Материал для практических занятий

Цель работы: Освоить правила определения основы слова и ее видов, нахождения корневых и аффиксальных морфем для выработки орфографической зоркости.

Технология работы:

Задание 1. Выделите основу и окончание в словах. Определите характер основы – производная или непроизводная?

Согласье, дочь, пирожное, разведчик, проткнуть, громкость, пальто, взбираться, гвоздь, пешком, мыло, подслащенный.

Задание 2. Для данных слов укажите производящие основы:

возчик заочник вуз распечатывать предгрозовой

безлюдный бесчеловечный дикторша невежливость волжанин

побелка ненаучный замахнуться спецкор завхоз

бродяга лесной

голодать уменьшить

крикливый

Задание 3. Определите все морфемы приведенных ниже слов:

Подосиновик, вынести, выкрашенный, созвездие, засох, хрипловатый, вымокнуть, прескверный, расческа, сжавшийся, отучиться, льдина, пододеяльник, трудолюбивый.

Задание 4. Какие из слов имеют максимальное число морфем. Выпишите цепочки слов, начинающиеся со слова с одной морфемой и кончающиеся словом с максимальным числом морфем.

Близ, вражий, вплотную, гну, грязелечебница, дотла, жаль, завком, затуманившийся, недалеко, неприязнь, неумывшийся, ниц, перекраивался, подвозка, подружился, полотенце, понапереписывались, портрет, рабфаковец, речка, рождаемость, свежий, словообразование, снег, снисходительность, столкнул, умывались, целеполагание, чуть.

Задание 5. Определите, в каких словах имеется приставка на-, над-, (надо) и где приставки нет.

Надавать, надавить, надбавить, надвигается, надвое, надводный, надеть, надеяться, надиктовать, надломить, надоесть, надоить, надоконный, надолбить, надолго, надорвать, надоумить, надрыв, надуть, надымить.

Материал для подготовки к контрольным занятиям

Тема: Виды морфем. Морфемный разбор

Задание 1. Что объединяет все самостоятельные части речи, кроме наречия?

Задание 2. Выпишите однокоренные слова к существительному «нога».

Ножницы, подножка, нагой, вынашивать, сороконожка, босоногий, ножны, подножный (корм), безногий, ножичек, обнажаться, ножовка, ножевая (рана).

Задание 3. Произвести морфемный разбор.

Наслаждение, свежесть, безвкусица, издавна, степь, нефтепродукты, пирожное, разведчик.

Задание 4. Выпишите из текста однокоренные слова в один столбик, в другой – формы одного и того же слова.

Днем паутина летала по воздуху, запутывалась в нескошенной траве, пряжей налипала на весла, на лица, на удилища, на рога коров. По утрам на паутине оседала роса. Покрытые паутиной и росами ивы стояли под солнцем, как сказочные деревья, пересаженные в наши земли из далеких стран. На каждой паутине сидел маленький паук. Он ткал паутину в то время, когда ветер нес его над землей. Он пролетал на паутине десяток километров. Это был перелет пауков, очень похожий на осенний перелет птиц. Паучьи перелеты очень живописны летом.

(К. Паустовский).

Глава VI. Лексикология

Изобразительно-выразительные средства языка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: