Содержание общения
В школе у детей интенсивно формируются умения и навыки общения с окружающими. Умение говорить и слушать оказывает определяющее влияние не только на учебу школьников, но и на деятельность учителей. Грамотное общение дает возможность ученику или учителю предупредить возникновение противоречий во взаимодействии с другими членами школьных коллективов. Поэтому совершенствование способов общения прямо или косвенно способствует профилактике конфликтов между людьми.
Люди оценивают друг друга и формируют отношение к окружающим по результатам деятельности, характеру по-
Глава 8
ведения, общению и внешнему виду. У директора общеобразовательной школы, учителя и ученика общение является важнейшей составляющей руководящей, педагогической и учебной деятельности. Роль общения в жизнедеятельности общеобразовательной школы трудно переоценить. Еще в XVIII в. швейцарский писатель И.К. Лафарет отмечал: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда тебе больше нечего сказать».
|
|
Опрос выпускников сельских школ, проведенный в 2000 г. Институтом педагогики социальной работы РАО совместно с СПб ГУ и Институтом общего среднего образования РАО, показал, что выпускники высоко оценивают значение общения в будущей профессиональной деятельности. Ответы на вопрос: «Какие, на ваш взгляд, качества личности необходимы современному работнику?» распределились следующим образом (табл. 17).
Таблица 17