Тема: Звуковой анализ. Фонетическое членение речи. Деление на слоги.
Задание 1. Расположите единицы устной речи от наименьшего к наибольшему.
Задание 2. Произвести фонетическое членение речи.
Рукоплескания потрясли здание, голубой занавес пошел с двух сторон и закрыл велосипедистов, зеленые огни с надписью «Выход» у дверей погасли, а в паутине трапеций под куполом, как солнце, зажглись белые шары.
Задание 3. Произвести звуковой анализ подчеркнутых слов (см. задание 2).
Задание 4. Поделить на слоги: брошюра, влияние, владение, глубокий, монтаж, изгнать, путешествие, путеобходчик, звериный, восполнить, монография, костлявый, путепроход, линолеум, шлифовка.
Задание 5. Почему количество звуков и букв в приведенных словах различно: грустно, ежик, исчезни, объявление, отдать.
Глава IV. Орфоэпия
Стили произношения в зависимости от темпа речи
И от условий общения
Характерной особенностью литературного языка является нормативность. Как в области грамматики и лексикологии, так и в области произношения литературному языку свойственны общепринятые нормы, нарушение которых создает разнообразные помехи в процессе общения посредством устной речи.
|
|
Изучением литературного произношения занимается раздел языка «Орфоэпия» (греч. orthos – правильная, epos – речь).
В первой половине XVIII в. уже сложились основные черты русского литературного произношения. И в настоящее время произносительная система русского языка не особенно отличается от той, которая была раньше. М.В. Ломоносов в своей «Российской грамматике» впервые выделил разницу в произнесении в зависимости от условий общения. Научное обоснование и название стилей произношения дал Л.В. Щерба, выделяя полный и разговорный (или неполный) стиль общения.
В настоящее время выделяют стили в зависимости от темпа речи и от условий общения.
Выделяют стили произношения в зависимости от темпа речи:
– Полный. Он характеризуется подчеркнутой отчетливостью произношения, тщательностью артикуляции, ясностью воспроизведения звуков.
– Неполный (разговорный). Характеризуется менее тщательной артикуляцией, редукцией безударных гласных, доходящей иногда до полного их исчезновения; в области согласных сильнее распространены ассимиляция (уподобление звуков) и упрощение групп звуков: перебежчик – перебе[ ,]ик, дождь – до[ ,], сброс – [з]брос, подсказка – по[т]сказка, Иван Иванович – Ванваныч и т.д.
В зависимости от условий общения (среда, аудитория, ситуация) выделяют следующие стили:
– Высокий стиль. Его используют для выступления перед большой аудиторией. Орфоэпические нормы строго соблюдаются, не рекомендуется использование произносительных вариантов. Для этого стиля характерно слабое смягчение согласных.
|
|
– Нейтральный стиль (промежуточный стиль). Орфоэпические нормы ориентированы не нейтральный стиль. Допустимы варианты, возможно слабое смягчение согласных.
– Разговорный стиль. Он свойствен разговорной речи. Для этого стиля характерна сильная редукция, иногда даже выпадение целых слогов, более выраженное смягчение.
Нормы произношения
Соблюдение единообразия в произношении имеет важное значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается различными неправильностями произношения, и высказывание не воспринимается во всей полноте.
Какие правила произношения нельзя не знать?
– В русской речи среди гласных только ударные произносятся четко. В безударном положении они утрачивают ясность и четкость звучания, их произносят с ослабленной артикуляцией. Гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [Λ]: овраг – [Λ]враг, молоко – мол [Λ] ко; в остальных позициях на месте букв о, а после твердых согласных произносится очень краткий (редуцированный) неясный звук (от близкого к [ы] до близкого к [а]). Условно этот звук обозначается так: [ъ] (голова – г[ъ]лова, город – гор[ъ]д). Буквы е и я в предударном слоге обозначают звук, средний между [и] и [э]. Условно этот звук обозначается знаком [иэ]: пятак – п[иэ]так, перо – п[иэ]ро.
– Гласный [и] после твердого согласного, предлога или при слитном произношении слова с предыдущим произносится как [ы]: мединститут – мед[ы]нститут, из искры – из[ы]скры, смех и горе – смех [ы] горе. При наличии паузы [и] не переходит в [ы]: подошел [и] сказал, смех [и] горе.
– В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Мы произносим хле[п], са[т], любо[ф,].
– В сочетаниях звонкого и глухого согласных всегда происходит уподобление первого согласного второму:
пробка - про[п]ка
ложка - ло[ш]ка оглушение
сдоба - [з]доба
сгубить - [з]губить озвончение
Перед согласными [р], [л], [н], [м], [в] уподобления не происходит. Слова произносятся так, как пишутся: све[тл]о, [шв]ырять.
– Уподобление происходит и при сочетании согласных. Например: сочетание сш и зш произносятся как долгий твердый согласный [ ]; ни[ ]ий – низший, ра[ ]уметься – расшуметься.
– Сочетания сж и зш произносятся как двойной твердый [ ]: ра[ ]ать – разжать, [ ]изнью – с жизнью, [ ]арить – сжарить.
– Сочетания зж и жж внутри корня произносятся как долгий мягкий звук [ ,]. В настоящее время вместо [ ,] все шире употребляется долгий твердый звук [ ]: по[ ,]е и по[ ]е – позже, дро[ ,]и и дро[ ]и – дрожжи.
– Сочетание сч произносится как долгий мягкий звук [ ,], так же, как звук, передаваемый на письме буквой «щ»: [ ,]астье – счастье, [ ,]ет – счет.
– Сочетание зч (на стыке корня и суффикса) произносится как долгий мягкий звук [ ,]: прика[ ,]ик – приказчик, обра[ ,]ик – образчик.
– Сочетание тч и дч произносятся как долгий звук [ ,]: докла[ ,]ик – докладчик, ле[ ,]ик – летчик.
– Сочетание тц и дц произносятся как долгий звук [ ]: два[ ]ат – двадцать, золо[ ]е – золотце.
– В сочетаниях стн, здн, стл согласные звуки [т] и [д] выпадают: преле[сн]ый – прелестный, по[зн]о – поздно, че[сн]ый – честный, уча[сл]ивый – участливый.
Контрольные вопросы:
1. Какой раздел науки о языке занимается изучением литературного произношения. Назовите ученых и их вклад в развитие этого направления лингвистики.
2. Охарактеризуйте стили произношения в зависимости от темпа речи.
3. Дайте характеристику стилей произношения в зависимости от условий общения.
4. Назовите основные правила произношения.
4.3. Семинарское занятие *
|
|