УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ»
Состав учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД):
- рабочая программа учебной дисциплины;
- конспект лекций по учебной дисциплине;
- методические рекомендации для проведения практических и семинарских занятий;
- средства диагностики по учебной дисциплине;
- методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине;
- индивидуальные задания;
- сведения по обеспечению студентов учебной и методической литературой.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Лекция № 1.
Введение в предмет
1.Цель и задачи курса, его связь с психолого-педагогическими науками.
2.Структура процесса технологии.
3.Роль предмета «Технология» в развитии личности и формировании универсальных учебных действий младших школьников
Во второй половине XIX века в России, так же, как во многих других странах мира, велись активные поиски содержания образования, путей его усовершенствования. Понимая, что крестьянские дети после школы все равно вернутся к жизни, наполненной тяжелым физическим трудом, лучшие российские педагоги были уверены, что задача школы - вносить в житейский труд силу развитой мысли. Предпринимались и попытки профессионализации народной школы. При начальных училищах по требованию местных обществ и земств создавались классы, где учащиеся получали начальную ремесленную подготовку.
|
|
Однако прогрессивные деятели отечественного образования все активнее развивали идею педагогического использования практических видов труда. На педагогических съездах и семинарах того времени подчеркивалось, что основная задача школьных занятий ручным трудом - не обучение ремеслу, а достижение подлинных образовательных целей. Фактически все наиболее видные российские педагоги провозглашали эти идеи в своих трудах и естественнонаучного направления в отечественной психологии И. М. Сеченова (1829-1905). Им, в частности, было доказано, что развитие интеллекта начинается с накопления опыта практических действий в предметном мире. Тем самым были выявлены реальные корни умственных операций, которые индивид первоначально осваивает в форме предметного мышления и лишь после этого в форме абстрактного познания.
Одним из первых российских педагогов, провозгласивших необходимость активного включения практических видов деятельности в учебно-воспитательный процесс, был К. Д. Ушинский (1824-1870). Он утверждал, что программа начальной школы должна включать элементы обучения ручному труду.
|
|
В.И. Водовозов (1825-1883) - педагог, методист по русской словесности и начальному обучению - был одним из основоположников развивающего обучения. Он предусматривал, что школа должна давать не отвлеченные понятия, а реальные стремились реализовать их в учебной практике. В 1910-1911 гг. Московским и Петербургским городскими училищными советами и другими ведомствами были разработаны новые программы для начальной школы. В них впервые ставилась цель - сообщить учащимся начальной школы минимум реальных знаний. Предлагалось преподавать пение, рисование, черчение, труд, гимнастику, правда, при наличии на них средств.
Таким образом, наиболее заметное место предметно-практическим видам занятий отводилось в педагогических системах прогрессивных отечественных ученых-педагогов и в их авторских школах. Кроме специальных уроков труда, в них широкое распространение получил «предметный метод обучения», в котором соединялись наглядно-действенные, наглядно-образные и абстрактные формы познания. Все это свидетельствует о глубоком научном понимании отечественной педагогической наукой роли предметно-практической деятельности в образовательном процессе.
В образование детей знати и высоких социальных сословий практический труд также включался очень широко. Его учебно-воспитательный смысл при этом трактовался аналогично мануалистическому и социально-творческому направлениям в европейской педагогике, о которых мы уже упоминали. Дети дворян, особенно девочки, обучались в учебных заведениях самым разным видам рукоделия, которые обеспечивали им в дальнейшем грамотное ведение домашнего хозяйства, а также возможность организовывать разнообразный и творческий досуг и проявлять творчество и индивидуальность. Разумеется, обучение рукоделию в основном велось в отрыве от преподавания основ наук.
С возникновением новой политической системы в стране (после 1917 г.) трудовое обучение вводилось в учебные планы в соответствии с задачами политехнического обучения и трудового воспитания подрастающего поколения. Наиболее известными были модели трудовых школ, предложенные С. Т. Шацким и П. П. Блонским. По мнению С. Т. Шацкого, важнейшими элементами новой системы образования должны стать производительный труд, игра, художественные занятия, организация социальной жизни детей, а важнейшими принципами - опора на личный опыт и интересы ребенка, самодеятельность и саморазвитие. П. П. Блонский был убежден в необходимости индустриальной трудовой школы, путь к которой состоит из нескольких этапов: детской общины, «фабрики-школы», «дома юношества» и «мастерской».
Первые советские документы о школе во многом были выдержаны в духе наиболее актуальных для своего времени педагогических идей. Теоретически они провозглашали новые подходы к использованию труда в образовании. Первая программа трудового обучения была разработана комиссией Комиссариата народного просвещения в 1919 году и называлась «Примерная программа ручного труда для 1-5 классов». Эта программа включала виды труда, характерные для предреволюционного периода (картонаж, обработка древесины и металлов и др.). В объяснительной записке к программе проводились идеи развивающего значения практического труда, указывалось, что ручной труд в школе следует резко отграничивать от ремесленного обучения, что, разумеется, было весьма прогрессивным. Однако реальная жизнь, в которой складывалась новая система образования, к сожалению, не всегда позволяла воплотить эти идеи на практике. Школа не могла существовать вне рамок реальной политики и идеологии государства, что очень скоро проявилось именно применительно к включению практического труда в школьное образование. На педагогических концепциях не могла не сказаться характерная для большевистской идеологии фетишизация труда как универсального воспитательного средства. Высказывались различные точки зрения на принципы, содержание и методы работы единой трудовой школы, но главная ее задача все-таки заключалась в воспитании трудолюбивых и Между тем в новых социально-экономических условиях деятельность человека в системе «человек - машина» приобрела опосредованный характер, проявляющийся не столько в прямом контакте и обслуживании машин, сколько в проектировании, наладке программ и т. п. Сегодня следует говорить о заметной интеллектуализации производительных сил, и новый социальный заказ в данной области состоит в подготовке творческой, свободно мыслящей личности, у которой отсутствует установка на технологический стереотип.Вместе с тем настоящий смысл уроков трудового обучения (технологии) в общеобразовательной школе остается еще во многом нераскрытым. Обществу необходимо радикально пересмотреть многие укоренившиеся штампы в отношении к этому предмету. С учетом возрастающего внимания к личности требуется включение тех механизмов практического труда, которые исторически сложились в прогрессивных педагогических системах, но до сих пор не были востребованы отечественной системой образования.
|
|
В настоящее время складывается новая модель отечественной трудовой школы, использующей различные виды труда в качестве средства развития и социализации личности с целью обеспечения теоретической и практической допрофессиональной подготовки учащихся. Одним из перспективных компонентов этой модели может стать современный курс трудового обучения, построенный на основе дизайнерского образования учащихся, который мы будем рассматривать далее.
Между тем в новых социально-экономических условиях деятельность человека в системе «человек - машина» приобрела опосредованный характер, проявляющийся не столько в прямом контакте и обслуживании машин, сколько в проектировании, наладке программ и т. п. Сегодня следует говорить о заметной интеллектуализации производительных сил, и новый социальный заказ в данной области состоит в подготовке творческой, свободно мыслящей личности, у которой отсутствует установка на технологический стереотип.
|
|
Политические, экономические и социальные изменения, произошедшие в России в 80-90-х гг. XX века, не могли не отразиться и на структуре отечественного образования. Примерно с середины 90-х годов в распоряжении учителя имеется целый спектр новых авторских (так называемых, «альтернативных») программ по трудовому обучению (технологии). Считается, что они предоставляют педагогу право выбора наиболее подходящего для него варианта.
Вместе с тем настоящий смысл уроков трудового обучения (технологии) в общеобразовательной школе остается еще во многом нераскрытым. Обществу необходимо радикально пересмотреть многие укоренившиеся штампы в отношении к этому предмету. С учетом возрастающего внимания к личности требуется включение тех механизмов практического труда, которые исторически сложились в прогрессивных педагогических системах, но до сих пор не были востребованы отечественной системой образования.
Использованная литература
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие/ под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2007. – 270с. – 2 шт.
2. Конышева, Н. М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнообразования: учеб. пособие / Н. М. Конышева. – М.: Академия, 1999. – 192 с. – 5 шт.
3. Кругликов, Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.И. Кругликов. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с. https://cloud.mail.ru/public/3ysk/iv4z7ZACH
30. Толстова, О.С. Педагогические технологии: учеб. пособие / О.С. Толстова. – Кинель: РИО СГСХА, 2016. – Ч.1. – 131 с. https://cloud.mail.ru/public/Ged5/BdUKXwKd2
31. Государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: текст с изменениями и дополнениями на 2011 г./М-во образования и науки Рос. Федерации. - Москва: Просвещение,2011.