ЭТЮД - основное упражнение

Этюд в театральной школе - всегда небольшой отрезок сценической жизни, созданный воображением, «если бы», которое питается опытом, запасом наблюдений, живым чувством исполнителя. Этюд - это прежде всего событийный эпизод. Главное в нем, выстраивая сценический процесс по законам и образцам жизни (в самых экстравагантных театральных решениях), воссоздать событийное движение.

В основе этюдов лежит действие в предлагаемых обстоятельствах для достижения поставленной цели (что я делаю, для чего я делаю, в каких предлагаемых обстоятельствах), в котором и находят свое выявление все

внутренние элементы.

Сценическое

действие

в

этюде должно

быть

подлинным,

целесообразным, целенаправленным. Действие определяется глаголом, но глагол может быть действенным, а может быть результативным, Т.е.

провоцирующим чувство.

Вот цепочка глаголов: добиться, страдать, пытать, сомневаться, разгадать, переживать, торопиться, оглядеть, выведать, опередить, любить,

 

верить, умиляться, жалеть, догнать.

 

Их можно разделить на две группы:

1. Глаголы действия.

2. Глаголы результата. Добиться, пытать, выведать,

Страдать, сомневаться, любить,

жалеть, умиляться, торопиться,

разгадать, догнать, опередить,

переживать...

оглядеть...

 

Мы знаем, что чувство играть нельзя, оно не поддается фиксации, оно рождается в результате действия. Чувство - результат. Но именно оно -

самое ценное в искусстве - живое чувство, рожденное человеком - артистом в результате борьбы, в которой необходимо активное действие.

 

Действенность или бездейственность поведения зависят от

='::1ьпа, прожитого чувством, оттого, что пробуждает в воображении не =рокатные, а живые ассоциации, тогда и действенная природа поведения 3.2крывается легче и вернее.

На первых порах освоение способности органично действовать в >:.iОВИЯХ этюда для одного участника, ограниченно простейшими заданиями

несложными предлагаемыми обстоятельствами и небольшой

=спхологической нагрузкой.

Практические занятия начинаются с этюдов на одного участника..\1узыка вводиться лишь по мере овладения студентами принципов::lО.J.iИННОГО действия в предлагаемых обстоятельствах ради достижения "J:оставленной цели.

Для перехода к этюду, основанному на музыке студенты должны::-::рпобрести известные навыки музыкального анализа. Эти навыки =риобретаются в курсе дисциплины «Теория музыки», которая преподается ~a специализации. Анализ музыкального произведения проводиться.20ю,rестно с преподавателем «Теории музыки» или концертмейстером.

По завершению анализа музыкального произведения студент должен Э.iб1ентарно разбираться и уметь осветить следующие его стороны.

1. Анализ музыки:

1) Автор данного произведения.

2) Содержание и жанр.

3) Форма музыкального произведения.

4) Темп, характер и динамика (авторские указания исполнителю).

5) Основная ладо - тональность.

6) Ладо - тональность изменения внутри произведения.

7) Размер.

8) Особенности мелодии (в каком голосе звучит строение - тактовое

 

или затактовое; предложение и фраза; особенности интонационного и ритмического рисунка).

9) Ладо - гармонические функции главных этапов в развитии конфликта, взаимоотношение тем.

10. Способы музыкального изложения, примененные в данном

про изведении автором.

11. Эмоционально - смысловое содержание частей.

11. На основе анализа - замысел этюда:

12) Место действия, время действия.

13) Главное событие (что произошло).

14) Кто действует?

15) Что делает?

16) Для чего делает?

17) Каковы предлагаемые обстоятельства этюда?

18) Содержание этюда.

,.

111. Осуществление этюда:

19) Построение партитуры действий.

20) Разметка опорных пунктов действия в музыке.

21) Самостоятельные репетиции этюда.

22) Показ работы на курсе.

23) Исправление и доработка этюда по полученным замечаниям

24) Сдача работы.

в подходе работы этюдов на музыкальном материале мы обращаемся к оригинальной методике Александра Немеровского. Особенностью этой

методики является воспитание в актере умения органически сочетать движение и действие, где движение является своеобразным «манком» к

 

внутреннему самочувствию. Принцип «от внешнего» к

,<внутреннему» является, на наш взгляд, основополагающим в воспитании актера - хореографа.

Упражнения - этюды, предлагаемые А. Немеровским, помогают студентам органично существовать в этюде на музыку. И мы в своей практике с большим удовольствием используем эти упражнения - этюды.

Суть их заключается в следующем. Студентам предлагается несколько раз прослушать музыкальное произведение, которое должно состоять из,.]вух равных (по шестнадцать тактов каждая) музыкальных частей, всего тридцать два такта. Музыка проигрывается концертмейстером несколько раз в четырех вариантах;

1) обе части исполняются медленно;

2) обе части исполняются быстро;

3) первая часть исполняется быстро, вторая часть исполняется медленно;

4) первая часть исполняется медленно, вторая часть исполняется быстро.

Примером музыкальных произведений могут служить «Песня без слов» (<<Весенняя песня») Мендельсона, «Юмореска» Дворжака, вариация для солиста из «Жизели» Адана. В дальнейшем каждому студенту или группе не более чем из трех человек предлагается сочинить этюд, в котором были бы точно обозначены начало, развитие и окончание действия.

Студент выполняет этюд четыре раза:

1) весь этюд медленно;

2) весь этюд быстро;

3) первая часть этюда быстро, вторую - медленно;

4) первая часть этюда медленно, вторую - быстро;

 

Требования, предъявляемые студенту:

1) Начало и окончание этюда должны совпадать с музыкой.

2) Обязательны совпадение движения с музыкой (однако ритм движения может варьироваться).

3) Неизменность пластического рисунка движения во всех вариантах.

4) Органичное поведение во всех вариантах.

 

При выполнении этюда в четырех вариантах он обязательно должен состоять из двух частей. Начало второй части упражнения должно совпасть с началом исполнения второй части музыкального произведения.

Для пояснения развития действия в музыке и с музыкой может служить этюд «Свидание».

«Свидание»

Первый вариант (обе части исполняются медленно).

Студент входит в комнату и не торопясь, подходит к окну.

Внимательно смотрит на улицу, замечает девушку, машет рукои и не торопясь уходит. (Все движения выполняются медленно, ритмические варианты движений и паузы выбираются самим студентом).

J

Второй вариант (обе части исполняются быстро).

Те же движения выполняются быстро, ритмические варианты выбираются студентом. Оправданием такого характера движений является радостная встреча.

 

Третий вариант (первая часть - быстро; вторая - медленно).

Движения в первой части этюда до того момента, как юноша увидел девушку, выполняются быстро, в соответствии с темпом, предложенным

 

ЭТЮД «Птицелов» 6

Первый вариант

(обе части исполняются медленно).

Движение

Выходит птицелов с силками и специальным приспособлением на веревочке. Оглядывается. Ставит силки, отходит в сторону, следит за «полетом птицы». Когда она приближается к силкам (все эти движения должны совпадать с первой частью музыкальной фразы), он дергает за веревочку. Это движение должно совпасть с началом

второй части в музыке. Птица оказывается в силках. Птицелов подходит к силкам берет поЙJvtанную птицу и уходит.

 

Опvавдание

Торопиться некуда, работа

привычная и не первыи раз прuxодиться этим заниматься.

Второй вариант

(обе части исполняются быстро).

Движение

Те же движения, что и в первом варианте, но выполняются они быстро. Движение - дернул за веревочку - должно,

как и в первом варианте, совпасть с

Оправдание

Времени мало, уже темнеет, нужно спешить. Очень обрадовался, что поЙJvtал птицу, это не часто бывает и скорее

1988.

6 Примеры этюдов даны по книге А. Немеровского «Пластическая выразительность актера». - М.,

v v

началом второи части музыкальнои

фразы.

бежит домой.

Третий вариант

(первая часть исполняется быстро, вторая медленно)

 

Joio---

Движение

Движение, как и во втором варианте, до того как птицелов дернул веревочку, выполняется быстро, в соответствии с мелодией.

­,

­,

 

 

Оnгювдание

Времени мало, надо торопиться. Удача! Птица в силках (первая часть). Нужно осторожно, не

торопясь взять птицу, попался интересный экземпляр, как бы она не вылетела из силков (вторая часть).

Четвертый вариант

(первая часть исполняется медленно, вторая быстро.

Движение

Движения, как и в первом варианте, до того момента как птицелов дернул за веревочку, выполняются медленно. Движение ­дернул за веревочку - совпадает с началом второй части музыкальной фразы, которая исполняется быстро, и все последующие движения также выполняются быстро, в темпо -

 

~

 

ритмическом соответствии с

музыкои.

Оnгювдание

Не надо шуметь и торопиться, можно спугнуть птицу. Все делается бесшумно и осторожно (первая часть). Птица в силка - какая радость! Надо скорее идти домой, похвастаться удачей (вторая часть)

 

Практические навыки создания музыкального этюда на одного -=:~.-=~BeKa с постепенным усложнением отбираемых для работы музыкальных =-=;::"~::зведений, а отсюда - и предлагаемых обстоятельств этюда, его =-=':~~О.-IOгическая нагрузка приобретаются и развиваются на индивидуальных

 

 

В этюдах подобного рода отрабатывается также умение осознать ':',~=C:lOBoe содержание действий и поступков, умение мыслить, нести:-'-:,-. mреннuй монолог. Внутренний монолог органически присущ любому =-=-; ОЯБ.-Iению жизни человека, он является одним из важных возбудителей .::~:-::epCKOГO творчества в хореографическом жанре сценического искусства. ':-::='ЭТО:\fУ воспитанию способности мыслить в процессе исполнения этюда,::.::.:~ воспроизведения отрезка жизни, придается особое значение.

Навыки внутренней речи тренируются уже в процессе упражнений. 3'.~eCTe со студентом, выполняющим упражнение «Подсолнух», мы =-=-;П.J)'У1ываем текст и как бы накладываем его на действие. «Подсолнух» -; 2ННИМ утром на лугу. Медленно открывает глаза, как бы заново осматривая.-=-:'Т и его обитателей: растения, насекомых, облака на небе, сравнивая с тем, '-::-::0 было раньше и что изменилось.

I Внутренний монолог: «Как тихо» Слава Богу, сегодня не пасмурно»

Вон далеко-далеко небо совсем чистое. А где же тоненькая березка? Вчера бы.-Т сильный ветер и она едва стояла на ногах...»

Нужно добиться того, чтобы текст произносился мысленно, в хорошо С.1ЫШИМЫХ, Т.е. ярко себе представляемых интонациях. В этом случае тело актера, его жест принимает, помимо его контроля, правильную окраску, отвечающую содержанию сочиненной фразы и желаемой интонации.

Педагог обращает внимание студентов на то, как выразительны бывают фигуры спорящих или доказывающих что-то друг другу собеседников на у:тице, когда они увлечены. Наблюдая, издали их беседу, мы видим их движения, не слышим голосов. Мы также видим как выразительно их

 

поведение и жесты. А что заставляет их быть такими выразительными? - то, что они с таким увлечением и азартом на самом деле произносят. (Ведь нельзя же предположить, что они отрепетировали все свои жесты и движения заранее). Вот это и есть выразительная сила внутреннего монолога. Смысл произносимой речи рефлекторно отражается

на всем актерском организме.

При использовании внутреннего монолога, как определенного приема,

следует поставить условие исполнителям, не произносить вслух слов

монолога и даже не артикулировать при этом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: