

10. Запрашивай ответ. Наличие обратной связи позволяет скорректировать и оптимизировать коммуникативную стратегию.

[82, c.44].

Итак, модель стратегической коммуникации позволяет общаться с высокой эффективностью. Рассмотрим пример модели стратегической коммуникации в сфере ведения переговоров разрешения конфликтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: