Свобода в создании текстов появляется, когда ребенок может быстро создавать свои тексты в любой доступной текстовой среде и транслировать их с помощью средств коммуникации. С появлением такой свободы увеличивается мотивация ребенка к освоению родного языка и к созданию текстов, в частности. Быстрота и доступность создания письменных текстов обеспечивается наличием устойчивых навыков набора текста. Для их формирования существуют специальные инструменты – самоучители (тренажеры) клавиатурного ввода.
При использовании компьютера в начальной школе зачастую учащиеся не осваивают слепой клавиатурный набор. При этом они начинают набирать текст со скоростью, достаточной для большинства применений, осваивая примерное расположение клавиш за несколько (начиная с одного-двух) часов работы. Тем не менее, есть серьезные аргументы в пользу включения в программу первого класса освоения слепого клавиатурного письма:
· слепой десятипальцевый метод набора текста является для учащихся начальной школы более быстрым инструментом, чем «зрячий»; таким образом, он экономит время, затрачиваемое учащимися на выполнение классных и домашних работ;
|
|
· слепой десятипальцевый метод набора текста освобождает учащегося от дополнительной нервно-психической нагрузки, позволяет концентрироваться только на существе дела, «не задерживает мысль».
Отложив обучение слепому десятипальцевому методу набора текста на более поздний период и дав возможность учащимся активно и относительно эффективно использовать «зрячий» ввод, мы сильно снижаем шансы на освоение, в конечном счете, более эффективного и надежного «слепого».
Метапредметные результаты: овладение навыком ввода текста с клавиатуры.
Предметные результаты: освоение одного из видов письма – клавиатурного письма.
Предметные результаты в области ИКТ: приобретение устойчивого навыка слепого десятипальцевого клавиатурного ввода.
Мотивация и ценность для ребенка: возможность быстро и без усилий вводить текст в компьютер.
Инструмент: самоучитель (тренажер) ввода текста в компьютер.
При всем многообразии современных клавиатурных тренажеров, желательно, чтобы тренажер, используемый в образовательном процессе, отличался некоторыми возможностями, связанными с особенностями детского восприятия текстовой информации и перспективами использования навыка в предметных курсах начальной школы. Способы ввода текста должны позволять осуществлять:
· набор отдельных букв, а позднее и слов, словосочетаний и предложений под диктовку, с использованием «живой» картинки на экране (ребенку демонстрируется синхронная работа рук на клавиатуре компьютера);
|
|
· набор текста на клавиатуре вслепую (без подсказок расположения клавиш).
Способы предъявления текста для ввода в клавиатурном тренажере могут представлять собой:
- полный текст достаточно крупного размера шрифта, демонстрируемый на экране в ходе выполнения задания;
- бегущую строку (в каждый момент времени виден отдельный элемент текста – буква, слог, слово);
- картинки;
- слова с пропусками или ошибками – и те и другие требуют не автоматизированного, а осознанного набора букв.
Способы подсказки и самоконтроля:
· зажигающиеся клавиши и группы клавиш, отображение ошибок (возможно, зажигающиеся буквы) во введенном тексте;
· невозможность продолжить ввод, пока не нажата правильная клавиша;
· невозможность перейти к следующему заданию, если предыдущее выполнено с большим количеством ошибок.
Основная деятельность: обучение слепому десятипальцевому способу ввода текста.
Аттестация: выполнение тестового задания по набору текста фиксированного количества знаков за фиксированное время.
Модели деятельности: обучение слепому десятипальцевому клавиатурному вводу занимает фиксированное количество уроков, необходимое для изучения всех клавиш клавиатуры. Использование тренажера обеспечивает индивидуализацию учебного процесса. Обучение клавиатурному письму не заканчивается простым освоением правил набора и выполнением упражнений. Формирование устойчивого навыка требует выполнения большого количества упражнений по набору текстов, включающих полную клавиатурную раскладку, а также создание собственных текстов в любом доступном текстовом редакторе.