Канон на день Похвалы Пресвятой Богородицы

Всеми исследователями трудов преподобного Иосифа Пес-нописца особо выделяются достоинства его канона Пресвятой Богородице, что при акафисте (в день Похвалы Пресвятыя Богородицы)[669]. Преосвященный Филарет Черниговский находит, что канон является, несомненно, произведением более поздним, чем акафист этого дня; в древних рукописях оба эти произведения помещались отдельно. Преосвященный подтверждает отзывы ритора Иоанна о высоких качествах этого произведения преподобного Иосифа. «Кто столько нечувствителен, – ссылается преосвященный Филарет на слова ритора Иоанна, – чтобы, читая сладкие восхитительные песни его [преподобного Иосифа] Деве Богородице, не поразился до глубины души?»[670]. Профессор Евграф Иванович Ловягин также говорит об этом каноне как о «превосходном произведении церковного красноречия»[671]. И действительно, каждому верующему известна та глубокая духовная радость, которая охватывает его в вечер акафиста с первыми же словами канона Богоматери: Христову книгу одушевленную, запечатленную Тя Духом, великий Архангел, Чистая, зря, возглашаше Ти: радуйся, радости приятелище, Еюже праматерняя клятва разрешится [672].

В последующих тропарях канона печатлеется та же высокая и светлая радость, которая не падает в своей силе до последней строки. Клас прозябшая Божественный, яко нива неоранная яве, – слышим мы в 3-й песни канона, – радуйся, одушевленная трапезо, Хлеб животный вмещшая [673]. От Тебе роса укану [nn], пламень многобожия угасившая, – возглашает преподобный Иосиф дальше, находя все новые и новые образы в прославлении Пречистой, – тем вопием Ти: радуйся, руно одушевленное, еже Гедеон, Дево, предвиде [674]. Но и это еще не все, что скажет преподобный Иосиф о Деве Марии. Воспеваем Тя, вопиюще, – слышим мы дальше в словах канона, – радуйся, колеснице Солнца умнаго, лозо истинная, Грозд зрелый возделавшая, вино источающий, души веселящее верою Тя славящих [675].

Да, воистину человеку необходимы веселие, радость, и в этот вечер акафиста радости дан широкий и светлый путь, и преподобный Иосиф – путеводитель по этому пути. Явилася ecи просвещение наше... – в заключительной, 9-й песни свидетельствует Преподобный, – темже вопием Ти: радуйся, звездо незаходимая, вводящая в мир великое Солнце [676].

Для данного очерка структура творчества преподобного Песнописца представляется нам достаточно освещенной. Далее необходимо перейти к анализу содержания канонов Преподобного.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: