Коммуникативные качества речи. Жанры речи (2 час)

План:

I. Сообщения студентов (семинар проводится в виде разговора за круглым столом).

1. Правильность речи.

2. Точность речи.

3. Выразительность речи.

4. Чистота речи.

5. Богатство речи.

6. Уместность речи.

7. Жанры речи (беседа, сообщение, рассказ, объяснение, вопрос, приветствие и т.д.)

II. Игра «Сумей убедить».

Три участника выступают в течение 5 минут перед аудиторией, убеждая «пожертвовать» деньги на какой-либо проект.

Примерные задания:

а) частная школа;

б) строительство ледового стадиона в «спальном» районе;

в) открытие обсерватории в университете.

Оцениваются выступления тайным голосованием (используются старые монеты).

Литература:

1. Ващенко, Е.Д. Русский язык и культура речи / Е.Д. Ващенко.– Ростов-на-Дону, 2003.– С. 25-36.

2. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, Л.Т. Павлова.– Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.– С. 67-81, 138-149, 461-465.

3. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Т. Павлова, Е.Ю. Кашаева.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.– С. 90-139.

4. Вербицкая, Л.А. Давайте говорить правильно / Л.А. Вербицкая.– М., 1993.–
С. 11-12, 16-21.

5. Головин, Б.Н. Как говорить правильно? / Б.Н. Головин.– М.: Высшая школа, 1988.– С. 40-130.

6. Граудина, Л.К. Грамматическая правильность русской речи / Л.К. Граудина, В.А. Ицкевич, А.П. Карпинская.– М., 1976.– С. 42-63.

7. Десяева, Н.Д. Культура речи педагога / Н.Д. Десяева, Т.А. Лебедева, Л.В. Ассуирова.– М.: Просвещение, 1983.– С. 36-54.

8. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения / В.В. Соколова.– М., 1995.– С. 18-34.

9. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение / С.Н. Цейтлин.– М., 1982.– С. 135-158.

 

Материал для подготовки к контрольным занятиям

Тема: Коммуникативные качества речи.

Задание 1. Что такое культура речи?

Задание 2. Перед вами объявление, не обладающее лаконизмом. Исправьте текст в соответствии с назначением.

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Вчера вечером потерялась собака, рыжая, лохматая, на вид сердитая, но на самом деле очень добрая.

Она ещё маленькая, но уже умеет приносить тапочки. Любит играть с мячиком. А ещё она любит косточку. Зовут её Чапа. Кто найдёт её, пусть звонит по телефону 51-95-11. Очень буду вам благодарен. Серёжа

Задание 3. Выпишите тропы, определите их виды.

1. Легко и радостно играет в сердце кровь, желания кипят – я снова счастлив, молод. 2. Золото и серебро получили наши спортсмены, бронза досталась французам. 3. И тихая луна, как лебедь величавый, плывет в сребристых облаках. 4. Ночь приближалась и росла, как грозовая туча. 5. Девочка, ростом с кнопочку, с трудом несла корзинку с грибами. 6. В юности он ничем не выделялся среди синих беретов.

Задание 4. Выберите предложения, связанные с незнанием точного значения слова. Запишите их в исправленном виде.

1. Трудно было им противопоставлять такому натиску. 2. У него были невыразимые черты лица, какие-то водяные глаза и волосы песчаного цвета. 3. Собака с жалким воем бросилась под ноги хозяйке. 4. Генерал взял мальчика на воспитание, но по дороге заболел. 5. Сады окружали поля. 6. Гоголь смело уличал пороки крепостнического строя. 7. Дыхание больного стало отрывистым. 8. Больной попросил сестру налить себе воды. 9. Он оказался круглым невежей в технике. 10. Самолёт летит гораздо быстрее поезда 11. Мы поймали десять окуней, в том числе одного ерша. 12. Летом Олег посетил небольшой городок у моря, в котором он прожил пять лет.

Рубежный контроль

Вопросы к экзамену по русскому языку и культуре речи

 

1. Структура языка и основные языковые единицы.

2. Язык и речь. Специфика устной и письменной речи.

Фонетика

3. Основные фонетические единицы. Их характеристика.

4. Классификация гласных и согласных звуков.

5. Слог. Виды слогов. Правила деления на слоги.

Орфоэпия

6. Стили произношения (в зависимости от темпа речи и от условий общения).

7. Правила произношения заимствованных слов, сочетаний чн, чт, стч, сч, здч, лсд, шч.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: