Основное содержание диссертации

Во введении определена актуальность проблемы, выделены цель, задачи, предмет и объект исследования, перечислены используемые методики, сформулированы гипотезы, положения, выносимые на защиту, научная новизна и практическая значимость исследования.

 

Глава 1 «Проблемы и методы изучения динамики социальных представлений о празднике» посвящена теоретическому анализу проблем и методов изучения социальных представлений о празднике, а также содержит авторское определение и концептуальную модель праздника как социально-психологического феномена.

В Разделе 1.1 «Теоретические основания и научные подходы к проблеме изучения праздника» рассматриваются теории и подходы к научному изучению праздника в психологии и смежных гуманитарных науках: социологии, культурологи, этнологии, истории и пр. Формулируются актуальные направления изучения феномена праздника в разных отраслях психологической науки – психологии личности, нейропсихологии, психологии рекламы, психологии развития, организационной психологии и др. Обосновывается продуктивность подхода к изучению мифов через изучение феномена праздника в связи с исследованиями мифологических аспектов сознания современного человека. Сложность и многоплановость социально-психологической природы феномена праздника определяет и множественность ее детерминации, в связи с чем подходы к ее изучению должны быть комплексными. Рассмотрение социально-психологической природы праздника опирается как на теоретико-методологический анализ результатов, полученных в смежных гуманитарных дисциплинах, так и непосредственно на исследования, выполненные в социальной психологии. Изучение феномена праздника начинается в работах Аристотеля и Платона. В российской научной школе этот феномен исследовали И.М. Снегирев, Ю.М. Лотман, И.П. Сахаров, А.В. Терещенко, А.Н. Афанасьев, И.Ф. Буслаев. Зарубежная научная школа представлена такими исследователями как Р. Оппенгеймер и Дж. Фрезер. Вклад российских ученых (И.М. Снегирев, И.П. Сахаров, А.В. Терещенко, М.М. Громыко и др.) заключался как в этнографических описаниях русского праздника этнографического характера, так и в изучении взаимосвязи праздничного обряда с духовной жизнью русского крестьянства. Рассмотрены существующие теоретические модели праздника – солярная, трудовая, карнавальная и др. Особое внимание уделено работам М.М. Бахтина, в которых автор обосновал связь праздничных представлений с духовно-нравственным развитием человека. Идея М. Бахтина о связи праздника с идеалом позволила нам сформулировать определение феномена праздника как коллективного переживания радости от приближения к идеалу. Праздник стал предметом специального теоретического анализа и в работах таких зарубежных исследователей как Х. Кокс, Р. Кайуа, Р. Генон, Г.-Г. Гадамер, К. Жигульский, а также в трудах отечественных авторов – А.И. Мазаева и Н.А. Хренова. Особого внимания заслуживают работы А.И. Мазаева, в которых сущностные характеристики праздника рассмотрены сквозь призму категорий «праздничное время», «праздничное пространство», «праздничная свобода» и «праздничное мироощущение». Теоретический анализ данных категорий имеет важное значение для характеристики социально-психологической феноменальности праздника. Одним из первых научных исследований праздника в психологии можно считать работу, посвященную роли праздника в жизни человека (М.И. Воловикова, С.В. Тихомирова, А.М. Борисова, 2003). Работа М.И. Воловиковой «Представления русских о нравственном идеале» (М.И. Воловикова, 2004, 2005) определила направление исследований социальных представлений о празднике. Также дан обзор современных работ по исследованию праздника: А.И. Ракитянской, Е.В. Алексеевой, И.В. Гужовой, М.А. Слюсаренко, О.В. Калачовой, Г.Г. Карповой, Т.Н. Бояк, Т.Н.Золотовой и др.

В Разделе 1.2 «Социально-психологические аспекты изучения феномена праздника» сформулировано авторское определение феномена праздника в его социально-психологическом аспекте. Праздник – это социально-психологический феномен коллективного эмоционального состояния переживания радости, имеющий поводом значимое событие или дату, регулируемый ритуалом, ограниченный в пространстве и времени, в котором субъект праздничной деятельности, коллективный и индивидуальный, в символико-коммуникативной форме переживает радость от сближения с идеалом, а также утверждает свою идентичность и нравственные нормы. Выполнен этимологический анализ слова праздник по словарям русского языка и рассмотрена его этимология в ряде европейских языков – английском, грузинском, голландском, французском, итальянском. Этимология слова «праздник» и его смысловые значения в разных языках содержат смысловую связь с такими значимыми для человека переживаниями и жизненными событиями как святой день, сакральный смысл, ожидание чуда, радость, торжество, отдых и выходной день, отличный от будней. Представлена авторская концептуальная модель праздника. Теоретический анализ позволил выделить в празднике следующие структурные компоненты: коллективные эмоциональные переживания радости; присутствие символов; мифологическое содержание; общение (непосредственное и в символической форме); консолидация сообщества и утверждение в нем своей идентичности; утверждение и передача младшему поколению нравственных идеалов; позитивное эмоциональное научение; творческая свобода и ее проявления в виде танцев, песен, пожеланий, состязаний, игр; регулирование ритуалом начала праздника, его последовательности и завершения.

В Разделе 1.3 «Социально-психологические функции и классификации праздника» на основе теоретического анализа научных источников и качественного анализа текстов сочинений о запомнившемся празднике выделены социально-психологические функции праздника: консолидирующая, коммуникативная, компенсаторная, рекреационная, аксеологическая, формирующая личные и коллективные идентичности, темпоральная, эстетическая, мифологическая, символическая, психотерапевтическая, мировоззренческая, гедоническая, воспитательная, социализирующая. Анализируются разные классификации праздников. В основу авторской классификации положен тип сообщества празднующих людей, т.е. характер той или иной социальной группы. Тем самым праздники разделяются на семейные (день рождения, свадьба, венчание); праздники трудового коллектива (корпоративный праздник, праздник учебного класса, студенческой группы); праздник села или города (день города, ярмарка мастеров и др.); конфессиональные (Пасха, Курбан Байрам, Ханука и др.); профессиональные (день танкиста, день учителя и пр). Этнические праздники во многом связаны с конфессиональными, хотя каждый народ имеет свой праздничный календарь и характерные только для него особенности празднования. Кроме того, существуют государственные праздники и общепланетарный праздник (Миллениум).

В Разделе 1.4 «Роль праздника в формировании идентичности и ценностей» проанализирован процесс формирования этнической идентичности и ценностей в празднике. Передача этнической традиции, этнических ценностей младшему поколению проходит в эмоционально благоприятной обстановке, без нравоучений и насилия, в естественных условиях в форме песни, игр, танцев, застольных пожеланий. Помимо этнической идентичности в процессе праздника формируются и другие групповые идентичности, например, идентичность со школьным классом, своим городом, фехтовальным клубом. Полученный субъективный опыт празднования в конкретной социальной группе помогает формированию идентичности с группой. Праздник создает идеальные возможности для интериоризации личностью ценностей группы, поскольку именно эмоционально принятые явления и активность отношения к ним личности позволяют принять групповые ценности. Поэтому праздник является благоприятным временем для формирования ценностей коллективного и индивидуального субъектов.

Раздел 1.5 «Значение праздничного ритуала и символов в целостном феномене праздника» посвящен анализу значения праздничного ритуала и символов праздника. Ритуал в празднике имеет организующее и регулятивное значение. Праздник не может функционировать в культуре вне ритуала, равно как и без эмоционально-рефлексивного отклика заинтересованных в ритуале людей. В праздничном ритуале важнейшее место занимает невербальная символическая коммуникация. Феноменологическая суть праздничного ритуала заключается в том, что, с одной стороны, он регулирует время праздника, с другой - предоставляет участникам празднества необыкновенную свободу для творчества. Нередко обеднение символической коммуникации происходит в связи с размыванием границ ритуала, когда праздничные символы выходят за рамки праздничного ритуала и переходят в разряд будничных, что нарушает процесс воспроизводства ритуала и вызывает его социальную трансформацию. Трансформация праздничного ритуала вызвана, прежде всего, общим направлением развития современного общества в сторону общества потребителей, в котором сам праздник становится предметом потребления. Проведен анализ праздника как коллективного эмоционального переживания. Праздник несет в себе коллективное эмоциональное переживание радости, а праздничный ритуал играет роль регулятора коллективного праздничного эмоционального переживания. Потребность в праздничных переживаниях настолько велика, что может быть сравнима с самыми насущными потребностями человека - в еде, одежде и жилище, а в трудные времена праздник может стать средством выживания человека, являясь источником восполнения психических ресурсов.

Раздел 1.6. «Проблемы изучения социальных представлений в отечественной и зарубежной психологии» посвящен исследованиям социальных представлений в отечественной и зарубежной психологии. Представлен подробный обзор работ. Показано, что в рамках изучения социальных представлений о празднике наиболее продуктивным является обращение к личностно-ориентированной теории социальных представлений К.А.Абульхановой (К.А. Абульханова, 2002). При исследовании представлений о празднике перспективным является изучение взаимовлияния представлений личности, относящихся к коллективному бессознательному, и тех представлений, которые сформировались в процессе социализации личности в конкретном обществе. Важной особенностью, определяющей целостность социальных представлений в российском менталитете, является преобладание моральных регуляторов представлений. Проведено соотнесение основных понятий и категорий, употребляемых разными авторами. В теории С.Московичи интерпретация не выделяется как самостоятельная единица анализа, а включается в определение социального представления, а, согласно теории К.А. Абульхановой, интерпретация является самостоятельной процедурой социального мышления, наряду с социальным представлением. К категории «социальные представления» близка категория «имплицитные представления», широко применяемая американскими психологами-исследователями в рамках когнитивистских подходов к изучению социально-психологической реальности.

 

Глава 2 «Программа эмпирического исследования динамики социальных представлений о празднике у современной российской молодежи» описывает конкретные способы реализации социально-психологического подхода к исследованию динамики социальных представлений о празднике у молодежи.

В разделе 2.1 «Этапы и организация исследования» дается описание принципов организации и этапов выполнения исследования. Оно включало два этапа, первый исследовательский «срез» выполнен на рубеже 1999-2000 гг, второй – на рубеже 2007-2008гг. На первом этапе применялись специально подобраные методики исследования. Выборка была сформирована так, чтобы она охватывала разные регионы страны, разные этнические, возрастные и социальные группы. Применялась анкета открытого типа, разработанная М.И. Воловиковой, метод включенного наблюдения, развернутые интервью, авторская анкета по подготовке к празднику, анализ этнографических данных, анализ свободных сочинений и другие методы исследования, позволяющие провести проблематизацию новой для психологии темы праздника. Одним из важных результатов первого этапа исследования, проводившегося на рубеже 1999-2000 гг., явилось выявление специфичности молодежных представлений о празднике по сравнению с социальными представлениями о празднике взрослых респондентов. Предметом второго этапа выступила динамика социальных представлений о празднике у российской молодежи в период с 1999-2000гг. по 2007-2008 гг. Дано описание выборки.

На двух этапах исследования было опрошено 712 человек, из них, 193 мужчины, 519 женщин разных национальностей из 22 регионов России, жители городов и сел, представляющие три возрастные группы – старшеклассники 14-17 лет, студенты 18-24 лет и взрослые 25-84 лет. Таким образом, выборку составляют молодые (543) и взрослые (169) люди, проживающие в Москве, Смоленске, Красноярске, Туле, Краснодаре, Новосибирске, Омске, Санкт-Петербурге, Коломне, станице Вешенской Ростовской области (русские по национальности), Элисте (калмыки), Йошкар-Оле (марийцы и русские), Казани (татары), Бурятии (буряты и русские), Смоленске (русские), Нальчике и балкарском селе (кабардинцы и балкарцы). Группу экспертов составили специалисты-этнологи разных национальностей. Для изучения динамики социальных представлений у молодежи на втором этапе исследования были опрошены молодые люди, проживающие в Москве, Смоленске, Калмыкии, Кабардино-Балкарии. На двух исследовательских «срезах» сравниваемые группы респондентов были выровнены по возрасту, образовательному статусу (школьники, студенты) и региону проживания.

Раздел 2.2 «Особенности ассоциативного эксперимента и применения методики неоконченного предложения» посвящен изложению методических особенностей ассоциативного эксперимента, который применялся в диссертационной работе для исследования социальных представлений о празднике у молодежи. Для исследования социальных представлений молодых россиян в анкете был сформулирован вопрос: «Назовите первые три слова, которые Вам приходят в голову в связи со словом праздник». Для того, чтобы минимизировать фоновые значения, которые присутствуют в любом ассоциативном эксперименте, в статистической обработке был применен оригинальный способ проведения кластерного анализа, позволяющий минимизировать фоновые значения ассоциативного метода. Модификация заключалась в следующем. Для обработки методом кластерного анализа в качестве случаев использовались средние значения плотности употребления конкретной ассоциации в «своей» группе, т.е. в той части выборки, в которой одновременно проводился ассоциативный эксперимент. Тем самым все участники эксперимента находились в однородной фоновой среде. Частота употребления ассоциации также нормировалась относительно количества участников; именно нормированная частота употреблений ассоциации в выборке принималась нами за измеряемый параметр в кластерном анализе. Описаны методические особенности применения в работе методики неоконченного предложения. Проективная методика неоконченного предложения позволяет исключить влияние заранее выдвинутых гипотез и установок исследователя, а основным недостатком является трудность систематизации и обработки результатов, поскольку обыденный язык чрезвычайно многозначен. Качественный анализ определений праздника, предложенных респондентами, показал сложность и многоаспектность самого феномена праздника, который воспринимается как состояние души, время, особый день, отдых, свобода, жизнь, настроение, подарки, ожидание. Объяснены особенности статистической обработки данных эмпирического исследования динамики социальных представлений о празднике у молодежи. Описана процедура первичной обработки исходного массива данных для подготовки его к применению кластерного анализа. С целью избежать разреженности данных для каждой региональной выборки подсчитана частота упоминания каждого слова-ассоциации и каждого праздника, сформирован массив относительных частот упоминания каждой ассоциации или праздника. Обосновывается выбор статистических методов обработки. Кластерный анализ применен для выделения социальных групп с особыми социальными представлениями (в нашем исследовании в одном кластере оказались все взрослые выборки, а в двух кластерах – все молодежные выборки), а также для выделения ядра и периферии социальных представлений у разных групп молодежи и взрослых.

В Разделе 2.3 «Применение контент-анализа и частотного анализа запомнившихся праздников для изучения динамики социальных представлений молодежи о празднике» изложены методические особенности контент-анализа сочинений, в процессе проведения которого были выделены следующие смыслообразующие единицы: духовно-нравственные ценности: альтруизм, эгоцентризм, ценность семьи, ценность общения, ценность друзей, ценность религии, патриотизм, интернационализм; символическое и ритуальное оформление праздника: застолье, танцы, песни, игры, состязания, подарки, пожелания, выходной, алкоголь, сказка, чудо, природа; субъектность: участие в подготовке к празднику, описание своей деятельности в процессе празднования. Также оценивалась эмоциональная окраска описания запомнившегося праздника. При анализе различались альтруистическая и эгоцентрическая направленности описаний запомнившегося праздника. К эгоцентрической направленности были отнесены проявления в описаниях направленности исключительно на свою значимость, собственные приобретения в основном материального характера. Результаты контент-анализа были обработаны с помощью непараметрического критерия φ* (углового преобразования Фишера). Критическими значениями критерия φ* при уровнях p=0,05 и p=0,1 являются расчетные значения 1,64 и 1,29 соответственно. Изложены методические особенности использования частотного анализа запомнившегося праздника. Частотный анализ позволил выявить наиболее значимые праздники и предположить причины, почему что тот или иной праздник упоминается чаще. В исследовании интерес представляет динамика запомнившихся праздников у молодежи, а также специфичность молодежных предпочтений по сравнению со взрослой выборкой.

 

Глава 3 «Результаты эмпирического исследования динамики социальных представлений о празднике у российской молодежи» содержит анализ результатов, полученных после обработки эмпирических данных вышеописанными методами.

Разделе 3.1 «Определение специфичности молодежных представлений о празднике» описывается специфика молодежных представлений о празднике, выявленная в результате кластерного анализа данных ассоциативного эксперимента (древовидная кластеризация). На Рисунке 1 виден кластер, образовавшийся на третьем уровне последовательной кластеризации. В эту группу попали все «взрослые» выборки. Молодежные выборки сгруппировались на третьем уровне в два кластера. Дальнейшее деление нисходит практически уже к начальным выборкам.

Рисунок 1. Деление на кластеры методом «Объединение (древовидная кластеризация)»

В Разделе 3.2 «Определение ядра и периферии социальных представлений о празднике» изложены результаты исследования структуры социальных представлений о празднике у молодежи и взрослых, представляющей собою стабильное ядро и изменчивую периферию. Основу ядра социальных представлений о празднике у молодежи и взрослых составляют ассоциации радость и веселье. Внешний радиус ядра социальных представлений о празднике взрослых составляют застолье, общение и друзья, а для молодежи - подарки, застолье и друзья. Изменчивость по ассоциативному ряду у молодежи в период с 1999 по 2008 гг. выявлена только по периферической части структуры социальных представлений, представляющей в основном атрибуты праздничного оформления – торт, фейерверк, салют, шампанское, шарики и пр.

В Разделе 3.3 «Результаты частотного анализа ассоциаций со словом «праздник» в изучении динамики социальных представлений у молодежи» представлены результаты частотного анализа ассоциаций со словом праздник у молодежи в исследуемых регионах. У молодежи наблюдается стабильность частоты ассоциаций как с весельем(+2%), так и с радостью(-1,4%) в течение исследуемого периода. Наблюдается заметное (в 2 раза) возрастание частоты ассоциаций у калмыцкой молодежи праздника с подарками (с 7,7% до 13,7%), в группе московской молодежи частота ассоциации подарки уменьшилась в 2 раза (с 11,8% до 4,7%), у молодежи Кабардино-Балкарии уменьшилась с 8,8% до 6,5%.

В Разделе 3.4 «Результаты частотного анализа запомнившихся праздников» описаны результаты частотного анализа описаний запомнившегося праздника со следующими показателями – в период с 1999-2000гг. по 2007-2008 гг. у молодежи выросло упоминание Нового года на 14 %. Самый часто упоминаемый праздник у современной молодежи – Новый год (49%), на втором месте находится день рождения (29%). Следующим по упоминаемости выступает праздник 9 мая (3,6%). Общая динамика по значимости праздников для молодежи следующая: с 1999-2000 гг. по 2007-2008гг. упоминание Нового года увеличилось на 14%, дня рождения – на 1%. Количество упоминаний интернациональных праздников (дня Святого Валентина, Хэллоуина, Святого Патрика) не увеличилось (в сумме снизилось с 3% до 1%). Динамика упоминаний религиозных праздников отрицательная во всех группах молодежи (три молодежные группы представляют три основные конфессии – православие, мусульманство и буддизм).

В Разделе 3.5 «Региональные особенности динамики социальных представлений о празднике у молодежи» представлены результаты исследования динамики социальных представлений о празднике по смыслообразующим единицам. Среди Смоленских студентов в период с 1999-2000гг. по 2007-2008 гг. увеличилась частота упоминаний символическо-ритуального наполнения праздника (критерий Фишера φ*=2,7) и выросла субъектность, упоминание собственной активности в деятельности по подготовке к празднику и проведению праздника (φ* =2,8). У калмыцких школьников возросла частота упоминаний духовно-нравственных ценностей (φ* =1,8). Динамика субъектности попала в зону неопределенности различий (φ* =1,4), поэтому интерпретация давалась по результатам качественного анализа, в котором была выделена положительная динамика по субъектности. Для студентов Кабардино-Балкарии возросла значимость друзей (φ* =1,9), отмечен значительный рост патриотизма (φ* =2,1), также возросло количество упоминаний природы в описаниях запомнившегося праздника (φ* =2,2)

Рисунок 2. Динамика по смыслообразующим единицам (Кабардино-Балкария, Калмыкия, Смоленск).

Как видно на Рисунке 2, в динамике социальных представлений молодежных групп Калмыкии (на 17,4%) и Кабардино-Балкарии (на 14%) выявлен рост значимости семьи, а в Смоленской группе значимость семьи значительно сократилась (на 15,9%). Упоминание единиц народной традиции праздника значительно выше у молодежи Кабардино-Балкарии (на 30%) по сравнению со смоленскими и калмыцкими описаниями. Социальные представления молодежи Кабардино-Балкарии в большей степени демонстрируют сохранность народных традиций, чем у молодых жителей Смоленска. Качественный анализ анкет школьников из Калмыкии показывает положительную динамику возврата к народной традиции, а также уменьшение алкогольных ассоциаций со словом праздник.

В разделе 3.6 «Динамика субъектности праздничной деятельности в социальных представлениях современной российской молодежи» показана положительная тенденция субъектности праздничной деятельности молодежи в период с 1999-2000 гг. по 2007-2008гг. Сделано предположение, что положительная динамика субъектности связана с процессом относительной стабилизации общества. Проанализирована общая отрицательная динамика праздничной субъектности российского общества в связи с развитием общества потребителей и превращения праздника в продукт потребления.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:

1. Специфика социально-психологического исследования феномена «праздник» заключается в комплексном подходе к его изучению и рассмотрению данного феномена как коллективного эмоционального переживания, включающего духовно-нравственную составляющую, выраженную в устремленности к идеалу. Специфика также состоит в изучении психологического значения праздничного ритуала, символической коммуникации, роли праздника в формировании идентичностей (этнической, региональной, социальной, -групповой) в исследовании социально-психологических функций праздника, в представлениях о действиях человека при подготовке к празднику и праздновании как особом виде деятельности.

2. Выявлена динамика праздничного ритуала в молодежной среде: наряду с распадом исторических форм традиционной праздничной культуры у современной молодежи наблюдается интенсивный поиск и апробация новых форм праздничного ритуала. Динамика связана с изменениями границ ритуала, перетеканием праздничных элементов в будни и наоборот, а также с тенденцией превращения праздника в предмет потребления, что превращает субъекта праздничной деятельности в зрителя, которому остается только пассивно сопереживать театрализованному действу.

3. Поскольку праздник как социально-психологический феномен существует с начала развития человеческого общества и на протяжении всей истории человечества, потребность человека и общества в празднике сравнима с базовыми потребностями человека в пище и жилье. Самые тяжелые социальные проблемы молодежи – алкоголизм и наркомания имеют причиной замену настоящей радости химическими суррогатами, и поэтому праздник может служить профилактикой социальных молодежных недугов. В тяжелые времена, когда человек поставлен в условия физического выживания, праздник становится фактором выживания, источником восполнения психических ресурсов.

4. В результате кластерного анализа эмпирических данных и качественного анализа этнографических источников в структуре социальных представлений молодежи о празднике выделено неизменное ядро социальных представлений и периферия. Самый глубинный уровень социальных представлений связан с архетипическими структурами сознания, самый поверхностный – с осознаваемыми социальными явлениями. Архетипическое ядро социальных представлений о празднике содержит подструктуры радость и веселье. Сопоставление с данными смежных наук показывает, что стремление к коллективному переживанию радости в форме праздничного ритуала остается неизменным на протяжении всей истории человечества, начиная с первобытнообщинного строя.

5. С помощью ассоциативного эксперимента и обработки полученных данных методами кластерного и частотного анализов выявлена специфика структуры социальных представлений о празднике у молодежи по сравнению со структурой социальных представлений о празднике взрослых жителей России. Внешний радиус ядра социальных представлений взрослых о празднике составляют застолье, общение и друзья, а у молодежи ‑ подарки, застолье и друзья. Динамика ассоциативного ряда в социальных представлениях молодежи за период с 1999-2000 по 2007-2008 гг. обнаружена только по внешнему радиусу в структуре ядра социальных представлений.

В динамике наиболее значимых для молодежи праздников выявлена региональная специфичность. Общим для всех групп молодежи из разных регионов страны является рост значимости праздника «Новый год». Характерным для молодежи является рост значимости личного праздника - дня рождения, при этом для кавказской и калмыцкой молодежи соотношение между Новым годом и днем рождения со временем существенно не меняется (Новый год упоминается в два раза чаще дня рождения). У смоленской молодежи отмечено увеличение упоминаний личного праздника (дня рождения) с 33% до 45%. Новый год остается самым любимым и запоминающимся праздником как для молодых россиян, так и для взрослых.

6. С помощью контент-анализа свободного сочинения в динамике социальных представлений о празднике у современной молодежи Калмыкии и Кабардино-Балкарии выявлено увеличение значимости семьи, выражающееся в более частом упоминании присутствия родственников и членов семьи в описании, чем именно запомнился праздник.

Выявлена положительная тенденция субъектности праздничной деятельности молодежи в период с 1999 по 2008 гг. Положительная динамика субъектности может быть связана с процессом относительной стабилизации общества и привлечения молодежи к проводимым в регионах программам по возрождению народной культуры, в частности праздничной.

7. Получены статистически значимые данные по увеличению проявлений эгоцентризма (с 8% до 16%) молодых людей, выражающихся в том, что в представлениях о празднике все большую значимость приобретают подарки и их стоимость, а также нахождение в центре внимания.

8. Не подтвердилась гипотеза об интернационализации социальных представлений о празднике у молодежи. Динамика значимости таких праздников как день святого Валентина, Хэллоуин, день святого Патрика и пр. низкая, отмечено суммарное падение упоминаний с 3% до 1% на уровне единичных упоминаний.

9. Региональная специфичность современного праздничного ритуала у молодежи выявлена на примере Северо-Кавказского региона. Социальные представления молодежи Кабардино-Балкарии в большей степени демонстрируют сохранность народных традиций, чем у молодых жителей Смоленска. Именно опора на народные формы празднования позволяет руководству республики и города Нальчик успешно вводить новые праздники, оставляющие след в памяти человека.

Публикации по теме диссертации в изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Тихомирова, С.В. Социальные представления о празднике у молодежи / С.В.Тихомирова // Вестник Университета (ГУУ), социология и организационное управление. – 2008. – №4. – С. 104-107. – 1 п.л.

Монография:

2. Тихомирова, С.В. Психология и праздник: праздник в жизни человека / А.М.Борисова, М.И.Воловикова, С.В.Тихомирова; М.: ПерСэ, 2003.– 142 с.. – 9 п.л. – Авторское участие 30%.

Другие публикации по теме исследования:

3. Тихомирова, С.В. Representation of celebrations among adults and teen’s: pilot study / S.V.Tikhomirova, M.I.Volovikova // XVI Biennial ISSBD Meeting Beijing, China, July 11-15, 2000. – 0,1 п.л.

4. Тихомирова, С.В. Исследование личностных представлений о празднике: Россия и Болгария. / М.И.Воловикова, М.Д.Няголова, С.В.Тихомирова // Homo Balkanicus. Поведенческие сценарии и культурные роли. Античность. Средневековье. Новое время. Балканские чтения 6. Тезисы и материалы. – М.: Ин-т славяноведения РАН, 2001. – С. 129-131. – 0,2 п.л.

5. Тихомирова, С.В. Установка на радость (исследование личностных представлений о празднике) / М.И.Воловикова, С.В.Тихомирова //Материалы конференции, посвященной 50-летию со дня кончины Д. Узнадзе. – Тбилиси: Ин-т психологии АН Грузии, 2001. – С. 58-60.– 0,2 п.л.

6. Тихомирова, С.В. Этические ценности народов России: психологический аспект / М.И.Воловикова, Л.Л. Гренкова, С.В.Тихомирова // Материалы IV Конгресса этнографов и антропологов России: тезисы докладов. Нальчик, 20-23 сент. 2001 г. – М., 2001. – С. 132. – 0,1 п.л.

7. Тихомирова, С.В. Интернет как новая среда языкового развития / С.В.Тихомирова // IV конгресс этнографов и антропологов России: тезисы докладов. Нальчик, 20-23 сентября 2001г. – М:, 2001. – C.190. – 0,1 п.л.

8. Тихомирова, С.В. Роль праздника в формировании позитивной установки на этническую идентичность / М.И.Воловикова, С.В.Тихомирова // IV конгресс этнографов и антропологов России: тезисы докладов. Нальчик, 20-23 сентября 2001г. – М., 2001. – С.180. – 0,1 п.л.

9. Тихомирова, С.В. Роль праздника «Новый год» в жизни молодежи России / С.В.Тихомирова // V конгресс этнографов и антропологов России. Омск, 9-12 июня 2003г. Тезисы докладов. – М., 2003. – С. 208. – 0.1 п.л.

10. Тихомирова, С.В. The children of Perestroika: moral development and representations of holiday / S.V.Tikhomirova, M.I.Volovikova // XI European Conference on Developmental Psychology. August 2003, Catholic University of Milan, Italy. – P. 227. – 0,5 п.л.

11. Тихомирова, С.В. Подготовка к празднику у русской молодежи: этнопсихологическая специфика социальных представлений / С.В.Тихомирова // VI конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы. Санкт-Петербург, 28 июня -2 июля 2005. – СПб., 2005.– С. 481-482 – 0,1 п.л.

12. Тихомирова, С.В. Подготовка к празднику у русских: этнопсихологическая специфика социальных представлений / А.М.Борисова, М.И.Воловикова, С.В.Тихомирова, И.Н Флерова // Вестник Российского Гуманитарного научного фонда, 2006. – №3. - С. 202-210. – 1 п.л.

13. Тихомирова, С.В. Место и роль праздника в духовно-нравственном самоопределении личности. / С.В.Тихомирова, М.И.Воловикова // Материалы III Национальной научно-практической конференции «Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты», Москва, 12-14 декабря 2006 г. – Т. 1. – М., 2006. – С. 163-164. – 0,3 п.л.

14. Тихомирова, С.В. Психосоциальные функции праздника для разных социальных групп и общностей/ С.В.Тихомирова // VII Конгресс этнографов и антропологов России, Саранск, 9-14 июля 2007 г. – Саранск, 2007. – С. 199-200. – 0,1 п.л.

15. Тихомирова, С.В. Psychology and the Holiday (Preface) / A.M.Borisova, S.V.Tikhomirova, M.I.Volovikova //UP-DATE: Bulletin of the British and European Psychology Group. – 2007. – No 26. – P. 2. – 0,2 п.л.

16. Тихомирова, С.В. Нравственный потенциал праздничной культуры / С.В.Тихомирова // Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том III. – Ростов-на-Дону, 2007. – С. 239. – 0,1 п.л.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: