Быть рядом, вместе, а не над, сверху

Самостоятельная музыкальная деятельность

Необходимое условие для формирования са­мостоятельной музыкальной деятельности до­школьников - это создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС – «музыкального уголка»), где дети могут по собственному желанию петь песни, ис­полнять несложные танцы, водить хороводы, слу­шать любимые произведения или подбирать простые мелодии на металлофоне.

Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду — один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными умения­ми и навыками, способностью переносить разнообразные музы­кальные действия в повседневную жизнь.

Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные му­зыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятель­ной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям.

В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические пособия и игры. Это еще одна из целей которой служат эти пособия и игры.

Однако говорить о самостоятельности музыкальных проявлений можно только в том случае, если они сформированы на определенном качественном уровне. Основным источником самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников являются музыкальные занятия, на которых ребенок получает первоначальные сведения о музыке, овладевает певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками, приемами игры на инструментах.

Необходимым условием для формирования самостоятельной музыкальной деятельности является создание определенный материальной среды:

«музыкальных уголков», «зон», «студий» и др. В таком «уголке» уже в средней группе должен быть набор следующих технических средств:

Проигрыватель, пластинки, настольно-печатные игровые пособия, инструменты (как озвученные, так и неозвученные, т. е. макеты, изготовленные воспитателями), кроме того, различные пособия-самоделки для проведения дидактических упражнений, хорошо иллюстрированные «нотные тетради», дирижерская палочка.

Руководство педагога, взрослого (старший дошкольный воз­раст) должно носить косвенный характер, чтобы поддержать инициативу детей, подсказать, как лучше выполнить задуман­ное, но не с помощью инструкций или прямого бесцеремонного вмешательства в их действия.

Быть рядом, вместе, а не над, сверху.

Известно, что само­стоятельные музыкальные действия детей выражаются в двух основных формах: сюжетно-ролевой игре и упражнениях ­дидактического типа. Поэтому очень важно предоставить детям необходимые пособия, оборудование, чтобы они могли воплотить свои игровые замыслы.

Ребенок должен, прежде всего, иметь желание выразить свое отношение к близким людям, окружающей действительности с по­мощью музыки: напевая, танцуя или подбирая простейшие мело­дии на детских музыкальных инструментах. Так, малыш, увидев бойкого воробья, может вспомнить русскую народную попевку «Андрей-воробей» и попытаться передать четкий ритмический ри­сунок молоточком на металлофоне; ребенок постарше, наблюдая за кружением осенних листьев, напевает песню М. Красева на слова М. Ивенсен:

Падают, падают листья — В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья по ветру вьются,летят.

Таких примеров можно привести множество, но подобное происходит только тогда, когда у детей воспитан интерес к музы­ке, желание музицировать и когда они владеют необходимыми музыкальными умениями и навыками: чисто интонируют, пластич­но, выразительно двигаются под музыку, умеют подбирать про­стейшие мелодии на детских музыкальных инструментах и т. д.

Взрослые обязаны поддержать ребенка, создать ему условия для творчества. Музыкальный руководитель, воспитатели должны не только продумывать репертуар и предоставлять детям музы­кальные инструменты, игрушки, пособия, но и научить способам самостоятельных действий, чтобы они смогли применить их в даль­нейшем. Одновременно нужно побуждать детей к само­обучению, предлагая им (с учетом интересов и возможностей) специальные задания типа: «Научись легко прыгать с ноги на но­гу», «Научись отбивать ритм песенки на барабане», «Выучи колы­бельную для куклы» и т. д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: