Предмет и метод муниципального права как отрасли права

Основные признаки любой отрасли права - это наличие в первую очередь ее предмета и метода (методов). Имеет ли муниципальное право самостоятельный предмет и метод (методы)?

В юридической науке существуют разные подходы к пониманию предмета муниципального права. Да, во-первых, в Украине учебнике из муниципального права за редакцией В.Ф. Погорілка и О. О. Фрицького предметом муниципального права как отрасли права рассматривалось "местное самоуправление - относительно самостоятельный вид общественных отношений, связанный с организацией и осуществлением местной власти, то есть публичной власти, власти народа в пределах соответствующих административно-территориальных единиц". Этот подход нашел свое отображение во втором издании учебника муниципального права Украины, в котором уже указывается, что предметом муниципального права является местное самоуправление как относительно самостоятельный вид общественных отношений, связанных с организацией и осуществлением власти территориальными общинами.

В целом с таким подходом стоит согласиться, хотя и он требует определенного уточнения. Кажется, что оптимально предмет муниципального права как отрасли права раскрывается, если мы будем рассматривать его как общественные отношения, которые возникают в процессе признания, становления, организации и осуществления публичной власти территориальных общин - муниципальной власти, а также отношения, которые возникают в процессе реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в местном самоуправлении.

Следовательно, наиболее актуальным заданием современной муниципально-правовой науки является поиск основной характеристики предмета регуляции муниципального права, то есть того обобщенного критерия, который дает возможность отнести общественное отношение к числу муниципально-правовых отношений. По мнению О. А. Сергеева, как таковая характеристика должна выступать укладом публичной власти на муниципальном уровне. Именно эта характеристика задает специфику муниципально-правового режима и предопределяет олицетворение муниципально-правовых отношений от смежных отношений.

В целом воспринимая этот подход, мы считаем, что предметом муниципального права как отрасли национального права есть общественные отношения, которые возникают в процессе признания, становления, организации и осуществления муниципальной власти, а также реализации и защиты, муниципальных прав личностей.

То есть предмет муниципального права является достаточно специфическим - его составляют общественные отношения, которые возникают не в отдельной сфере жизнедеятельности человека и гражданина, территориальных общин или общества, а в разных сферах, - политической, экономической, социальной, культурной и тому подобное. Интегрирующим моментом является то, что все эти отношения связанные с процессами институционализации и функционирования муниципальной власти, а также реализацией и защитой муниципальных прав личности. Это подтверждает то, что "по своему предмету муниципальное право - безусловно, публичное, хотя это не исключает наличия в его структуре и частноправовых норм и институтов".

Содержание местного самоуправления заключается в первую очередь и главным образом в самостоятельном решении территориальными сообществами вопросов местного значения. В ст. 140 Конституции Украины отмечено, что "местное самоуправление является правом территориального общества - жителей села или добровольного объединения в сельскую общину жителей нескольких сел, поселков и города - самостоятельно решать вопрос местного значения в пределах Конституции и законов Украины".

Следует отметить также, что территориальные общины и образуемые ими органы решают еще вопросы, делегированные им органами государственной власти.

За формой местное самоуправление - это в первую очередь волеизъявление территориальных общин, которое осуществляется путем выборов, референдумов или в других формах или через образуемые ими органы.

Местное самоуправление осуществляется территориальным обществом в установленном законом порядке как непосредственно, так и через органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы (ст.140 Конституции Украины).

Следовательно, местное самоуправление опосредствует собой относительно самостоятельный


вид власти в системе народовластия, власти народа, а именно - муниципальную власть как власть территориальных сообществ.

Это дает, на наш взгляд, достаточные основания утверждать, что муниципальные нормы имеют относительно самостоятельный предмет своего влияния, регуляции, а их система образует самостоятельную отрасль права Украины - муниципальное право.

Вместе с тем муниципальное право как самостоятельная отрасль правая тесно связана с другими отраслями права и в первую очередь с конституционным, административным, финансовым и другими, нормы которых в определенных пределах и формах регулируют отношения государственной власти и народовластия и частично входят в систему норм муниципального права.

Предмет муниципального права являет собой определенную систему. Основными составляющими этой системы являются отношения:

- связаны с организацией и проведением местных выборов, референдумов и с другими формами непосредственного волеизъявления территориальных общин;

- связаны с деятельностью представительских органов местного самоуправления (советов) и депутатов местных советов;

- связаны с деятельностью исполнительных органов местного самоуправления и муниципальных служащих;

- связаны с деятельностью сельских, поселковых и городских председателей;

- связаны с деятельностью органов самоорганизации населения;

- органов местного самоуправления с органами государственной власти, с другими органами Местного самоуправления, с объединениями граждан, а также с предприятиями, учреждениями и организациями;

- финансовые, гражданские, земельные, социальные, трудовые, жилищные и другие.

Это достаточно разветвленная система, которая к тому же постоянно изменяется, развивается и совершенствуется по форме и содержанию. С развитием и утверждением качественно новых отношений в системе местного самоуправления, особенно муниципальной (коммунальной) собственности и местных бюджетов, развивается и утверждается муниципальное право.

Метод муниципального права как отрасли национального права является способом ее влияния на общественные отношения, которые возникают в процессе признания, становления, организации и осуществления муниципальной власти, а также реализации и защиты, муниципальных прав личности

Каждой отрасли права свойственный, как правило, ряд методов. Это присуще и муниципальному праву. Различают такие ведущие методы муниципального права: императивный, диспозитивный, рекомендательный и декларативный.

Приоритетным является императивный метод, поскольку нормы этой отрасли регулируют, прежде всего, отношения государственной власти и народовластия, которое опосредствует собой местное самоуправление. Влияние муниципального права на общественные отношения в сфере местного самоуправления осуществляется путем применения соответствующих - правовых норм муниципального права в ходе непосредственного волеизъявления (местных референдумов, выборов и тому подобное), а также органами и должностными лицами местного самоуправления.

Собственно императивный метод характеризуется в конечном итоге тем, что соответствующие нормы права не предусматривают альтернативного поведения или деятельности, а в случае невыполнения решений местного самоуправления, принятых в пределах компетенции соответствующих субъектов местного самоуправления, наступает ответственность согласно действующему законодательству.

Диспозитивный метод преимущественно заимствован из отраслей частного права и является средством влияния в основном на отношения, смежные с муниципальными (властными) отношениями. Как юридические лица субъекты местного самоуправления укладывают договоры с другими юридическими лицами, а также с органами государственной власти.

Рядом с этими методами получили распространение методы рекомендаций (советов) и деклараций (провозглашение принципов и тому подобное), какие характерные, в частности, для международно-правовых актов (хартий, деклараций и тому подобное) и уставов (хартий) территориальных общин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: