Электрические машины постоянного тока

По назначению электрические машины постоянного тока делятся на генераторы и двигатели.

Генераторы постоянного тока применяют в тех областях техни­ки, в которых для технологических целей требуется постоянный ток: электролиз, электрическая сварка, а также для питания дви­гателей постоянного тока.

Двигатели постоянного тока применяют для подъемных уст­ройств, в электрической тяге, для приведения в действие прокат­ных станов, гребных винтов судов и в других видах регулируемого электропривода.

На строительстве постоянный ток применяют для электропривода мощных экскаваторов, получающих питание от двигателя-генератора, преобразующего энергию переменного тока в энер­гию постоянного тока, а также для зарядки аккумуляторов и в редких случаях для электрической сварки.

Устройство машины постоянного тока. Основными частями ма­шины постоянного тока (рис. 2.6) являются: неподвижная часть — статор, вращающийся ротор-якорь и два подшипниковых щита. Ста­тор состоит из станины, сердечников полюсов электромагнитов, выполненных из тонких листов стали, изолированных друг от дру­га лаковой пленкой или тонкими листами бумаги. На сердечники

катушки из изолиро­ванной медной проволоки, являющиеся обмоткой воз­буждения машины.

Ротор машины, называе­мый в машинах постоянного тока якорем, представляет собой цилиндрическое тело, собранное из тонких листов стали, так же как сердечни­ки электромагнитов. В якоре машины устраивают пазы для размещения обмотки, концы которой прикрепляют к пла­стинам коллектора, изолиро­ванным друг от друга и вала якоря непроводящим матери­алом — миканитом.

На внешнюю поверхность коллектора накладывают щет­ки, которые при помощи тра­версы прикреплены к неподвижной части машины. При вращении якоря вращается также и коллектор, а щетки скользят по его поверхности, ос­таваясь неподвижными. Вал якоря вра­щается в подшипниках, закрепленных в подшипниковых щитах.

 

Рассматривая упрощенную схему (рис.2.7), на которой между двумя маг­нитами расположен один вращающийся виток обмотки якоря, можно понять на­значение и принцип действия коллекто­ра. Концы обмотки якоря соединены с двумя пластинами коллектора, по кото­рому скользят две щетки. При вращении якоря в его проводниках будет наводиться синусоидальная пере­менная электродвижущая сила. При наличии коллектора с верх­ней щеткой все время оказывается соединенным проводник, дви­жущийся под северным полюсом, а с нижней — проводник, движущийся под южным полюсом электромагнита. В результате этого между щетками будет действовать ЭДС, изменяющаяся во време­ни (рис. 2.8). Все точки кривой расположены выше нулевой линии (напряжение все время будет сохранять один знак). Таким образом, коллектор выпрямляет переменное напряжение.

Но ЭДС (см. рис. 2.8) еще не является напряжением постоянного тока, так как его величина два раза за один оборот якоря претерпе­вает изменения от нулевого значения до максимального.

Если намотать на якорь обмотку, состоящую не из одного, а из двух витков, и расположить их на якоре перпендикулярно один другому, то ЭДС, которые наводятся в них при вращении якоря, будут отличаться друг от друга по фазе. В тот момент, когда в одном витке ЭДС будет равна нулю, в другом она будет иметь максималь­ное значение.

 

 


При соответствующем соединении витков наводимые в них ЭДС будут складываться и на щетках машины получится суммарное напряжение, которое имеет значительно меньшие колебания по величине (рис. 2.9).

В выпускаемых заводами машинах постоянного тока обмотки якоря имеют значительно большее число катушек и пластин кол­лектора. Соответственным увеличением числа катушек обмотки и пластин коллектора получают суммарное напряжение на щетках (выводах) генератора с весьма малыми колебаниями по величине.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: