Восточные славяне в IV-IXвв. Формирование основ государственности

Славяне (дословно — ясно говорящие, владеющие словом) являются коренным населением Европы. Современные славянские языки традиционно принято делить на три группы: восточнославянские — русский, украинский и белорусский; западнославян­ские — польский, чешский, словацкий и язык лужицких сербов; южнославянские — болгарский, македонский, сербский, хорватский (сербскохорватский), словенский и другие. Славянские языки принадлежат к индоевропейской языковой семье, в которую входят также языки германские (немецкий, английский, скандинавские и др.), балтийские (латышский, литовский); кельтские (ирландский и др.); романские (французский, итальянский, испанский и др.); греческий, албанский, армянский, иранские (персидский, таджикский, осетинский и др.); языки многих народов Индии.

В науке вопрос о происхождении славян относится (с числу дискуссионных, не существует общепринятой точки зрения. По одной из наиболее распространенных теорий первой археологической культурой, с которой можно достоверно связывать предков славян — праславян, является культура подклошевых погребений сложившаяся в V — IV вв. до н. э. в южных и центральных районах современной Польши.

В конце II в. до н. э. на этой территории и несколько западнее формируется пшеворская археологическая культура, население восточной части которой достаточно определенно относится учеными к праславянским. В течение веков представители пшеворской культуры мигрировали на восток: в Поднестровье, на Волынь и далее до Днепра. Здесь была сформирована черняховская археологическая культура (III — началV вв.), охватившая огромную территорию лесостепи и степи от Левобережья Днепра до Нижнего Подунавья. Черняховская культура являлась полиэтнической по своему составу: наряду с праславянами на этой территории расселились ираноязычные сармато-аланы, фракийцы, пришедшие в конце II в. в Северное Причерноморье из Нижнего Повислья германские племена готов, гепидов и др. Наконец, как указывалось выше, в конце IV в. в причерноморские степи вторглись гунны и нанесли серьезный урон населению, но не уничтожили его.

К VI в. на основе пшеворской и Черняховской культур складываются две уже достоверно славянские археологические культуры: пражско-корчакская и пень-ковская. Наступает так называемая эпоха Великого переселения славян.

В VI — начале VII вв. территория пражско-корчак-ской культуры протянулась широкой полосой от Правобережной Киевщины до Верхней Эльбы, на юге достигая Среднего и Нижнего Подунавья, а пеньковской культуры заняла земли от Нижнего Дуная до бассейна Дона, вплоть до его устья. С пражско-корчакской культурой связывается раннесредневековая группировка славяноязычного населения с самоназванием словене («ясно, понятно говорящие»), с пеньковской — группировка с самоназванием анты. Археологические данные хорошо согласуются со сведениями письменных источников: греческий хронист Прокопий Кесарийский и готский историк середины VI в. Иордан первыми указывали, что склавины (славяне) занимают земли между низовьями Дуная, Днестром и верховьями Вислы, а анты — между Днестром и Днепром. Последняя славянская группа племен, населявших междуречье Днестра и Днепра, получила от своих соседей — иранцев (аланов) или тюрков (аваров, болгар) — имя анты. По ряду предположений анты означало союзники. В дальнейшем анты утратили свою специфику и самоназвание. Иордан называл также обе группы славянских племен венетами (венедами).

Во второй половине VI — VIII вв. славяне широко расселились в Европе. На западе заняли земли восточной части современной Германии, на юге — Балканский полуостров, включая Пелопоннес, значительно потеснив территорию Византии.

На территории Восточно-Европейской равнины, к северу от Припяти — Сейма — Десны и в верховьях Оки в VI в. обитали балтоязычные племена. Волжско-Окское междуречье и более северные и северо-западные регионы занимало финноугорское население (предки современных финнов, эстонцев, вепсов; ныне, исчезнувшие племена чудь, весь, пермь, меря, мурома и др.). Проникновение славянских племен в северные районы Восточно-Европейской равнины было дли­тельным и постепенным, что не исключало военных столкновений. В целом многолетнее сосуществование славян с балтами и финноуграми привело к ассимиляции, ославяниванию значительной их части.

Широкое расселение славян по Европе в период Раннего Средневековья послужило мощным импульсом их дифференциации. По лингвистическим данным, около VII — VIII вв. праславянская языковая общность распадается, формируются отдельные славянские языки. С этого времени можно говорить об истории собственно восточных славян. Накануне образования Древнерусского государства, по имеющимся летописным и археологическим данным, восточные славяне образовывали несколько союзов племенных княжений (каждый из которых включал ряд племен): словене, сохранившие свое имя (район озера Ильмень, рек Волхов и Мета); кривичи (вокруг юж­ной части Чудского озера, верховья Западной Двины, Днепра, Волги); вятичи (бассейн Верхней и Средней Оки); радимичи (между Десной и Днепром); дреговичи: (к северу от Припяти, между Днепром и верховьями Немана); древляне (южнее Припяти). К востоку от древлян в Среднем Поднепровье обитали поляне; южнее полян — уличи; на Днепровском Левобережье — северяне; западнее древлян, до Западного Буга — волыняне (бужане); на Верхнем Днестре — хорваты, южнее — тиверцы. Особая группа славян жила в бассейне верховьев Дона.(салтовцы)

Занятия восточных славян и их социальная организация. Основу экономики восточных славян составляло пашенное земледелие. Специфику его ведения в раз­личных регионах Восточной Европы определяли природно-климатические условия.

В южных степных и лесостепных районах, отличавшихся плодородием почвы и незначительным количеством лесов, земледелие было залежным: участок целины распахивался и использовался несколько лет, затем его забрасывали до восстановления естественного травяного покрова почвы, после чего использовали повторно.

В северных районах, преимущественно покрытых многолетними лесами, применялась подсечная система земледелия: деревья предварительно подрубались, а после их высыхания сжигались, удобренная золой почва в течение нескольких лет давала хороший урожай, потом земля истощалась, и приходилось расчищать новый участок; заброшенные пашни использовались вновь после восстановления плодородия. Среди зерновых злаковых культур преобладала пшеница, рожь занимала небольшое место, известны были просо, гречиха, ячмень. Восточные славяне занимались также скотоводством (разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней), охотой (в том числе ради ценного меха), рыболовством и бортничеством (пчеловодством).

Постепенно ремесленное производство отделилось от сельского хозяйства, выделились ремесленники (первоначально — кузнецы и гончары) в качестве особой социальной группы. Возникли города как центры ремесел, торговли и административного управления. И укрепленной части города выросли дворы князей и знати, у городской стены зашумел посад, населенный ремесленниками и торговцами. Уже в IX в. было более 20 значительных городов.

Как правило, города строились на торговых путях (Ладога, Новгород, Киев и др.), важнейшими из которых в IX — X вв. были путь «из варяг в греки» (из Балтийского моря через реки Западную Двину или Неву, Ладожское озеро, реки Волхов и Ловать, далее суда волоком перетаскивались в Днепр и попадали в Черное море и Византию) и волжский (из Финского залива в верховья Волги, по Волге в Каспийское море и страны мусульманского Востока). Вывозили в основном мед, воск, меха, рабов; ввозили предметы роскоши (шелковые ткани, дорогое оружие, вина; с Востока также шел массовый приток серебряной монеты). Внешняя торговля обслуживала потребности знати, не затрагивая основной массы населения, жившего в условиях натурального хозяйства (при такой системе хозяйствования все необходимое для обеспечения жизни производилось и потреблялось в рамках индивидуальных семей и соседских общин). Поэтому внутренняя торговля была незначительна.

У восточных славян низшим звеном социальной организации была соседская (территориальная) община — вервь (ее члены объединялись не по родству, как принято в первобытной общине, а на основе совместного проживания на одной территории; дом, скот, орудия и результаты труда принадлежали составлявшим общину индивидуальным семьям; леса, луга, водные угодья находились в совместном пользовании членов общины; пахотная земля периодически перераспределялась между входившими в общину семьями). Соседские общины объединялись в племена, последние — в союзы племен.

Союзы племен восточных славян представляли собой достаточно сложный социальный организм. Центрами их социально-политической жизни были укреп­ленные грады, которые со временем превратились в полноценные города, например Киев — у полян, Искоростень — у древлян, Туров — у дреговичей, Новгород — у словен. В градах происходили собрания свободных мужчин — общинников союза (веча), на которых решались важнейшие вопросы. Усложнение общественной жизни в рамках союзов восточнославянских племен привело к выделению особого социального слоя — старейшин и образованию органов управления — советов старейшин. Значение вечевых народных собраний постепенно утратило свое значение.

В VI — IX вв., в эпоху массовых миграций и военных походов славян, в том числе восточных, яростных столкновений между племенными союзами выдвинулся слой профессиональных воинов — дружинников во главе с военным руководителем — князем, в руках которого сконцентрировалась власть в союзах племен. Поэтому-то последние в науке определяются как племенные княжения или союзы племенных княжеств. Обладая реальной властью и военной силой, опираясь на свой авторитет и накопленные богатства, князья, дружинники, старейшины изымали у рядовых общинников часть произведенной ими продукции. Таким образом, к середине IX в. в результате развития восточнославянского этноса, появления первых городских центров, способствующих расширению торговли и ремесла, усложнению социальной структуры общества, образования устойчивых межплеменных союзов и первых протогосударственных политических центров, стремящихся к их консолидации, вызрели предпосылки для формирования государственности.

Культура и верования восточных славян. О культуре восточнославянских союзов племенных княжений нам известно крайне мало. Общее представление дает анализ архаических черт фольклора, сохранившихся в языке в виде обрядовых песен, погребальных плачей, загадок и сказок. Ряд реликтовых культурологических явлений этого далекого времени отражается в детских играх. О своеобразии и самостоятельности прикладного искусства восточных славян свидетельствуют археологические находки, относящиеся к VI — VII вв., среди которых серебряные фигурки коней с золотыми грива­ми и копытами (находки в районе реки Рось).

Изобразительное искусство и фольклор древних сла­вян неразрывно связаны с язычеством. Главными языческими божествами были: Сварог (бог неба) и его сын Сварожич (бог огня), Род (бог плодородия), Стри-бог (бог ветра), Даждьбог (божество солнца), В елес (бог скота), Перун (бог грозы). В честь этих богов уста­навливались специальные статуи-идолы, приносились жертвы.

По мере усложнения социальной организации восточнославянского общества происходили изменения и в языческом пантеоне: главным божеством военно-служилой знати стал Перун, превратившийся в бога войны. Вместо деревянных идолов появились каменные изваяния божеств, сооружались языческие святилища. Разложение родовых отношений сопровождалось и усложнением культовых обрядов. Так, похороны князей и племенной знати превращались в торжественный ритуал, во время которого над умершими насыпали огромные холмы — курганы, сжигали вместе с покойником одну из его жен или рабыню, справляли тризну, т. е. поминки, сопровождавшиеся военными состязаниями.

С переходом к оседлому пашенному земледелию у восточных славян появляются разработанный и дошедший до нас аграрный календарь и культ земледельческих небесных божеств Рода и рожаниц. Для восточнославянских союзов периода VI — IX вв. характерна весьма развитая система космологических представлений. Земля виделась славянам неподвижной, вокруг нее вращались планеты и звезды, а Солнце ночью проплывало по предполагаемому подземному океану. Земным миром ведала богиня плодородия Макошь, над ним существовали два неба — небесная твердь и верхнее небо с запасами дождевой воды; миром подземным управлял Ящер и связанный с культом поклонения предков бог Волос. Кроме верховных божеств, восточные славяне верили и в мир более близких им фантастических существ — леших, домовых, водяных, русалок, населявших лесные чащи и водные глади.

К богам обращались при помощи магических заклинаний, а просьбы сопровождались обрядами и жертвоприношениями. Укрепился календарь языческих молений и празднеств, который дожил до наших дней. В новогодние святки проводились «хождения ряженых» и гадания о предстоящем годе (для девушек — о замужестве); ко дню весеннего солнцестояния была приурочена масленица с проводами зимы — сжиганием чучела и приготовлением обрядовых блинов — символа Солнца. Главным летним событием был день Купалы — древний общеславянский праздник Русалий (день летнего солнцеворота), когда молили языческих богов о плодородии и жгли костры по берегам рек, сопровождая пением, плясками и «игрищами неподобными». Помимо особых праздничных молений, люди стремились оградить себя от чуждых и враждебных сил — упырей-вампиров и мертвецов. Для этого служили особые заговоры и специальные знаки, наносимые на жилище, утварь и одежду, Например изображения солнца и вспаханной земли.

В длительный период Великого славянского расселения и догосударственного развития происходит изменение в погребальной обрядности. Захоронение урн с прахом сожженного покойника в деревянных домовинах (срубах) сменилось погребением праха в курганах, а затем происходит переход от сожжения к простому захоронению тела в кургане с разведением ритуальных костров. При этом по-прежнему покойникам клали в могилу посуду с едой и питьем; крестьянина в загробный мир сопровождал нож, женщину — подвенечный убор, воина — оружие. Неотъемлемой частью древнейших обычаев было и ежегодное поминовение умерших в родительские дни {радуница, родительская суббота), включенные затем в православный церковный обиход.

В VI — IX вв. на территориях восточнославянских племенных союзов создаются и крупные культовые святилища — капища. На таких капищах, обнаруженных археологами (например, Звенигород на реке Збруч на Украине), находились специальные, вымощенные камнем площадки, где устанавливались языческие идолы, совершались моления и приносились жертвы. В жертвенных ямах обнаружены такие находки, как кости животных, зерно, предметы обихода: стеклянные браслеты (круг — символ Солнца), металлические замки и ключи, и даже золотые и серебряные украшения (височные кольца, гривны). В особых случаях совершались человеческие жертвоприношения, проходили ритуальные пиры-братчины. Руководили святилищами языческие жрецы-волхвы, сохранявшие систему обрядов, тексты молений и их календарные сроки, знавшие знахарские заговоры и травяные лекарственные отвары

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: