Особенности социального развития

- младенец живет в совершенно специфической социальной ситуации развития, где единственным средством удовлетворения его потребностей является другой человек — взрослый. Абсолютно все проявления младенца опосредованы взрослым, а ведущим видом деятельности является эмоциональное общение со взрослым; - основное новообразование младенческого возраста обозначается Л. С. Выготским термином «пра-мы» и подразумевает изначальную психическую общность матери и ребенка; - взаимоотношения матери и ребенка складываются в течение первых трех месяцев жизни и определяют качество их привязанности к концу года и в последующем; - поведенческие компоненты привязанности включают в себя сигнальное поведение (плач, улыбка, голосовые сигналы), ориентировочное поведение (взгляды), локомоции, вызванные поведением другого человека (следование, приближение), а также активные действия, направленные на достижение физического контакта (попытки карабкаться, обхватывать руками и прижимать, цепляться); - подражание См. ниже: Особенности социальной ситуации развития младенца; Развитие привязанности; Эмоциональное общение со взрослым - ведущий вид деятельности младенца;

Особенности психического развития

- происходят важнейшие приобретения в плане психического развития: * отделение сна от бодрствования, постепенное превращение бодрствования в особый период активности и деятельности; * выделение первого объекта в окружающей действительности (взрослый, ухаживающий за ребенком); * появление первой ответной реакции в ответ на воздействия взрослого (положительная эмоциональная реакция и свидетельствующая о ней улыбка); * зарождение и развитие первой формы поведения - комплекса оживления; * развитие органов чувств, выражающееся в проявлении зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого. - отсутствуют сложившиеся формы поведения при наличии минимального количества врожденных рефлексов - наиболее быстро развиваются органы чувств по сравнению с движениями - социальная опосредованность жизни с первых ее дней - закладываются основы здоровой личности в виде базального чувства доверия; -первоначальное переживание «слитости» себя с взрослым предшествует возникновению сознания собственной личности, то есть осознанию своего «Я»; - раннее осознание «телесного Я» у ребенка связано прежде всего с опытом тех движений и действий, которые малыш осуществляет в процессе освоения пространства своего физического тела; - в первые месяцы жизни когнитивно-аффективные компоненты образа своего «Я» еще четко не дифференцированы на позитивные и не позитивные; - во втором полугодии жизни формируется представление о себе как о деятеле: ребенок различает успешность/не успешность собственных практических манипуляций; - эмоциональное восприятие ребенком себя и окружающего мира зависит от того как родители обращаются с ним и как ведут себя в разных жизненных ситуациях; - во втором полугодии жизни у ребенка появляется стойкое расположение к родным людям и параллельно развивается отрицательное отношение к незнакомцам.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: