Основные функции морали

 

Для уяснения сущности морали важно выяснить её функции, роль которую она играет в обществе. Основными функциями морали являются следующие:

Мировоззренческая мораль не может быть сведена к набору норм. Она должна обосновывать эти нормы, указывать во имя чего они должны выполняться и тем самым выходить на высшие ценности, на вопросы смысла жизни, место человека в мире, на представление о самом мире. От характера представлений о мире зависит представление, о смысле жизни, о счастье человека, понимании природы добра, зла, справедливости, чести и т.д. В моральном сознании формируется мировоззрение через призму понятий добро и зло, мир рассматривается добрым, или злым по отношению к человеку

Познавательная через неё человек получает представление о внутреннем мире как своем, так и другого человека, кого он оценивает, о нравственном состоянии общества, о соответствии действия государства высшим общественным ценностям. Познание в морали осуществляется несколько иначе, чем в науке, где доминирует разум. Оно более образно, более размытое, в ней большая доля чувств, веры, интуиции.

Воспитательная общество заботится о формировании личности, будущего гражданина, главное в которой нравственность – это духовный стержень личности. По этому в центре воспитания должно стоять нравственное воспитание. Основные традиционные институты формирования нравственности церковь, школа, семья.

Оценочная – она оценивает поступки, общественные явления через призму добра и зла, справедливости, долга, совести, путем сопоставления сущего с должным. Моральная оценка носит универсальный характер, т.е. распространяется на все сферы жизни общества, на все действия людей. Она опирается на моральные убеждения индивида и авторитет общественного мнения.

В реальной общественной жизни возникают трудности, которые вызывавют парадокс нравственной оценки.

 

Вопрос в том, кто может вершить нравственный суд, выносить моральные оценки?

По аналогии с другими сферами общества напрашивается ответ – люди, выделяющиеся нравственными качествами. Но одно из нравственных качеств – скромность, заключающееся в осознании своего несовершенства. Чем более нравственен человек, тем более критично он к себе относится, и поэтому он не считает себя достойным кого-то судить.

Те же, кто берется судить, учить в вопросах морали, обнаруживают самодовольство, которое чуждо морали и не дает им права судить.

Получается, те кто мог бы судить не хотят этого делать, а те кто хотел бы это делать не имеют на это право.

Разрешением этого противоречия является нравственное требование «Не судите».

Моральная оценка существует главным образом как самооценка. Моральный суд есть суд человека над самим собой.

Нарушение правовых норм – это преступление, за которое ответ перед судом.

Нарушение нравственных норм – это зло, грех, за которые ответ перед собой. Зло – это и есть нарушение нравственного закона, нравственное преступление.

Регулятивная является синтезирующей. Её основная задача – направление помыслов, регуляция действий. Она дает человеку наиболее важные глубинные ориентиры в его жизнедеятельности. Мораль регулирует все сферы жизни общества, жизнедеятельности человека, предъявляет к человеку максимальную требовательность следовать нравственным нормам, осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения, моральные убеждения, совесть.

Существует парадокс морального поведения, который точно выразил Овидий в своем изречении: «Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь».

Для человека свойственно стремиться к хорошему, быть хорошим.

Человек же зная, что есть добро, не следует ему, выбирает худшее. Можно ли говорить о том, что человек действительно видит и одобряет лучшее. Наверное, существует разница между тем, что человек на самом деле знает, и тем, по поводу чего он думает, что он знает.

Человеку свойственно думать о себе хорошо, лучше, чем он есть на самом деле. Хотя было бы лучше, если бы люди относились к себе более критично.

Даже очень злые люди считают себя добрыми. При этом это не всегда обман и лицемерие, это может быть очень искренним заблуждением. Поэтому нельзя верить моральной самоаттестации человека. Известное евангельское правило гласит: «По плодам их узнаете их». Человека нужно оценивать по его поступкам.

В противном случае все люди были бы одинаково высоконравственными.

Предположение о том, что человек хороший, и намерения у него исключительно добрые, а поступки – исключительно злымизаблуждение.

 

Важный вопрос – почему далеко не все руководствуются нормами морали, почему люди совершают так много безнравственных поступков (преступления, грубость, бестактность и т.д.)

Причинами могут быть:

- недостаточный уровень развития морального сознания

- ошибочное общественное мнение

- условия жизни, подавляющие моральные чувства.

Если положение человека в обществе стабильно, его интересы признаны и гарантированы, то ему легче принимать моральные ценности и следовать им. Но если человек ощущает себя обездоленным, обойденным, если он не находит в обществе защиты своих прав, если его интересы не соблюдаются, то ему труднее найти силы для соблюдения требований морали.

Но это не может быть причиной оправдания аморального поведения. Мораль бескомпромиссна, человек в любой ситуации должен сохранять достоинство, жить по принципам человечности вопреки всем обстоятельствам.

«Легко быть честным и добрым, когда у тебя самые глубокие и полные карманы, но и ценность такой легкости не велика, в то время как сохранить достоинство и благородство при незаслуженных бедствиях и несправедливости много труднее и ценнее».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: