Профессиональная реабилитация инвалидов — это комплекс мероприятий по восстановлению трудоспособности
инвалида в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда (профориентация, профессиональное образование, профессионально-производственная адаптация, рациональное трудоустройство).
Для обеспечения социальной защиты населения государственной службой занятости проводятся специальные мероприятия по обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в том числе инвалидов.
Состав обращающихся в службу занятости инвалидов разнообразен как по заболеваниям и ограничениям в труде, так и по возрасту, профессиональной подготовке, длительности безработицы. Инвалиды не выдерживают конкуренции на рынке труда. Некоторые из них неадекватно оценивают свое положение, предъявляют завышенные или заниженные требования к будущему месту работы. Зачастую обращающиеся в службу занятости в целях поиска подходящей работы граждане, имеющие показания к труду, одновременно имеют низкую мотивацию на реальное трудоустройство.
|
|
Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации инвалидов проводятся с учетом медицинских рекомендаций. Перед направлением на обучение специалисты службы занятости проводят профессиональный отбор, психологическое консультирование, при необходимости индивидуальное тестирование. С образовательными учреждениями заключаются договоры по обучению инвалидов профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда. Обучение инвалидов проводится с последующим трудоустройством под имеющиеся вакансии, под бронирование рабочего места или для занятия предпринимательской деятельностью.
При этом специальные вакансии для инвалидов работодатели в службу занятости предоставляют редко. Организация рабочих мест для инвалидов и показанных им условий труда предполагает существенные финансовые затраты работодателей. Поэтому работодатели пока не готовы трудоустраивать на работу инвалидов и создавать им особые (специальные) условия труда и принимают их на малозатратные и низкооплачиваемые работы (сторож, вахтер, подсобный рабочий и пр.).
Для работы с инвалидами служба занятости предпринимает меры для привлечения в сферу предпринимательства и самозанятости. Решением многих проблем трудоустройства инвалидов может стать квотирование рабочих мест. Организация сотрудничества службы занятости и общественных объединений инвалидов будет способствовать боле эффективному включению граждан с ограниченными возможностями в профессиональную деятельность.
|
|
В условиях новых рыночных отношений актуальность профориентации возрастает:
- повышается потребность личности в оптимальном профессиональном самоопределении; рынок диктует новые требования к подготовке и переподготовке кадров; отсутствие действенного механизма координации развития различных отраслей, регионов, предприятий и организаций различной формы.
16. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
Профессиональная ориентация – это система научно-практической деятельности общественных институтов (семья, школа, предприятие, организация, начальные, средние и высшие профессиональные учебные заведения, центры профориентации, служба занятости населения и др.), занимающаяся формированием у школьников профессионального самоопределении и стремления быть конкурентоспособным. Она, как система динамическая имеет два уровня: общественный и личностный.
Движущей силой управления профессиональной ориентацией выступает потребность личности в достижении заданной цели, т.е. профессиональное самоопределение.
Основными принципами управления профориентацией являются: конкретность; оптимальность и эффективность; обратная связь; комплексность и системность; иерархичность; интеграция; профориентационные воздействия; научность.
Принцип интеграции связан с активизацией профориентационных воздействий на сознание, мотивы, склонности, эмоциональную сферу школьников, накопление им социального опыта, приобретение определенных знаний, умений по овладению будущей профессией, с максимальным использованием своих творческих возможностей.
Принцип комплексного подхода означает система профориентационных воздействий, которая предполагает единство целей профориентации и направлений ее воздействия: взаимосвязь управления и самоуправления; учет основных факторов, внешних и внутренних, влияющих на профессиональное самоопределение школьников; планирование и координацию всех средств профориентации; охват системой профориентационных воздействий всех учеников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; взаимодействие сознания и чувств учащихся, их собственного опыта в приобретении знаний о мире профессий, пробы сил в будущей профессиональной деятельности; систематический анализ результатов профориентационного процесса и корректировку управления им с учетом тех задач, которые были поставлены.
Принцип научности заключается в построении всей системы управления профессиональной ориентацией школьников на новейших данных науки управления с использованием достижений научно-технического прогресса, предполагает критическую оценку эффективности принимаемых решений, своевременное вскрытие противоречий, возникающих в процессе профессионального самоопределения учащихся, нахождение действенных способов их разрешения.
Принцип иерархичности включает многоступенчатые и многоуровневые системы, которые делятся на элементы (звенья и ступени). Каждая ступень (уровень) управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.