Лекция
1. Понятие «образование», его многоаспектность.
2. Образование как социальное явление, как важнейшее условие развития культуры и современной цивилизации.
3. Система образования в РФ.
1. В современной педагогической науке категория образования рассматривается как система ценностей, система, процесс и результат, а вследствие этого, имеет четыре аспекта: образование как ценность, как система, как процесс и как результат.
Образование может носить государственный, общественный, личностный характер. Результат образования многозначен и может предполагать грамотность, образованность, профессиональную компетенцию, менталитет. Где грамотность – не просто умение читать, писать и считать, но и прежде всего подготовленность к дальнейшему развитию своего образовательного потенциала. Образованность – это грамотность, приведенная в степень необходимого максимума для конкретного человека, личности. Профессионализм – определенный уровень образования, именно профессионального образования, личный опыт, а также индивидуализм, индивидуальные особенности и способности человека, его стремление к самообразованию и самосовершенствованию, творческое отношение к делу. Менталитет – это глубинные, духовно-нравственные, культурные и мировоззренческие ценности индивидуального и общественного поведения, высшая ценность образования.
|
|
Различные трактовки понятия образования не противоречат, а дополняют, совершенствуют друг друга и характеризуют образование как целенаправленный процесс обучения для достижения результата развития личности.
Под образованием в широком смысле слова понимается процесс вочеловечения индивида, преобразование биологического естества человека в зрелую личность, раскрывающую свои идеальные способности в трудовых и творческих процессах, благодаря которым облагораживается и преобразуется окружающий мир.
В этом смысле образование личности понимается как обретение образа, складывание, становление, развитие личности и далее – как огранка неповторимых индивидуальных черт. Поэтому процесс образования может длиться всю жизнь.
В последнее время всё чаще под образованием понимают восхождение ко всеобщему (т.е. ценному для всех людей вообще и для каждого человека в отдельности).
П.Г. Чернышевский под образованием понимал и обучение, и органически связанное с ним и вытекающее из него воспитание личности и писал: «Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова».
П од образованием будем понимать овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие.
|
|
В данном случае это понятие обозначает те результаты, которых добивается личность в своем развитии в процессе учебно-воспитательной работы.
Чтобы увидеть многоаспектность, многогранность понятия "образование", рассмотрим его в комплексе:
1. С позиций учебно-воспитательного аспекта:
· Полученные знания, умения и навыки.
· Приобретенная воспитанность.
· Развитые личностные качества.
· Сформированное мировоззрение.
· Социализация.
2. С позиций аксиологически-целевого аспекта:
2.1. На государственном уровне:
· 2.1.1. Нормативно-правовая основа образовательной сферы.
· 2.1.2. Императивы к образовательной сфере:
o нравственно-эстетические;
o социально-политические и идеологические;
o научно-технические;
o экономические;
o экологические;
o здоровьесберегающие.
2.2. На личностном уровне:
· Внутренняя мотивационная составляющая.
· Внешняя мотивационная составляющая.
· Средство для становления личности.
3. С позиций процессуально-деятельностного аспекта:
· 3.1. Организационные формы педагогического процесса.
· 3.2. Средства учебно-воспитательного процесса.
· 3.3. Педагогические технологии:
o Система целеполагания.
o Проектирование и планирование учебно-воспитательной деятельности.
o Трансформация научных знаний в содержание образовательных областей.
o Интеграция содержания образовательных областей.
o Выбор оптимальных организационных форм, методов и средств учебно-воспитательной деятельности (в том числе и компьютерных, и здоровьесберегающих).
· 3.4. Реализация учебно-воспитательной деятельности на уроке и во внеурочное время.
· 3.5. Рефлексия учебно-воспитательной деятельности.
· 3.6. Управленческие технологии.
4. С позиций комплексного аспекта:
· Образовательные учреждения различного типа и их хозяйство.
· Материальные средства обучения-воспитания.
· Содержание обучения-воспитания.
· Научно-методологическая компонента учебно-воспитательного процесса.
· Информационные технологии.
· Кадры для реализации учебно-воспитательного процесса.
· Технологии управления в системе образования и его кадровое обеспечение.
· Нормативно-правовая основа образовательной деятельности.
2. Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием.
Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть, прежде всего, социальное явление.
Образование как социальное явление – это социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества через овладение определенными знаниями, умениями, навыками, идейно-нравственными ценностями и нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.
|
|
Как и всякий социальный институт, институт образования складывался на протяжении длительного периода исторического развития и принимал различные исторические формы.
На начальных этапах человеческой истории образование было вплетено в систему общественно-производственной деятельности. Функции обучения и воспитания, передачи культуры от поколения к поколению осуществлялись всем взрослым населением непосредственно в ходе приобщения детей к выполнению трудовых и социальных обязанностей.
Расширение границ общения, развития языка и общей культуры привело к увеличению информации и опыта, подлежащего передаче подрастающему поколению. Однако возможности его освоения были ограничены. Это противоречие разрешалось путем создания социальных структур, специализирующихся на накоплении и распространении знаний — института образования. Историки свидетельствуют, что уже в условиях первобытно-общинного строя в каждом племени создавались специальные школы, в которых наиболее знающие люди передавали молодым знания и опыт племени, знакомили их с обрядами и преданиями, посвящали в искусство магии и колдовства.
Возникновение частной собственности, выделение семьи как экономической общности людей привели к обособлению обучающих и воспитательных функций и переходу от общественного образования к семейному, когда в роли педагога стала выступать не община, а родители. Главной целью образования стало воспитание хорошего хозяина, наследника, способного сохранять и умножать накопленное родителями имущество как основу семейного благосостояния.
Однако уже мыслители древности осознавали, что материальное благополучие отдельных граждан и семей зависит от могущества государства. Последнее может быть достигнуто не семейными, а общественными формами образования. Так, древнегреческий философ Платон, например, считал обязательным для детей правящего класса получение образования в специальных государственных учреждениях. Главная цель образования состояла в воспитании сильных, выносливых, дисциплинированных и искусных воинов, способных самоотверженно защищать интересы рабовладельцев.
|
|
Нужно отметить, что сила Спарты и Афин во многом была обусловлена сложившимися в них системами образования, которые обеспечивали высокий уровень культуры населения. Существование наряду с семейным государственных, храмовых и других форм образования было характерным для многих рабовладельческих обществ.
Таким образом, произошло выделение из единого процесса воспроизводства общественной жизни духовного воспроизводства – образования, осуществляемого с помощью обучения и воспитания в приспособленных для этих целей учреждениях. Это означало и переход от неинституциональной социализации к институциональной.
Усложнение общественной жизни и государственного механизма требовало все больше образованных людей. Их подготовкой стали заниматься городские школы, которые были независимы от церкви. В XII - XIII вв. в Европе появились университеты, достаточно автономные по отношению к феодалам, церкви и городским магистратам. Они готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, секретарей и государственных чиновников.
Возросшие социальные потребности в образованных людях привели к отказу от индивидуального обучения и переходу к классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской – в университетах.Применение этих систем обеспечило организационную четкость и упорядоченность образовательного процесса, позволило передавать информацию одновременно десяткам и сотням людей. Это повысило эффективность образования в десятки раз, оно стало значительно доступнее для большинства населения.
Развитие образования в докапиталистическую эпоху было обусловлено потребностями торговли, мореплавания, промышленности, но до сравнительно недавнего времени оно не оказывало существенного влияния на производство и экономику. Многие прогрессивные мыслители видели в образовании лишь гуманистическую, просветительскую ценность. Положение стало меняться по мере того, как крупная машинная индустрия потребовала смены старого способа производства, стереотипов мышления и систем ценностей. Развитие математики, естествознания, медицины, географии, астрономии и навигации, инженерного дела, необходимость широкого использования научного знания пришли в противоречие с традиционным, преимущественно гуманитарным, содержанием образования, в центре которого было изучение древних языков. Разрешение это го противоречия связано с возникновением реальных училищ и технических школ, высших технических учебных заведений.
Объективные требования производства и борьба трудящихся за демократизацию образования уже в XIX в. привели к тому, что в наиболее развитых странах были приняты законы об обязательном начальном образовании.
В 30-е годы XX века для успешного овладения рабочими специальностями потребовалось уже среднее образование. Это проявилось в увеличении сроков обязательного обучения в школе, расширении школьных программ за счет естественнонаучных дисциплин, отмене в ряде стран платы за начальное и среднее школьное образование. Неполное, а затем полное среднее образование становится основным условием воспроизводства рабочей силы.
Вторая половина XX в. характеризуется небывалым охватом детей, молодежи и взрослых различными формами образования. Это период так называемого образовательного взрыва. Такое стало возможным потому, что автоматы, придя на смену механическим машинам, изменили положение человека в производственном процессе. Жизнь поставила вопрос о работнике нового типа, гармонично сочетающем в своей производственной деятельности функции умственного и физического, распорядительского и исполнительского труда, постоянно совершенствующем технологию и организационно-экономические отношения. Образование стало необходимым условием воспроизводства рабочей силы. Человек, не имеющий образовательной подготовки, сегодня фактически лишен возможности получить современную профессию.
Таким образом, выделение образования в специфическую отрасль духовного производства отвечало историческим условиям и имело прогрессивное значение.
В современном мире институт образования имеет огромную социальную ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества в решающей мере зависит от уровня развития этого социального института. Те страны, руководство которых своевременно осознало важность развития института образования, достигли высокого уровня развития и занимают господствующие позиции в современном мире.
3. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов:
- дошкольные;
- общеобразовательные;
- учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);
- учреждения дополнительного образования;
- другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.
Таким образом, образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование, образовательные учреждения которой могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Все они имеют право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад, начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.
Виды образования:
Общее образование
Дошкольное образование
Начальное общее образование
Основное общее образование
Среднее (полное) общее образование
Дополнительное образование детей
Профессиональное образование
Начальное профессиональное образование
Среднее профессиональное образование
Высшее профессиональное образование
Бакалавриат
Магистратура
Послевузовское профессиональное образование
Аспирантура
Докторантура
Повышение квалификации
Второе высшее образование
Переподготовка
Профессиональная подготовка
Дошкольное образование России располагает следующими видами дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей. Основная задача дошкольных учреждений заключается во всестороннем развитии детей, укреплении их здоровья, привитии элементарных трудовых навыков, эстетическом воспитании и подготовке к обучению в школе.
Среднее (школьное) образование. Общее среднее образование является центральным звеном системы образования в Российской Федерации которое включает в себя: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; лицеи; вечерние школы; образовательные учреждения типа интернатов; специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; внешкольные образовательные учреждения (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.).
Начальная ступень школы. Традиционно это школа элементарной грамотности, постижения детьми 7-11 лет умений чтения, письма, счета, формирования у них связной и выразительной устной и письменной речи, школа начальных знаний об окружающем мире, о природе, о нормах и правилах человеческого общежития. Ребенок в этом возрасте впервые делает шаг в мир взрослой культуры и отношений.
Основное общее образование. Это школа для детей 12-15 лет. В этом возрасте закладывается личная система ценностей, проверяется и заново опробуется собственный личностный потенциал, осознаются неповторимые качества собственного характера.
Полное общее образование. Период ранней юности – возраст 15-18 лет. В эти годы молодые люди, юноши и девушки, заканчивают обучение в школе и вплотную подходят к необходимости выбора профессии, а также к созданию своей собственной семьи. Эти два ведущих мотива должна учитывать школа полного общего образования.
Детские внешкольные образовательно-воспитательные учреждения. На сегодняшний день успешно функционирует сеть спортивных, музыкальных школ, школ художественного творчества, где дети имеют возможность развивать свои природные дарования.
Система профессионального образования. В соответствии с Законом «Об образовании» вслед за получением основного общего образования каждому жителю нашей страны предоставляется возможность получения профессионального – основного и дополнительного образования, которое включает в себя следующие ступени: начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование и послевузовское профессиональное образование. Для этой цели предназначены следующие типы учебных заведений: лицеи, училища, колледжи, институты, университеты, академии.
Содержание образования, согласно ст. 14 гл. 2 Закона, должно на этом этапе обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, воспитание и развитие кадрового потенциала общества.