Способы управления падежом существительных

Способы выражения сказуемых зависят от стиля речи. Простое глагольное сказуемое употребляется, как правило, во всех стилях речи: Бригада участвовала в строительстве здания.

Составное глагольное сказуемое используется во всех стилях речи: Бригада принимала участие в строительстве здания.

В составном именном сказуемом именная часть может быть употреблена в именительном или творительном падеже. Именительный падеж подчеркивает постоянное, устойчивое свойство или признак предмета, а творительный – временное, непостоянное: мой отец был кадровый военный. Мой отец во время войны был военным.

Управление падежом существительных.

Большие трудности вызывает выбор падежа (родительного или винительного) прямого дополнения при переходных глаголах с отрицанием.

Обычно, если прямое дополнение непосредственно зависит от глагола с отрицанием, оно ставится в форме родительного падежа: Прощай же, море! Не забуду твоей торжественной красы.

Но в практике нередки случаи, когда винительный падеж предпочитают:

1. При дополнениях, имеющих конкретное значение; особенно при именах собственных: Игнат больше не видел Татьяну.

2. При постановке дополнения перед глаголом: Осень и зиму Павел не любил.

3. При двойном отрицании (утвердительный смысл): Не могу не сказатьнесколько слов об этом рассказе.

4. При повелительной форме переходного глагола с отрицанием: Не пересушибелье! Не пачкайстену!

5. При совпадении одинаково звучащих форм: Не видел картину (если скажем «картины», то не ясно, множественное или единственное число).

6. При наличии наречий со значением ограничения: Он чуть не пропустиллекцию.

Контрольные вопросы:

1. Назовите характерные признаки словосочетаний.

2. Что общего и в чем отличие между словосочетаниями и предложениями.

3. Охарактеризуйте виды подчинительной связи в словосочетаниях.

4. Назовите типы словосочетаний в зависимости от главного слова.

5. Назовите размещения всех членов предложения при прямом и обратном порядке слов.

6. В каких случаях при согласовании сказуемого с подлежащим предпочтительнее форма единственного, в каких – множественного числа.

7. В каких случаях предпочитают винительный падеж при согласовании с отрицательным глаголом.

8. Приведите примеры глаголов, которые управляют не менее чем двумя именами существительными в разных падежах. (Образец: объединить студентов с преподавателями для работы. а) объединить студентов; б) студентов с преподавателями; в) объединить для работы).

9. Какие способы связи лежат в основе следующих сложных слов: сталелитейный, угледобывающий, черноморский, тихоокеанский, громкоговоритель, быстроходный.

12.10. Семинарское занятие*.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: