Общая фонетика Частная фонетика
ОписательнаяСопоставительная
Историческая
Общая фонетика – изучает то, что является общим для всех языков мира, то есть то, что свойственно звуковым системам всех языков. А именно: строение речевого аппарата человека и его использование при звукопроизводстве, классификация звуков, соотношение звуков и абстрактных фонетических единиц – фонем, закономерности изменения звуков в потоке речи, членение звукового потока на звуки, слоги и другие единицы.
Частная фонетика – изучает конкретные звуковые системы конкретных языков. Описательная фонетика – описывает звуковую систему языка на определённом этапе развития, то есть в синхронном плане (синхрония). Историческая фонетика – изучает звуковую систему с точки зрения её исторического развития и изменения (диахрония). Сопоставительная фонетика – это наука, изучающая звуковой строй языков в сопоставительном плане.
Фонетика включает в себя целый ряд научных дисциплин (разделов):
|
|
1) Собственно фонетика.
2) Акцентология – наука об ударении.
3) Интонология – наука об интонации.
4) Силлабика – наука о слоге и слогоделении.
5) Орфоэпия – наука о правилах произношения звуков и их сочетаний.
6) Фонология – это учение о фонеме.
Практическое значение фонетики неоспоримо. Ее достижения используются в самых различных областях:
1) в создании письменности для бесписьменных народов и в совершенствовании письменности и орфографии старописьменных языков;
2) в методике обучения чтению и письму;
3) в обучении произношению и орфографии неродного языка;
4) в обучении речи глухонемых и тугоухих (сурдопедагогика);
5) в решении ряда технических задач: а) в телефонии и радиотехнике при передаче речи по трактам связи; б) в кибернетике – для разработки проблем автоматизации управления производственными процессами при помощи речевых команд и т.п.
Устройство речевого аппарата:
Речевой аппарат включает (широкое понимание этого термина):
1) мозг (планирование речи);
2) органы производства звуков (органы говорения);
3) органы восприятия звуков (органы слуха).
Органы производства звуков (узкое понимание термина «речевой аппарат»)
Органы, не принимающие участие в образования звука, но поставляющие воздушную струю; служат лишь «точкой опоры» для активного органа. | Органы, участвующие в образовании звуков речи;выполняют те или иные движения, необходимые для произнесения звука |
Легкие Бронхи Трахея | Гортань Глотка (Глотка представляет собой часть пищеварительной трубки и дыхательной системы. Она располагается от основания черепа до VI - VII шейного позвонка и лежит позади гортани. Общая длина глотки взрослого человека около 12-14 см.) голосовые связки, полость носа язык, Группа губы органов зубы в полости нёбная занавеска. рта твердое небо |
Русские и латинские названия органов речи и их производные
|
|
Язык Губы Зубы Альвеолы Твердое нёбо Мягкое нёбо Язычок Нос Зев Гортань | lingua labia dentes alveoli (желобки) palatum velum (парус) uvula (виноградинка) nasum pharynx larynx | лингвистический лабиальный, лабиализованный дентальный альвеолярный палатальный велярный увулярный назальный фарингальный ларингальный |
Рассмотрим вкратце функции произносительных органов.
1.Голосовые связки, натягиваясь благодаря движению мускулов и хрящейгортани наподобие струн музыкального инструмента, приходят при прохождениивоздуха через голосовую щель в колебательное движение, создающеемузыкальный тон. Этот тон и называется голосом. 2. при образовании всех согласных (кроме гортанных) в разных точках полости рта (или глотки) или на выходе из полости рта возникает то или иное препятствие на пути воздушной струи. Это препятствие может носить разный характер: смычка (б, т); щель (ф, ш). В некоторых случаях возникающая преграда не преодолевается воздушной струёй, а обходится «кружным путем» (например, при произнесении [m] — через нос). 3. Наиболее активную роль при артикуляции большинства звуков играет язык — очень подвижный орган, способный принимать различные положения. - спинка языка поднимается к твердому нёбу, придавая согласному специфическую «окраску на i». Эту особенность артикуляции называют палатализацией (от лат. palatum 'твердое нёбо'), а соответствующие согласные — палатализованными. (все мягкие согласные) - при образовании русского твердого [1] имеет место веляризация (от лат. velum 'мягкое нёбо') (/к/, /г/, /х/) 4. Важным активным органом являются губы, особенно нижняя губа. Образуются лабиализованные звуки, например гласных [о], [u]; губно-губные (билабиальные) согласные — смычные, например [р], [Б], и щелевые, в частности [w], 5. Нёбная занавеска может принимать поднятое положение, закрывая проход в полость носа, либо, напротив, опускаться, открывая проход в носовую полость и таким образом подключая носовой резонатор. В этом последнем случае образуются носовые согласные, например [m] (как бы [b] + носовой резонанс), [n] (как бы [d] + носовой резонанс) и др.. 6. Активными органами в полости рта являются при произнесении некоторых звуков также язычок, например при произнесении язычкового (увулярного), или «картавого», дрожащего согласного (в транскрипции [R]), а в некоторых языках задняя стенка глотки—при произнесении глоточных (фарингальных) согласных, например глухого щелевого [h] в англ. house 'дом' или нем. Haus 'дом' и звонкого щелевого в укр. гора, 'гора'. Учитывая работу произносительных органов, необходимую для образования каждого звука, мы получаем артикуляционную классификацию звуков.Артикуляция звука и артикуляционная база языка.
Работа органов произносительного аппарата, необходимая для производства того или иного звука, называется его артикуляцией