Система муниципального права как отрасли права

Систему муниципального права складывают институты и нормы муниципального права.

Основными составляющими системы муниципального права являются его институты. Они являют собой группы правовых норм, которые регулируют наиболее родственные муниципальные отношения, то есть системы отношений в сфере местного самоуправления.

Наличие институтов муниципального права объективно предопределяется, прежде всего, наличием относительно самостоятельных, внутренне родственных по содержанию и формой групп муниципальных отношений, например местные выборы, референдумы и другие формы непосредственного волеизъявления территориальных общин, организация и деятельность представительских органов местного самоуправления, организация и деятельность исполнительных органов местного самоуправления, статус сельских, поселковых, городских председателей и тому подобное.

Другим, не менее важным фактором, который предопределяет становления и функционирования институтов муниципального права, как и других отраслей права, является наличие определенных систем или совокупности соответствующих правовых норм, которая имеет, как правило, единственный источник в виде закона или ряда тесно связанных между собой законов или разделов или раздела комплексного закона.

Решающее значение для становления системы муниципального права Украины имело принятие действующей Конституции Украины и на ее основе Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине".

В соответствии с действующей Конституцией Украины, данного Закона и других законодательных актов, принятых на их основе и согласно ним, основными институтами муниципального права Украины признанные:

-институт общих принципов местного самоуправления;

-институт муниципальных прав личности;

-институт территориальных общин;

-институт форм непосредственного волеизъявления территориальных общин: местных выборов, местных референдумов и других форм непосредственной демократии;

- институт представительских органов местного самоуправления (советов);

- институт сельских, поселковых, городских председателей;

- институт исполнительных органов местного самоуправления;

- институт органов самоорганизации населения;

- институт территориальных основ местного самоуправления;

- институт объединений органов местного самоуправления;

- институт гарантий местного самоуправления;

- институт юридической ответственности органов и должностных лиц системы местного самоуправления.

Институт общих принципов местного самоуправления являет собой группу (систему) конституционно-правовых норм, которые определяют отношение государства к местному самоуправлению (признание и гарантирование), его место в системе непосредственной и представительской демократии, возможности участия граждан Украины в осуществлении местного самоуправления, его понятия, принципы, систему, правовые, организационные, материальные, финансовые и другие основы, отношения органов местного самоуправления с органами государственной власти, с предприятиями и организациями и возможности объединения с другими органами местного самоуправления.

Институт муниципальных прав личности есть, по существу, центральным институтом муниципального права и представляет группу конституционно-правовых норм, которые определяют особенности реализации и защиты прав человека и гражданина в сфере местного самоуправления.

Институт территориальных общин являет собой группу конституционно - правовых норм, которые содержат определение понятия территориального общества, его места в системе местного самоуправления, основных функций и полномочий.

Институт форм непосредственного волеизъявления территориальных общин представляет собой систему норм, которые регулируют организацию и проведение местных выборов, местных референдумов и других форм непосредственного волеизъявления территориальных общин и участию граждан в решении или обсуждении или инициировании вопросов местного значения.

Институт представительских органов местного самоуправления является одним из самых весомых институтов муниципального права. Он являет собой систему конституционно -правовых норм, которые определяют систему, структуру и состав представительских органов местного самоуправления всех уровней, - сельских, городских, районных и областных советов, их функции и полномочий, порядок деятельности, статус депутатов местных советов и депутатских объединений.

Институт сельских, поселковых, городских председателей является сравнительно новым институтом муниципального права. Он представляет собой группу норм, которые определяют статус этого главного должностного лица территориального общества.

Институт исполнительных органов местного самоуправления являет собой группу (систему) правовых норм, которые регулируют организацию и деятельность органов исполнительной власти, муниципальную службу и определяют статус муниципальных служащих.

Институт органов самоорганизации населения являет собой группу норм, которые регулируют организацию и деятельность домовых, уличных, квартальных и других органов самоорганизации населения.

Другие институты муниципального права - это группы правовых норм, которые определяют статус территориальных, материальных или финансовых основ местного самоуправления, его гарантии и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Первичным элементом системы муниципального права является муниципальные нормы - это общеобязательные правила поведения, которые имеют публично-властный характер, содержатся в источниках муниципального права, регулируют муниципально-правовые отношения, устанавливаются или санкционируются народом, государством, территориальными общинами, органами или должностными лицами местного самоуправления и обеспечиваются государственными средствами гарантирования.

Муниципально-правовые нормы, как и нормы других отраслей права, подразделяются на несколько видов, в частности, за их сутью, содержанием, формами, источниками, местом и действием, объектами и субъектами муниципальных правоотношений и тому подобное.

По юридической силе различают такие муниципально-правовые нормы: 1) конституционные, что имеют наивысшую юридическую силу; 2) законодательные, что имеют

высшую юридическую силу; 3) нормы подзаконных актов и 4) нормы субъектов местного самоуправления.

По содержанию воли, которая выражается в муниципально-правовых нормах, последние бывают: 1) уполномочивающие (нормы, которые предоставляют или признают права субъектов правоотношений); 2) обязующие (нормы, которые предусматривают обязанности); 3) запрещающие (нормы, которые предусматривают запрещения относительно определенных направлений, способов или средств деятельности, поведения) и 4) разрешительные (нормы, которые предусматривают разрешения относительно определенного поведения или деятельности).

По способу выражения воли муниципально-правовые нормы разделяют на: а) императивные (нормы, которые предусматривают, как правило, однозначность их понимания, толкования и действия, поведения в соответствии с ними); б) диспозитивные (нормы, что предусматривают многогранность в их понимании, толковании и поведении согласно им); в) рекомендательные (нормы, которые предлагают определенные виды или направления деятельности, которые избираются по усмотрению, из воли субъекта соответствующих правоотношений) и.т. д) декларативные (нормы, которые провозглашают как объективно наиболее приемлемые правила поведения субъектов муниципальных правоотношений).

За характером осуществляемых функций муниципально-правовые нормы классифицируют на правотворческих, учредительных, регулятивных, охранительных и информационных (нормы -дефиниции и др.)

В зависимости от характера отношений, которые регулируют муниципально-правовые нормы, различают материальные и процессуальные (процедурно-процессуальные) нормы.

Зависимости от пределов действия муниципально-правовые нормы бывают общие (нормы-принципы, нормы-дефиниции) и институционные (подотраслевые).

За пространством и территорией действия муниципально-правовые нормы разделяют на 1) те, которые действуют на всей территории Украины, и 2) те, которые действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц (нормы актов, которые принимаются территориальными общинами и органами местного самоуправления).

По времени действия муниципально-правовые нормы бывают постоянные, что представляют большинство норм, и временные, в частности нормы, предвиденные переходными положениями Конституции Украины, Закона Украины " О местном самоуправлении в Украине" и другими законами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: