Действие Конвенции в пространстве

По общему правилу государства могут быть привлечены к ответственности лишь за те нарушения, которые произошли на подчиненных им территориях. Однако это не исключает возможности того, что произошедшие за пределами территории государства нарушения могут стать основанием для разбирательства жалобы против него в Европейском Суде. Суд в своей практике уже признавал ответчиками но делу государства, которые непосредственно, либо через свои вооруженные силы или подчиненную им местную администрацию, де-факто контролировали обстановку на официально не принадлежащей им территории.

4. Подведомственность жалобы Суду является подведомственность предмета рассмотрения Европейскому Суду. Суд не раз указывал на то, что он не является «судом четвертой инстанции», поэтому отказ национальных судов в защите прав заявителя не порождает автоматически его право на обращение в Европейский Суд. Суд имеет свою, специальную предметную компетенцию, а именно жалобы на нарушения прав и свобод, охраняемых Конвенцией. Перечень этих прав приводится в разделе Конвенции и в Протоколах № 1, 4, 6, 7 к ней.

При подаче жалобы заявитель должен указать, какие из охраняемых Конвенцией прав были нарушены действиями государства-ответчика. Именно здесь «дисквалифицируется» немало жалоб, претендующих на рассмотрение в Суде. Формулировки Конвенции, как и любого основополагающего документа, носят общий характер и требуют дальнейшей конкретизации. Поэтому необходимо оценить перспективы жалобы не только исходя из буквального текста Конвенции, но и с учетом прецедентного права Суда, корпус решений которого раскрывает пределы прав, изложенных в ней. Неоднократно Суд объявлял жалобы, поданные против России, неприемлемыми.

Жалоба также может быть признана неприемлемой, если предмет рассмотрения подпадает под действие заявленной государством оговорки. В соответствии со ст. 57 Конвенции, такая оговорка должна отвечать определенным условиям: 1) она должна была быть завялена уже при подписании или ратификации Конвенции; 2) она должна быть сделана в отношении конкретного закона, действующего на момент ратификации и 3) она должна сопровождаться кратким изложением этого закона. Вопросы о правомерности применения оговорок к тем или иным обстоятельствам, а также о соответствии самих оговорок требованиям Конвенции, подлежат проверке Суда при разрешении им конкретных дел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: