Преемственность примерных и вариативных программ дошкольного образования в части математического развития и программы по метаматематике для начальной школы

 

Концепция развития математического образования в РФ предусматривает осуществление преемственности программ дошкольного и начального общего образования в области математики.

Примерная программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся УУД при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

Задание 3: На основе анализа Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (сост. Е.С. Савинов, 2011 г, стр. 113, п. 4.5) выделите причины возникновения проблем преемственности и особенности обеспечения преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

[ Ответ:

1. Причины возникновения проблем преемственности:

- недостаточно плавное (скачкообразное) изменение методов и содержания обучения, которое приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у обучающихся;

- недостаточная готовность (физическая и психологическая) обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

2. Особенности обеспечения преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию:

- учет физической готовности, которая определяется состоянием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелости организма ребенка (развитие анализаторов, нейродинамические свойства (скоростные характеристики нервной системы, ее уравновешенность, подвижность, динамичность и др.), развитие речевого аппарата, развитие мышечного аппарата, работоспособность-утомляемость);

- учет психологической готовности, которая предполагает сформированность психологических способностей и свойств, обеспечивающих принятие ребенком новой социальной позиции школьника; возможность выполнения им учебной деятельности (под руководством учителя и затем самостоятельно); усвоение системы научных понятий, освоение ребенком новых форм кооперации и учебного сотрудничества в системе отношений с учителем и одноклассниками;

- учет уровня сформированности базовых математических понятий, необходимых для освоения начального курса математики.

Формирование фундамента готовности перехода к обучению на ступени начального общего образования должна осуществляться в рамках специфически детских видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр.

]

4. Цели и задачи обучения математике в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования. Содержание и особенности построения начального курса математики

Рассматривая методику обучения математике как науку, выделяют:

- круг проблем, которые она призвана решать:

1. «Зачем обучать?» (Какова цель обучения математике младших школьников?).

2. «Чему обучать?» (Каким должно быть содержание математического образования в соответствии с поставленными целями?).

3. «Как обучать?»

а) В какой последовательности расположить вопросы содержания, чтобы учащиеся могли сознательно усваивать их;

б) Какие способы организации деятельности учеников следует применять для того, чтобы они эффективно усваивали отобранное содержание, т.е. какие целесообразно применять методы, средства и формы обучения;

в) Как обучать детей с учётом их психологических особенностей? Т.е. как в процессе обучения математике наиболее полно и правильно использовать закономерности восприятия, памяти, мышления, внимания младших школьников?

- объект исследования (ОИ);

Объект исследования – процесс обучения математике, в котором можно выделить четыре основных компонента: цель, содержание, деятельность учителя, деятельность учащихся. Все эти компоненты находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности, т.е. образуют систему, в которой изменение одного из компонентов вызывает изменение других.

- предмет исследования (ПИ).

Предметом исследования может являться каждый из компонентов этой системы, а также те взаимосвязи и соотношения, которые существуют между ними.

Таким образом, методика обучения математике в начальных классах – это наука, которая с одной стороны, обращена к конкретному содержанию, отбору и упорядочиванию его в соответствии с поставленными целями обучения, с другой, – к человеческой деятельности (учителя и ученика), к процессу усвоения этого содержания, управление которым осуществляет учитель.

Основная цель методики обучения математике в начальных классах – выявить закономерности процесса обучения математическому содержанию, обобщить важнейшие факты о нём, и на этой основе дать конкретные рекомендации практике обучения, обеспечивающие её высокую эффективность.

В основе методики обучения любому учебному предмету, в том числе и математике, лежит определённая методическая система, которая включает в себя ряд взаимосвязанных элементов: Цели (Зачем учить?)


Содержание (Чему учить?) Методы (Как учить?)

 

 
 


Средства обучения Формы организации

(При помощи чего учить?) (Каковы формы организации

познавательной деятельности на уроке

и каковы формы внеурочной деятельности?)

Понимание и учёт связей между элементами системы во многом определяют уровень методического мастерства учителя и возможность творческого решения возникающих в практике вопросов.

Рассмотрим I компонент методической системы:

Цель обучения математике в начальных классах – обеспечение планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных). Реализация сформулированной цели осуществляется в процессе решения следующих групп задач:

· воспитательных (сформулированных на основе личностных планируемых результатов);

· развивающих (сформулированных на основе метапредметных планируемых результатов);

· образовательных (сформулированных на основе предметных планируемых результатов).

[

Из лекции Е.М. Колпащиковой:

Связь универсальных учебных действий с содержанием предмета «Математика»:

• основа развития у обучающихся познавательных действий, в первую очередь логических и алгоритмических, включая знаково-символические,

• планирование (последовательности действий по решению задач),

• систематизацию и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой,

• моделирование,

• дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматику,

• формирование элементов системного мышления и приобретение основ информационной грамотности. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия

• учащийся должен осваивать системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения, так и для его социализации.

]

Рассмотрим II компонент методической системы:

Задание 4: На основе анализа содержания математического образования в начальной школе, отраженного в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения (сост. Е.С. Савинов, 2011 г, стр. 137, п. 5.2.4) выделите основные содержательные линии обучения математике в начальном школьном образовании.

[ Ответ:

Содержательно-методические линии обучения в начальной школе:

- арифметическая (числа и величины)

- алгебраическая

- геометрическая (Геометрические фигуры и пространственные отношения)

На пропедевтическом уровне рассматриваются функциональные зависимости, элементы логики и комбинаторики.

]

Задание 4: На основе анализа учебников математики для начальной школы авторов М.И. Моро выделите особенности построения начального курса математики.

[ Ответ:

Особенности построения начального курса математики

1. Курс концентрический (выделяют концентры: «Десяток», «Сотня», «Тысяча», «Многозначные числа»).

2. Курс синтетический, интегрирующий арифметический материал, элементы алгебры и геометрии, наряду с которыми рассматриваются величины и дроби.

3. Вопросы теории и практики органически связаны.

4. Математические свойства, закономерности рассматриваются в их взаимосвязи (взаимосвязь между компонентами и результатом действий: если слагаемое увеличить на несколько единиц, то и значение суммы увеличится на несколько единиц – могу прибавлять к первому или ко второму слагаемому – основу составляет сочетательное свойство сложения).

5. Каждое понятие получает своё развитие (расширение содержания данного понятия: арифметические действия, геометрическая фигура – уровень узнавания, затем его элементы, расширяем круг его свойств, даем определение).

6. Сходные (вычислительные приемы, например □±2 – прием «по частям») или взаимосвязанные вопросы (действия сложение и вычитание – на одном уроке, чтобы избежать путаницы) рассматриваются в сравнении.

]

 

5. Программы и учебно-методические комплекты по математике для начальной школы

 

На основе Примерной программы разрабатываются авторские программы по учебным предметам. В начальной школе реализуются те авторские программы, которые соответствуют ФГОС НОО и рекомендованы Министерством образования РФ. В настоящее время существуют целый ряд авторских программ и соответствующих им УМК.

 

Каждая авторская программа отличается подходами к раскрытию содержания:

· логикой построения содержания;

· специфическими видами упражнений;

· наличием (отсутствием) диалога с дополнительными персонажами – участниками учебной деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: