В России (вторая половина XVII - XVIII ВВ. )

План лекции

Общественный строй.

Государственный строй.

Развитие права.

Абсолютистская тенденция. Во второй половине XVII века в России исходит складывание абсолютной монархии. Абсолютная монархия представляет собой такую форму правления, при которой царю принадлежит вся полнота власти в стране. Власть монарха не ограничена никаким органом, он ни перед кем не отвечает и никому в своей деятельности не подконтролен. Установление абсолютизма в России происходило в специфических условиях: существование крепостного права и сельской общины, борьба за политическую и экономическую независимость страны, выход к морю. Естественно на этот процесс оказывала влияние политика монархов, направленная на укрепление своей власти. Развитие абсолютизма в России связано с тем, что перестали созываться Земские соборы, в определенной степени ограничивавшие власть царя. Происходило укрепление приказной системы управления непосредственно подчиненной царю. Проводятся мероприятия, связанные с созданием постоянного войска. Усилилась финансовая независимость царя в связи с развитием торговли, введением новых налогов и т.д. Падает значение Боярской Думы, меняется ее состав. Об этом убедительно свидетельствует следующий факт: в 1688 году из 62 членов Боярской Думы лишь 28 человек принадлежали к старинным родам, 34 были выходцы из дворян или купцов. Дума стала редко созываться, а ее место стала занимать, так называемая, "Тайная" или "Ближняя" дума из приближенных царю людей, с которыми решались основные вопросы, определявшие политику государства. Происходил процесс подчинения церкви государству. Окончательное оформление абсолютизма происходило России при Петре I. Интересна оценка, данная А.А. Кереновским в "Истории русской армии", роли царя: "Будучи помазанником Божьим, проникнутым сознанием святости самодержавного строя - русский царь Богу одному отдавал отчет о своих действиях, управлял вверенной ему Богом страной по совести - через посредство лучших ее людей и не вверял судьбы ее бессмысленной толпе, никогда не знающей, чего хочет, и е вожакам толпы, слишком хорошо знающим, чего хотят". Эта приведенная нами мысль военного историка лучше всего доказывает, как воспринималась идея неограниченной власти монарха. С 1653 года перестали созываться Земские Соборы. В 1701 году функции Боярской Думы переходят к "Ближней канцелярии". Она объединила работу важнейших государственных органов. Люди, работавшие в данной канцелярии, именовались министрами, а их совет получил название Консилии - министров. Держа совет в ней, царь решал важнейшие вопросы. В 1711 году был учрежден Сенат, и с этого времени окончательно перестает функционировать Боярская Дума, т.е. исчез последний орган, который в определенной степени ограничивал власть царя. Происходит и законодательное закрепление абсолютной монархии. В толковании к артикулу Воинского устава говорится: "...его величество есть самовластный Монарх, никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу власть имеет свои Государства и земли, яка христианский государь своей воле и благомлению управлять". В Уставе духовной коллегии вновь звучит положение об абсолютной власти монарха. Оно звучит так: "Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться Сам Бог за совесть повелевает". В октябре 1721 года Петр I становится императором, а Россия империей.

Возникновение абсолютизма в России было закономерным явлением. Такие же изменения произошли в Англии, Франции, Германии. Однако у Российского абсолютизма были и свои особенности. Они заключались, главным образом, в том, что для него была характерна высокая степень централизации власти, наличие разветвленного чиновничьего аппарата, многочисленной армии. Историки и правоведы выделяют в качестве особенности развития общественного строя в данный период стремление государства к четкой правовой регламентации каждого из четырех сословий, на которые делилось все население страны: дворяне, духовенство, крестьяне, городское население.

Рассмотрим положение дворянства. В данный период происходил процесс дальнейшего расширения и закрепления привилегий дворянства. У дворян было монопольное право владения земельной собственностью. В 1721 году крепостничество получило право покупки деревень с крестьянами, но при соблюдении обязательных условий работы этих крестьян на вновь создаваемых мануфактурах. Наиболее крупными владельцами земли оставались светские феодалы. Самым крупным владельцем земли был, естественно, монарх. Среднее дворянство России составляло основную массу землевладельцев. Как среднее, так и мелкое дворянство составляло опору монархии, добивалось слияния в правовом отношении вотчины и поместья. Как вы уже хорошо знаете, многое в решении этой проблемы было сделано при принятии Соборного Уложения в 1649 году. Но, к сожалению, этот процесс не завершился, и окончательного управления в правах вотчины и поместья не произошло. Поместья нельзя было продавать.

23 марта 1714 года указ Петра I "О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах" установил, что права распоряжаться вотчинами и поместьями становятся одинаковыми. Одинаковые принципы устанавливаются для наследования вотчин и поместий. Сами понятия вотчины и поместья сливаются в одно недвижимое имение. Феодальная собственность на землю продолжает оставаться собственностью с ограниченным правом распоряжаться ею. Также Указ о единонаследии запрещает отчуждать недвижимое имущество. Указ сыграл большую роль в укреплении положения дворянства, превратив их поместья в наследственную собственность. Дворян, естественно, не удовлетворяло положение, по которому земельная собственность могла передаваться только одному из сыновей. В 1731 году это ограничение было отменено. В январе 1718 года было законодательно закреплено положение дворянства как сословия, которое не платит подушную подать.

Для этого периода характерно превращение дворянства в единое сословие. Большую роль в укреплении правового положения дворянства сыграл Табель о рангах. По ней военная служба уравнивалась с гражданской, что привело к укреплению государственного аппарата более подготовленными кадрами. Были установлены сроки службы в определенном чине. Те, кто дослуживал до чинов VIII класса, становились наследственными дворянами, а те, кто дослуживал с XIV до IX чина, получали только личное дворянство. Вместе с чинами получали, как правило, имения и, таким образом, пополнялся класс дворянства. В ХVIII веке произошли существенные изменения в определении правового статуса службы дворян. Если при Петре I служба для дворян была пожизненной, то в 1730 году был установлен 25-летний срок их службы. А по манифесту Петра III (1762 год) "О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству" они освобождались от обязанностей военной и государственной службы. Были расширены права дворян я в отношении крепостных. Важным правовым документом, направленным на консолидацию дворянского сословия и закрепления его привилегий, стала "Жалованная грамота дворянству" 1785 года. В этой грамоте подтверждалось освобождение дворян от обязательной службы и право собственности дворян не только на землю, но и на ее недра. Им разрешалось иметь фабрики и заводы, заниматься торговлей. Дворяне были освобождены от личных податей, телесных наказаний. Им было предоставлено право созывать уездные и губернские дворянские собрания.

Происходил процесс складывания духовенства как сословия. Оно делилось на черное (монашествующее) и белое (несущее службу в церквях). Собственность духовенства ограждалась тарханными грамотами.

Происходил процесс огосударствления церкви. В 1722 году устанавливаются жесткие правила приема в духовное сословие. 26 февраля 1764 года издается Указ, по которому церковь лишается всех вотчин. В результате реализации этого указа свыше 800 тыс. душ мужского пола были переведены на. положение государственных. По этому указу было оставлено на правах пользования архиерейских домов до 30 десятин населенных наделов, 6-9 десятин для монастырей.

Положение крестьянства. Основную массу населения составляли феодально-зависимые крестьяне. Крестьяне подразделялись на помещичьих, государственных, экономических, посессионных и дворцовых. Существовали различные формы несения повинностей крестьянами: барщина, оброк, рекрутские наборы, подушная подать. Барщина в черноземных районах доходила, до 5-6 дней в неделю. В нечерноземной полосе, как правило, платился денежный или натуральный оброк. В ноябре 1718 года была введена подушная подать с помещичьих и монастырских крестьян, размер которой составил 74 копейки с ревизской души. Помещики обладали широкими полномочиями в отношении крестьян. Они распоряжались ими как своей собственностью. С 1721 года появились посессионные крестьяне; это крестьяне, живущие в имениях, купленных купцами и приписанные к определенным мануфактурам.

Город. Росло население городов. Создавались органы городского самоуправления - магистраты, кроме этого существовал посадский сход - собрание населения всего посада. На этом собрании избирался посадский староста, члены магистрата. В 1721 году был принят регламент Главного магистрата. По нему посадское население делилось на знатных, регулярных и "подлых" людей. В свою очередь регулярные граждане делились на две гильдии. В первую гильдию входила верхушка посада, а во вторую - мелкие торговцы и ремесленники. У "подлых людей"- отсутствовало право участвовать в городском самоуправлении. Гильдии имели свои органы - гильдейские сходы, на которых выбирались старшины. А ремесленники, входившие во вторую гильдию, создавали свои особые корпорации - цехи.

Глава государства. Во главе государства стоял абсолютный монарх, ему принадлежала высшая законодательная, исполнительная, судебная власти. Ему также принадлежала высшая власть в вооруженных силах. Он являлся и главой церкви.

Губернское деление. В ХVIII веке были проведены крупные реформы государственного управления. В 1708 году было введено новое административно-территориальное деление. По губернской реформе (18/ХII - 1708 года) Россия была разделена на 8 губерний: Московская, Ингерландская, Киевская, Смоленская, Архангельская, Казанская, Азовская, Сибирская. Но в 1711 году группа городов Азовской губернии, приписанных к корабельным делам в Воронеже, становится Воронежской губернией. Петр I ввел трехзвенное административное деление по схеме: губерния, провинция, уезд. К 1775 году в империи насчитывалось уже 23 губернии, а к концу века их число достигло полусотни. При Екатерине II установлена численность 300-400 тыс. душ для губернии и 10-30 тыс. душ для уезда. Экономические связи и национальный состав при создании губернии не принимались во внимание. Новое деление обеспечивало достижение двух главных целей: удобство сбора налогов и полицейских функций.

При Петре I учреждается Сенат, выполняющий функции законодательного, административного и судебного органа. В феврале 1726 года создается Верховный Тайный Совет, который оттесняет Сенат. Если при Петре I он подчинялся непосредственно императору, то теперь между ними стоял Тайный Совет, Но Верховный Тайный Совет существовал до 1730 года. В 1730 году он был упразднен.

Коллегии. При Петре I вводится система коллегий. Первоначально их было 9. Они становятся органами отраслевого управления. При этом каждая из коллегий ведала четко определенной отраслью управления: иностранные дела; адмиралтейская - ведомство флота; юстиц-коллегия; камер-коллегия – ведомство государственных расходов; ревизион-коллегия-ведомство финансового контроля; коммерц-коллегия, мануфактур и берг-коллегия. В каждой коллегии 11 членов: президент, вице-президент, четыре советника, 4 ассесора, к которым с чином советника или ассесора присоединялся один иностранец.

Претерпевает изменения и система местного самоуправления: во главе губерний - губернатор, обладавший широким кругом прав и подчинявшийся непосредственно Сенату и коллегиям. Существовал специальный совещательный орган при губернаторе - ландратская коллегия. При Екатерине II вместо ландратской коллегии учреждается губернское правление. Вводится должность вице-губернатора, который осуществляет функции помощника губернатора, руководит Казенной палатой - органом местного финансового управления. Получают развитие и органы дворянского самоуправления: губернские и уездные дворянские собрания, в состав которых входят дворяне, отвечающие определенному возрастному и имущественному цензу, собрания губернских и уездных предводителей дворянства.

Правоохранительные органы. При Екатерине полицейские функции возлагались на городничих, в городах с военными гарнизонами - на комендантов гарнизонов. В 1782 году создается новый полицейский орган - Управа благочиния. Она утверждалась в каждом городе и была коллегиальным органом. Во главе ее стоял обер-полицмейстер. Город делился на части во главе с частными приставами. Части в свою очередь делились на кварталы во главе с квартальными надзирателями.

При Петре сохраняются некоторые судебные функции за административными органами. Право суда по земельным дедам принадлежит Вотчинной коллегии. Камер-коллегия рассматривает преступления против финансовых прав государства. Надворные и нижние суды действуют под надзором администрации. После смерти Петра I эта система стала свертываться, а функции общегражданских судов были переданы губернаторам и воеводам.

Судебные органы. При Екатерине II происходит более последовательное отделение суда от администрации. Судебные органы носили сословный характер. Существовали специальные суды: суд для дворян, горожан, государственных крестьян. Помещичьи крестьяне подлежали вотчинной юрисдикции. Каждый из судов имел 2 ступени: для дворян - уездный суд I инстанции; верхний земский суд II инстанции - один на всю губернию. Для мещан — городской и губернский магистраты. Для свободных крестьян существовала нижняя расправа в уезде и верхняя расправа в губернии.

В каждой губернии было по одному совестному суду -название происходит от возможности пользоваться не только законом, но и совестью, естественной справедливостью. Высшей судебной инстанцией губернии являлись две палаты гражданского и уголовного суда. Высшим судебным органом стал Сенат. Были созданы управы благочиния; следствие по всем, уголовным делам было передано этим управам. Создаются и специальные органы борьбы с политическими преступлениями (Преображенский приказ, позднее Тайная канцелярия). Учреждается и должность генерал-прокурора при Сенате и прокуроров при коллегиях и надворных судах.

При Екатерине создаются должности прокуроров при всех сословных губернских судах и губернских правлениях. Прокурор губернского правления считался губернским прокурором, старшим над прокурорами сословных судов. Сам он находился в двойном подчинении губернатора и генерал-прокурора империи. Вводится должность стряпчих. Стряпчие уголовных дел помогали прокурорам в надзоре над судами. В уездах прокурорский надзор осуществлял уездный стряпчий.

Анализируя законодательную деятельность Петра I, необходимо подчеркнуть ее меньшую казуистичность, более высокий уровень обобщений, более четкую систему и последовательность, более высокий уровень юридической техники. В то же время правовые акты засорены массой иностранных слов.

Детализация законодательства. В 1722 году издается указ "О хранении прав гражданских", в котором подчеркивается большое значение исполнения законов. В первой половине XVIII века ежегодно в среднем издавалось по 160 указов. Становится разнообразней и терминология: табель, плакат, военный артикул. Законодательство отличается мелочной регламентацией. При Петре создаются отраслевые кодексы,- происходит кодификация военных отраслей права. Создается воинский артикул - первый в русском праве уголовный кодекс. Издается краткое изображение процессов, посвященное целиком процессуальному праву и судоустройству в военной юстиции.

Пенитенциария. Тюрьмы занимают заметное место среди карательных органов. По "Учреждению об управлении губерниями" 1775 года создавались смирительные дома, в которые могли направляться и лица, не совершавшие преступлений, но по заключению административной власти являвшиеся "лицами непотребного и невоздержанного жития". В этот же период времени создаются работные дома для неимущих.

Источники права. Основными источниками права являлись законы, изданные государством в форме указов, регламентов, уставов, манифестов. Указы касались важнейших и самых разнообразных сторон деятельности государства. В качестве примера можно привести Указ о единонаследии от 18 марта 1714 года, Табель о рангах.

Регламенты - акты, определяющие создание государственных органов управления, их состав, порядок деятельности. Например, Генеральный регламент коллегий от 29 февраля 1720 года. Уставы-сборники законов, объединяющие нормы права, относящиеся к определенной сфере деятельности и государства. Так, например, Воинский устав, в котором излагались нормы, регулирующие жизнь армии. Манифесты издавались в особо торжественных случаях. Продолжало действовать Соборное Уложение 1649 года.

Большое место в развитии права в XVIII веке отводилось уравниванию в правовом положении поместий и вотчин. Уделяется внимание созданию правовых гарантий деятельности в промышленности и торговле. Государство имело преимущественное право перед другими лицами при покупке золота, серебра, меди и селитры. Все остальные металлы промышленник мог продать кому угодно внутри страны и тог хо по разрешению Берг-коллегии за границу. Для строительства заводов по добыче и переработке золота, серебра, меди, государство давало взаймы денег на строение. Эти предприятия считались собственностью монарха, который как бы давал их в пользование владельцам. Происходит развитие и залогового права. Можно было закладывать свое движимое и недвижимое имущество.

Обязательства из договоров. Происходит развитие обязательственного права. Расширяется применение договоров подряда, поставки, поклажи, товарищества, займа, личного найма, купли-продажи, мены, дарения, найма имущества. Разные сословия обладали различными правами в области обязательственного права. Большие ограничения были введены для крестьян, мещан. А дворянство, духовенство и купечество пользовались большими правами.

Распространяется имущественный найм. Его предметом может быть как движимое, так и недвижимое имущество. Так, например, наем земельных участков для сооружения лавок, складов (купцами), развивается наем судов речных, морских. Происходит упрощение договоров найма. Вначале этот договор совершался определенными способами при определенных формальностях, с взиманием при этом огромных пошлин. А затем простым способом - явочным и домашним. При явочном способе договор составлялся самими сторонами, а затем регистрировался в государственных органах. При домашнем способе вообще не требовалось никакой регистрации.

Получает развитие договор поклажи, упрощается порядок его заключения. С 1726 года разрешается заключать этот договор без письменных актов, смягчается и наказание за присвоение хранимого имущества. Широко известен и договор товарищества. При нем несколько лиц обязуются друг другу соединить свои капиталы и совместно действовать в целях какой-либо хозяйственной деятельности (промышленные и торговые товарищества). Получают развитие договоры подряда и поставок. Договор подряда состоит в производстве для заказчика какой-либо работы. А договор поставки - поставить какие-либо товары для заказчика.

В 1729 году издается первый вексельный устав. Он регламентировал хождение векселей во внутреннем и внешнем оборотах.

Вопросы наследования. Происходят изменения в наследственном праве. По указу о престолонаследии 1714 года вводились большие ограничения в наследовании, как по закону, так и по завещанию. Недвижимое имущество можно было завещать только какому-нибудь одному родственнику. При этом сыновья имели преимущество перед дочерьми, дочери перед более отдаленными родственниками. А движимое имущество можно было разделить между другими детьми по своему усмотрению. Аналогичный порядок существовал и при наследовании по закону, в этом случае все недвижимое имущество получал старший сын, а движимое делили поровну все остальные дети. Этот указ преследовал, по мнению Петра I, три цели:

Податные цели.

Сохранение крупных имений.

Заставить дворян служить государству.

Семейное право. На протяжении XVIII века менялись нормы, относящиеся к заключению брака, в первую очередь о брачном возрасте: для жениха - 20 лет, для невесты - 17 лет. После смерти Петра I вновь вернулись к прежней норме: 15 и 13 лет. В 1830 году - 18 и 16 лет. В XVIII веке был установлен и верхний возраст вступления в брак - 80 лет.

При Петре I был сокращен разрыв между венчанием и обручением до 6 недель, а в 1775 году венчание было соединено с обручением. Запрещалась женитьба слабоумных, неграмотных дворян, офицерам без согласия дворянства, осуждались браки с большим различием в возрасте. Жена сохраняла право собственности на приданное и на благоприобретенное имущество, включая право распоряжения недвижимостью. Сохранялся принцип полного подчинения детей родителям, наказание детей розгами.

Развод был весьма затруднен. Но и в XVIII веке принимаются законы, устанавливающие основания прекращения брака (политическая смерть или ссылка на вечную каторгу) и для развода (пострижение супругов в монашество, безвестное отсутствие одного из супругов).

Изменения в уголовном праве. В XVIII веке происходит развитие уголовного права. Впервые появляется современный термин - преступление, создается учение о составе преступления, Уже говорится об ответственности малолетних, подлежащих наказанию. Освобождение их от ответственности допускается, но не является обязательным. То же относится и к невменяемым. Опьянение рассматривается как отягчающее обстоятельство.

Рассматриваются различные формы соучастия, но ответственность за них одинакова. Происходит и дальнейшее разграничение преступлений по субъективной стороне. Предусматриваются умышленные, неосторожные и случайные деяния.

В законе стадии подготовки преступлений различаются, однако наказание за приготовление, покушение и оконченное преступление одинаково.

Виды преступлений. Особо рассматриваются следующие преступления:

Против церкви.

2, Государственные преступления: воинское дезертирство, неявка на службу, насилие в отношении мирного населения – 10 глав закона (4-15) сопротивление офицеру; нарушение правил строевой и караульной службы, нарушение правил обращения с военнопленными.

Система наказаний. Усложняется система наказаний, начинает использоваться труд осужденных. С 1699 года вводится каторга. При Петре I расширяется круг наказаний, за которые вводилась каторга. Первоначально под каторгой понималось использование заключенных как гребцов на галерах (по-русски каторгах), но вскоре под каторжными работами стали пониматься иные тяжкие работы, в особенности при сооружении портов. Каторга была пожизненная, бессрочная, срочная. Срочная назначалась на 10-20 лет, бессрочная применялась в двух случаях: помещик, сославший своего крестьянина, мог в любой момент вернуть его обратно, а должник освобождался после обработки долга. Пожизненных каторжных клеймили. На каторгу отправляли (кроме пожизненной ссылки) не только осужденных, но и его семью.

Расширяется применение тюремного заключения, появляются новые виды мест лишения свободы - смирительные и работные дома для менее опасных преступников.

Процессуальные действия. Происходит рост удельного веса розыска, т.е. замена состязательного принципа следственным, инквизиционным. Она привела к полной победе розыска в начале правления Петра I. Ужесточение репрессий, свойственное переходу к абсолютизму определилось и в процессуальном праве.

21 февраля 1697 года издается указ "Об отмене в ссудных делах очных ставок, о бытии вместо оных расспросу и розыску, о свидетелях, об отводе оных, о присяге, о наказании лжесвидетелей и о пошлинных деньгах"; полностью отменялся состязательный процесс с заменой его следственным, инквизиционным.

Указ 21 февраля 1697 года дополняется "Кратким изображением процессов или судебных тяжб". Оно, основываясь на принципах указа 1697 года, развивает их применительно к военной юстиции, военному судопроизводству. В 1715 году "Краткое изображение процессов" выходит одним томом с Артикулами. Он представляет собой специальный закон по отношению к Указу 1697 года. По этим документам отдельные элементы состязательности все же сохраняются: определение круга спорных вопросов и доказательств, обмен челобитной и ответом, проявление инициативы в движении дела. Инициатива сторон сужается за счет применения прав суда; деятельность суда все более и более регламентируется законом, воля сторон и воля суда все более заменяется волей законодателя.

"Краткое изображение" посвящено почти полностью вопросам судоустройства и процесса. Изредка встречаются статьи, характеризующие нормы материального уголовного права. Отделение процессуального права от материального - большое достижение русской законодательной техники начала XVIII века. По разграничение уголовного и гражданского процесса еще не произошло, хотя некоторые особенности уже наметились.

Документ построен четко: сначала идут две главы, носящие как бы вводный характер. В этих главах дается основная схема судопроизводства и некоторые общие положения ведения процесса. Затем идет последовательное изложение хода процесса, своеобразно разделенное на три части. Пожалуй, впервые в русском праве четко даются общие направления процессуальных понятий. Некоторые статьи закона содержат в себе не только норму права, но и ее теоретическое обоснование.

Закон закрепляет стройную систему судебных органов, неизвестную до Петра I, довольно четко регламентирует вопросы подсудности. Для осуществления правосудия создаются специальные органы, но они еще полностью не отделены от администрации. Судьями в военных судах являются командиры, в качестве II инстанции выступает соответствующий начальник, приговоры судов в ряде случаев утверждаются вышестоящим начальством. Отсутствует деление на предварительное производство и производство дел непосредственно в суде.

5 ноября 1723 года выходит именной указ "О форме суда"; по этому указу отменяется розыск, и суд становится единственной формой процесса. Екатерина II издает "Учреждение для управления губерний". Создается четкая система основных судов. Подробно в этом законе рассмотрена многоинстанционная система обжалования приговоров и решений. Например, решения уездного суда могли быть обжалованы в верхний земский суд, а решения этого суда по определенному кругу дел в губернские судебные палаты. Верховным кассационным судом оставался Сенат.

Начавшийся во второй половине XVII века, процесс оформления абсолютной монархии завершился в первой четверти XVIII века. Для развития права характерна кодификация норм уголовного и процессуального права.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: