К числу преступных посягательств в таможенной сфере относятся:
— контрабанда (ст. 188 УК РФ);
— незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);
— невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);
— невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ);
— уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).
Контрабанда представляет собой одно из самых распространенных преступлений, посягающих на порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Объект контрабанды — порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России.
Объективная сторона для квалификации преступления в области контрабанды по части 1 статьи 188 УК РФ - перемещение в крупном размере (если стоимость превышает 250 тыс. руб.) через таможенную границу России товаров или иных предметов (за исключением случаев, указанных в ч. 2 ст. 188 УК РФ). Особый порядок установлен для определения крупного размера перемещаемой физическими лицами наличной валюты.
Объективная сторона для квалификации преступления в области контрабанды по части 2 статьи 188 УК РФ - перемещение через таможенную границу предметов (независимо от их стоимости), в отношении которых установлен особый порядок перемещения либо изъятых из гражданского оборота (например, наркотических и психотропных веществ, их аналогов, стратегически важных сырьевых товаров и др.).
Способами контрабанды являются: перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.
Субъект контрабанды — лицо, достигшее 16 лет.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла.
Квалифицирующие признаки контрабанды (ч. 3 ст. 188 УК РФ): совершение деяния должностным лицом с использованием своего служебного положения; с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.
Особо квалифицирующий признак контрабанды (ч. 4 ст. 188 УК РФ) — ее совершение организованной группой.
Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники. В случае квалификации деяния по статье 189 УК РФ следует помнить, что субъектами преступления могут быть:
— лицо, наделенное правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, — руководитель юридического лица, созданного в соответствии с законодательством России и имеющего постоянное место нахождения на территории России;
— физическое лицо, имеющее постоянное место жительства и зарегистрированное на территории нашего государства в качестве индивидуального предпринимателя (примечание к ст. 189 УК РФ).
Субъектами рассматриваемого преступления могут быть также должностные лица (примечание к ст. 285 УК РФ) и лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях (примечание 1 к ст. 201 УК). Такие лица несут ответственность соответственно по статьям глав 30 и 23 УК РФ.
Деяние квалифицируется по статье 189 УК РФ при отсутствии в составе преступления признаков контрабанды (ст. 188 УК РФ) или государственной измены (ст. 275 УК РФ). Если лицо, совершившее подобное деяние, не наделено полномочиями по экспорту указанных предметов или оказания подобного рода услуг, его деяние квалифицируется в соответствии с другими статьями Уголовного кодекса РФ (например, статьей 275 «Государственная измена»).
Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран. В случае квалификации преступного посягательства по статье 190 УК РФ следует помнить об особенностях предметов такого преступления: они помещены под таможенный режим временного вывоза. Срок обратного ввоза устанавливается на основании договора между владельцем указанного предмета и Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия.
К числу предметов рассматриваемого преступления не могут быть отнесены культурные ценности, запрещенные к вывозу, поскольку фактический вывоз таких предметов будет квалифицироваться как хищение (ст. 164 УК РФ) либо как контрабанда (ст. 188 УК РФ).
Объектом данного посягательства выступает порядок осуществления валютных операций. Обязанность по возвращению средств в иностранной валюте (репатриации) предусматривается статьей 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Объективная сторона данного преступления аналогична объективной стороне административных правонарушений, ответственность за совершение которых установлена частями 4, 5 ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования».
Невозвращение денежных средств состоит в бездействии, т.е. в невыполнении обязанности перевести средства в иностранной валюте в уполномоченный банк или иному управомоченному субъекту. Невозвращение может быть сопряжено с действиями по укрытию валюты, однако их совершение не является обязательным для наступления ответственности.
Преступление является оконченным в момент невозвращения средств в иностранной валюте из-за границы.
Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, — преступление, объектом посягательства которого являются порядок уплаты таможенных платежей, а также финансовые интересы государства.
Следует помнить, что предметом преступления, квалифицируемого по статье 194 УК РФ, являются: единый таможенный платеж, уплачиваемый физическим лицом, либо таможенные пошлины и налоги, подлежащие уплате при коммерческом перемещении товаров и транспортных средств. Поскольку таможенные сборы уплачиваются до фактического оказания услуги, они, как правило, не являются предметом такого преступного посягательства.
В правоприменительной деятельности возникают вопросы квалификации и разграничения составов контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей. Позиция Верховного Суда РФ по данному вопросу отражена в пункте 22 постановления Пленума от 27 мая 2008 г. № 6 «О судебной практике по делам о контрабанде». Так, не образуют состава контрабанды и подлежат квалификации только по статье 194 УК РФ действия, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей, совершенные после принятия таможенным органом решения о выпуске товаров в свободный оборот. Например, использование ввезенных товаров на таможенной территории России вопреки условиям помещения этих товаров под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин либо возврат уплаченных сумм, или в случаях, когда способ получения от таможенного органа разрешения на выпуск товара и уклонения тем самым от уплаты таможенных платежей не связан с совершением действий, перечисленных в диспозиции части 1 ст. 188 УК РФ.
Преступные посягательства в области таможенного дела следует разграничивать с административными правонарушениями, квалифицируемыми по главе 16 КоАП РФ. Главным критерием разграничения преступных посягательств от административных правонарушений в области таможенного дела является вред, причиненный нарушением. Так, статья 188 УК РФ, предусматривающая ответственность за контрабанду, корреспондирует нормам КоАП РФ, например, частям 2 и 3 ст. 16.1 «Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу», частям 1 и 2 ст. 16.2 «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств». Правонарушение, совершенное указанными выше способами, будет квалифицироваться по статье 188 УК РФ лишь в случаях:
1) превышения стоимости товаров и транспортных средств 250 тыс. руб., за исключением перемещения наличной валюты физическими лицами;
2) при перемещении физическими лицами наличной валюты, общая стоимость которой превышает сумму, равную в эквиваленте:
а) при ввозе (10 тыс. долл. США + 250 тыс. руб.);
б) при вывозе (3 тыс. долл. США + 250 тыс. руб.)1;
3) если перемещаемые предметы входят в особый перечень товаров, закрепленный частью 2 ст. 188 УК РФ (наркотики, оружие и т.д.).
Объективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ) идентична объективной стороне административного правонарушения в области таможенного дела, квалифицируемого по статье 16.22 КоАП РФ «Нарушение сроков уплаты таможенных платежей». Если подобное деяние совершено в крупном размере, то лицо привлекается к уголовной ответствен Объективная сторона для квалификации преступления в области контрабанды по части 1 статьи Объективная сторона для квалификации преступления в области контрабанды по части 1 статьи ности.