Самостоятельная музыкальная деятельность
Необходимое условие для формирования самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников - это создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС – «музыкального уголка»), где дети могут по собственному желанию петь песни, исполнять несложные танцы, водить хороводы, слушать любимые произведения или подбирать простые мелодии на металлофоне.
Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду — один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь.
Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям.
В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические пособия и игры. Это еще одна из целей которой служат эти пособия и игры.
Однако говорить о самостоятельности музыкальных проявлений можно только в том случае, если они сформированы на определенном качественном уровне. Основным источником самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников являются музыкальные занятия, на которых ребенок получает первоначальные сведения о музыке, овладевает певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками, приемами игры на инструментах.
Необходимым условием для формирования самостоятельной музыкальной деятельности является создание определенный материальной среды:
«музыкальных уголков», «зон», «студий» и др. В таком «уголке» уже в средней группе должен быть набор следующих технических средств:
Проигрыватель, пластинки, настольно-печатные игровые пособия, инструменты (как озвученные, так и неозвученные, т. е. макеты, изготовленные воспитателями), кроме того, различные пособия-самоделки для проведения дидактических упражнений, хорошо иллюстрированные «нотные тетради», дирижерская палочка.
Руководство педагога, взрослого (старший дошкольный возраст) должно носить косвенный характер, чтобы поддержать инициативу детей, подсказать, как лучше выполнить задуманное, но не с помощью инструкций или прямого бесцеремонного вмешательства в их действия.
Быть рядом, вместе, а не над, сверху.
Известно, что самостоятельные музыкальные действия детей выражаются в двух основных формах: сюжетно-ролевой игре и упражнениях дидактического типа. Поэтому очень важно предоставить детям необходимые пособия, оборудование, чтобы они могли воплотить свои игровые замыслы.
Ребенок должен, прежде всего, иметь желание выразить свое отношение к близким людям, окружающей действительности с помощью музыки: напевая, танцуя или подбирая простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах. Так, малыш, увидев бойкого воробья, может вспомнить русскую народную попевку «Андрей-воробей» и попытаться передать четкий ритмический рисунок молоточком на металлофоне; ребенок постарше, наблюдая за кружением осенних листьев, напевает песню М. Красева на слова М. Ивенсен:
Падают, падают листья — В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья по ветру вьются,летят.
Таких примеров можно привести множество, но подобное происходит только тогда, когда у детей воспитан интерес к музыке, желание музицировать и когда они владеют необходимыми музыкальными умениями и навыками: чисто интонируют, пластично, выразительно двигаются под музыку, умеют подбирать простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах и т. д.
Взрослые обязаны поддержать ребенка, создать ему условия для творчества. Музыкальный руководитель, воспитатели должны не только продумывать репертуар и предоставлять детям музыкальные инструменты, игрушки, пособия, но и научить способам самостоятельных действий, чтобы они смогли применить их в дальнейшем. Одновременно нужно побуждать детей к самообучению, предлагая им (с учетом интересов и возможностей) специальные задания типа: «Научись легко прыгать с ноги на ногу», «Научись отбивать ритм песенки на барабане», «Выучи колыбельную для куклы» и т. д.