ЛЕКЦИЯ
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
1. Понятие культуры. Культура и цивилизация.
2. Историко-философские традиции в анализе культур.
Понятие культуры. Культура и цивилизация
Существует несколько подходов к определению культуры. Обобщив около 500 определений, американские ученые А. Кребер и X. Клакхон выделили три основные характеристики, на которые обращали внимание большинство исследователей:
1) культура – это то, что отличает человека от животных, то, что свойственно только человеческому обществу;
2) культура – это то, что не передается биологически, а предполагает передачу посредством обучения; культура не связана с особенностями человека как биологического существа, она создана им; культура противоположна природе;
3) культура передается при помощи знаков, символических форм (языка, произведений искусства, изделий и инструментов и т.д.) и связана с идеями.
Слово "культура " можно употреблять обобщенно, применительно к культуре вообще. Однако не менее часто это слово используется для обозначения конкретного культурного образования, которое обладает своей спецификой, своей индивидуальной структурой. В этом случае говорят о русской, английской, японской культурах.
Иногда данный термин используют также в узком значении – для обозначения более высокой степени культурности. Так, любой человеческий коллектив обладает своей культурой, однако с точки зрения внешних наблюдателей он может нуждаться в дополнительном культурном развитии, то есть в насаждении (навязывании) того, что эти наблюдатели понимают под культурой. Фактически деятельность европейских народов на освоенных ими территориях Африки, Азии, Америки и Австралии в значительной степени заключалась в навязывании европейских ценностей и европейского образа жизни. И опыт показывает, что это далеко не всегда приносило положительные плоды. Конечно, блага цивилизации приносят много хорошего: они помогают человеку защититься от стихийных бедствий, болезней, сделать свою жизнь более комфортной. Однако они также приносят беды и новые проблемы, которые другим народам были неизвестны.
Различают культуру духовную и культуру материальную. Материальная культура – это предметы ремесел, производства, техника, сооружения, орудия труда, то есть артефакты – все, что сделано руками человека. Принципиально важно, что артефакты не только являются предметами, созданными человеком, а следовательно, противопоставляются природным объектам. Они также несут на себе определенную смысловую нагрузку, могут иметь символическое значение, а также представляют для членов общества ценность. Другими словами, они сосредоточивают вокруг себя значения, понятные всем носителям данной культуры.
Примером артефакта может служить русская печь. Хотя в настоящее время она выходит из употребления, для любого русского человека она остается нагруженной большим количеством смыслов. Печь – это воплощение домашнего тепла; на ней можно спать; в ней готовят еду. Эквивалентом русской печи в английской картине мира будет скорее камин, у которого можно греться (хотя еду на нем не готовят). Вследствие культурных контактов камины появились и в России, но до сих пор они так и не стали чем-то своим, родным для русских.
Сравнение печи и камина прекрасно показывает то, что артефакт уникален. Во-первых, он выполняет определенные функции (у печи можно греться, на ней можно спать и готовить еду, тогда как у камина можно только греться). Во-вторых, для представителей русской и английской культур с ним связываются и ценностные представления (в случае с печью и камином – о тепле домашнего очага).
Духовная культура (нематериальная культура) включает в себя все то, что не имеет непосредственного материального воплощения, но выражается лишь косвенно в продуктах материальной культуры: языке, идеологии знаниях, ценностях, обычаях и т.д.
Элементы, входящие в нематериальную культуру, нельзя потрогать руками, но они существуют в нашем сознании и постоянно поддерживаются в процессе взаимодействия. Если взять те же русскую печь, то тепло очага, которое связывается с ней в нашем сознании, является особой ценностью, а следовательно, является элементом нематериальной культуры.
Между духовной и материальной культурой нет четкого различия, они являются как бы разными сторонами одной монеты. Это можно показать на примере искусства. Любое произведение искусства является материальным феноменом, поскольку всегда в чем-то воплощено. Это касается даже музыки, которая выражается в звуках либо нотной записи: звуки воспроизводятся при помощи определенных инструментов, а сама нотная запись также является явлением культуры. Но в то же время любое произведение искусства представляет собой выражение определенных смыслов, отражающих ценности и идеологию общества или эпохи либо противостоящих общепринятым ценностям.
Слово "цивилизация" имеет разные значения, близкие к разным значениям слова "культура". Во-первых, цивилизация – это то же, что культура, понимаемая как культурный организм, самостоятельное и непосторимое культурное образование. Существует европейская цивилизация, китайская цивилизация. Мы можем говорить о современной индустриальной (технократической) цивилизации и одновременно – о цивилизации майя, в которой не имелось развитой техники.
В другом значении цивилизация – это ступень развития, следующая за варварством. Это значение слова "цивилизация" сближается с другим значением слова "культура". "Цивилизованный человек" с этой точки зрения – это человек культурный, образованный. Употребляя слово "цивилизация" в первом значении, мы не можем говорить о "цивилизованности".
Разница в значениях этого слова связана с различными культурными традициями внутри европейской культуры. Слово "цивилизация" появилось в середине XIX веке во Франции. Оно употреблялось в том же значении, что и слово "культура", так что "цивилизованный" означало прежде всего "культурный". Такое же использование данного термина характерно и для английской традиции.
Однако в немецкой традиции термин "цивилизация" имеет негативные оттенки, поскольку цивилизация отождествляется в первую очередь с техническим развитием и массовым обществом, а, следовательно, и со стандартизацией и усреднением, тогда как "культура" представляется как совокупность достижений искусства и сфера личного совершенствования. Такое понимание культуры и цивилизации было предложено немецкими мыслителями И. Кантом и Ф. Теннисом.
В настоящий момент на нашей планете существует несколько типов цивилизаций (в широком смысле этого слова). Первая разновидность – это индустриальная цивилизация. Она характеризуется:
– развитием капитала и технических средств, являющихся предпосылками ускорения производственного процесса;
– новыми ценностями, имеющими гуманистический характер и отметающими средневековые ценности;
– парламентаризмом–системой правления, для которой характерно наличие представительного органа – парламента, осуществляющего законодательную власть, определяющего внутреннюю и внешнюю политику государства.
Западный тип цивилизации возник в бассейне Средиземноморья и, пройдя ряд стадий, привел в XIX-XX веках к возникновению так называемых современных обществ в Западной Европе и Северной Америке, для которых свойственно интенсивное производство. Европейская цивилизация выдвинула в качестве важнейшей ценности независимую, автономную личность, что, в свою очередь, послужило основой для выработки идей о гражданском обществе и правовом государстве.
Другой тип современной цивилизации – это незападные цивилизации, или традиционные общества. В них первостепенное значение имеют коллективные формы человеческого общежития.